Меню

Ребенок замкнулся в себе. Что делать?

24.02.2020 07:45 - автор Ирина Яббарова
Как найти подход к ребенку – в нашей постоянной рубрике “Консультация психолога».
Ребенок замкнулся в себе. Что делать?


Фото Дмитрия Куткина

– Не понимаю, что происходит с ребенком. Сын замкнулся в себе, не хочет делиться своими интересами, как добиться его доверия?

На вопрос отвечает психолог, судебный эксперт Жанна Кулькова.

– Если ребенок стал замкнут, недоверчив и скрытен, это беспокоит родителей. Чем меньше ребёнок, тем больше родители беспокоятся. Многим взрослым кажется, что их дети должны быть жизнерадостны всегда, и чем младше ребенок, тем чаще и больше радости он должен испытывать, быть всегда открытым, доверчивым и улыбчивым, что у детей почти всегда должно быть хорошее настроение. Но это заблуждение. Дети, а особенно подростки, могут огорчаться, обижаться, расстраиваться и даже злиться. Негативные эмоции не только допустимы, но могут быть и в определенной степени полезны для растущих, взрослеющих личностей тем, что расширяют их социальный репертуар.

image2.jpgЗачастую родители стремятся во что бы то ни стало знать причины плохого настроения, негативных эмоций. Конечно, если речь идет о затяжном унылом настроении, ярко выраженных пессимистических установках ребенка, то мама или папа должны поговорить, расспросить и поддержать, помочь в преодолении негатива. Но если это некоторая отстраненность, задумчивость, грусть, то следует для начала повнимательнее присмотреться, оценить, насколько это повод для тревоги. Может быть, это влюбленность. Может быть, размышления о себе.

В настоящее время, когда иногда излишне нагнетается ажиотаж вокруг детско-подростковых проблем, родители дергаются по малейшему поводу. Соглашаясь с тем, что лучше «перебдеть, чем недобдеть», мы, психологи, призываем родителей быть более тактичными, адекватными по отношению к собственным детям. Если решили разузнать и выспросить у ребенка о его проблемах, то проявите внимание, уважение и деликатность. Избегайте критики, прямолинейных и безапелляционных суждений, категоричности в оценках. Терпеливое и доброжелательное слушание – основа доверительного разговора с ребенком или подростком. Перебивая, делая скоропалительные выводы, минимизируя значимость того, чем делится ребенок, мы надолго, иногда навсегда, отбиваем у него охоту обсуждать со взрослыми важные с его точки зрения темы.

Как расспросить, если поведение ребенка настораживает или кажется необычным

Один из успешно срабатывающих вариантов – вопрос: «Мои знакомые никак не могут разобраться, что происходит с их дочерью (или сыном). Помоги, пожалуйста!». Дети охотно рассказывают о как бы постороннем, другом человеке, а на самом деле прямо говорят, что именно их беспокоит, с какой именно проблемой они в настоящее время столкнулись. Таким образом, можно узнать, что сейчас актуально, значимо, что волнует, с кем и какие проблемы. А дальше родители принимают решение: является ли эта история действительно проблемой, самим ли «разруливать» ситуацию, привлекать ли к помощи ребенку специалиста. Это уже зона личной и совместной ответственности родителей.