Меню

В Челябинске разочарованы: эталонные тарифы задерживаются

03.06.2019 16:47 - автор Сергей Таран
В августе 2018 года в ходе заседания комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин принял решение об эталонных тарифах для ЖКХ. И уже этим летом регионы должны были начать формирование тарифов ЖКХ с учетом эталонных затрат. Однако не вышло...
В Челябинске разочарованы: эталонные тарифы задерживаются


Фото из архива «Вечернего Челябинска»

Давно известно, граждане устали от постоянных повышений тарифов. Впрочем, как и вся экономика – трудно что-то планировать под непрерывным дождем роста цен.

Ответ – в поручении президента правительству: «принять решения, направленные на совершенствование тарифного регулирования в энергетике и ЖКХ».

Что предлагалось? Ввести эталонный принцип формирования тарифов, долгосрочные тарифы на 5–10 лет, а также ограничить регионам возможности поднимать тарифы для граждан выше установленного уровня без согласования с ФАС. Контрольная дата, которую определил глава государства, – 31 августа. Тогда же он заявил:
– Сейчас в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а, соответственно, в карманы конкретным лицам, тем, кто принимает решения подобного рода.
Принцип эталонных тарифов позволит этого избежать.

ФАС даже оценила экономию потребителей от новой методики расчета эталонной сбытовой надбавки: за три года – почти 13 млрд рублей.

В настоящее время тарифы для каждой теплоснабжающей и сетевой организации ежегодно устанавливают власти регионов. Считается, что в этом-то и кроется корень зла: расходы энергетиков зависят от того, «как договоришься» с местными властями. Возникла надежда, что эталонные тарифы помогут освободить энергетиков от произвола чиновников и даже привлечь инвестиции в отрасль.

И вдруг на излете весны Виталий Мутко, курирующий в правительстве строительство, заявил, что «вопрос об эталонных тарифах в ЖКХ требует дополнительного обсуждения». По словам вице-премьера, вопрос введения в России эталонных тарифов в сфере ЖКХ пока не решен и требует дополнительного обсуждения из-за существенных различий инфраструктуры регионов.

Напомним, эталонный принцип в сфере регулирования тарифов основан на применении долгосрочного норматива эффективных затрат. В частности, Федеральная антимонопольная служба предлагает снижать высокие тарифы по передаче электроэнергии и доводить их до эталона. А позднее – распространить этот принцип на тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Однако по этому вопросу у ведомств нет единства.
– Как в такой стране может быть эталон, если в одних регионах мы топим сырой нефтью, в других – мазутом, третьи работают на газе, а четвертые – на электричестве? Расстояния, доставка сырья, изношенность сетей – это все имеет значение, – сказал Виталий Мутко. По словам чиновника, в настоящее время принята нормативная база для перехода на принцип «альтернативной котельной» в тарифообразовании, регионы могут пользоваться им для определения справедливых тарифов.
Главное здесь в том, чтобы формирование тарифа на тепло рассчитывалось «в долгую», на 10 лет и более.

«Вечерний Челябинск» обратился в региональный минтариф, чтобы узнать компетентное мнение на этот счет. Вот что ответили в минтарифе:
– В настоящее время эталонный принцип расчетов в тарифном регулировании на законодательном уровне предусмотрен только для определения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии. При этом уровень затрат определяется Федеральной антимонопольной службой, а на региональном уровне он применяется в соответствии с параметрами конкретного гарантирующего поставщика. В Челябинской области, как и во всей стране, этот метод применяется с 2018 года. По остальным видам коммунальных услуг до внесения изменений на уровне федерального законодательства принципы эталонных затрат не могут применяться.