Меню

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

23.06.2010 15:26 221 (11354)


14 тысяч южноуральцев пострадали в результате деятельности финансовых пирамид. А сумма, потраченная за последние два года на разбирательства в различных инстанциях, составила ни много ни мало 40 миллионов рублей. Причину бедственного положения граждан, оказавшихся в числе обманутых вкладчиков, а также многомиллионных расходов налогоплательщиков эксперты от государства видят… в финансовой безграмотности населения и безответственности.

Кто виноват?

— Граждане не привыкли нести ответственность за свои поступки, — уверен эксперт-аналитик Олег Московский. – Более 40 процентов населения считает, что государство обязано компенсировать потери, которые они понесли. При этом своей вины в случившемся признавать никто не хочет. Когда ко мне приходят на приём обманутые вкладчики, я задаю им пять-шесть вопросов о деятельности той организации, которой они отдали свои деньги. Как правило, ничего вразумительного они ответить не могут, зато все говорят об обещанных процентах.

Жадность, безответственность, излишняя доверчивость — вот, по мнению эксперта, три фактора, сыгравшие злую шутку с обывателями. Да, безусловно, в чём-то он прав. Все эти качества есть в большей или меньшей мере в каждом, кто проживает на бывшем постсовковом пространстве. О финансовой грамотности и вовсе говорить не приходится. Действительно, жалко выброшенных на ветер «народных» 40 миллионов и потраченного зря времени.

Но при этом почему-то сбрасывается со счетов ответственность самого государства, ответственность за то, что в стране процветают финансовые пирамиды, законы не действуют, контроля над их соблюдением нет. Вместо того чтобы решать проблемы на государственном уровне, в качестве альтернативы предлагается «судить вкладчиков, которые отдают свои деньги, тем самым помогая разным мошенникам».

Те же критерии действуют у чиновников и для тех, кто взял кредит, а выплатить по причине кризиса не может: нужно было здраво оценивать свои возможности, и уж если влез в долги — сам виноват.

— Я бы рекомендовал брать кредит лишь в том случае, если выплаты не превышают треть заработной платы, — комментирует Московский.

Неплохо бы, по мнению эксперта, призвать к ответственности директоров предприятий, подписывающих справку 2НДФЛ для получения ипотеки или автомобиля. Ведь нет никакой гарантии, что их предприятие будет в течение длительного срока стабильно работать и обеспечивать подобный заработок своему работнику. Конечно нет. Даже государство, как оказалось, не может гарантировать своим гражданам стабильность и защиту, что же требовать от простых директоров?

Кто не виноват?

Если для населения гарантий нет, то банки себя обеспечили подстраховкой. Изначально смысл банковской системы — оправдать все свои риски.

— Банки терпят убытки в крайне редких случаях, в отличие от населения, которое как раз не защищено, — заявляет директор челябинского филиала НП СРО ассоциации российских магистров оценки Константин Белорыбкин. – Были случаи, когда люди продали старую квартиру, чтобы внести первоначальный взнос, получить кредит и купить новое жильё, а в результате кризиса потеряли всё.

Банки своей выгоды не упускают даже в кризис. По статистике каждый пятый, обратившийся за кредитом, деньги не возвращает. Расплачиваются за афериста четверо остальных добропорядочных граждан. Вот и думайте, выгодно ли быть честным клиентом банка? К тому же, когда у этих добропорядочных граждан, «добровольно» помогающих банку, случаются проблемы, банк не слишком спешит им на помощь.

Вполне может быть, что в то самое время, как вы ведёте переговоры об отсрочке и кажется, что вашей проблемой прониклись и пошли навстречу, ваше имущество, находящееся в залоге, уже реализуется. Или ваш долг перепродали коллекторам. Что, кстати, весьма распространено. По словам Белорыбкина, за первую половину года таких перепродаж по всей стране зафиксировано на общую сумму 20 миллиардов рублей, а к концу года цифра увеличится до 1,3 миллиарда долларов.

— Роспотребнадзор выступает против подобных сделок, считая их незаконными, — продолжает Константин Аркадьевич. — Поскольку коллекторские агентства не являются поставщиками услуг, как банки, и права потребителей в этом случае нарушаются.

К тому же игнорируется закон о проведении обязательной оценки имущества в случае возникновения ипотечных споров. Тем не менее подобная практика процветает повсеместно.

Что делать?

Итак, определив, что «корень зла» в финансовой безграмотности граждан, государство принялось за решение проблемы. Программа ликбеза направлена на то, чтобы научить россиян правильно сохранять свои сбережения, а заодно обеспечить банки подходящими клиентами.

Ведь им нужны клиенты со средним и выше уровнем дохода — это базис их стабильной работы, люди, способные возвращать кредиты, выдача которых стала едва ли не основной формой заработка банкиров. Срок действия программы рассчитан на пять лет, с 2009-го по 2014 год. 110 миллионов долларов выделяет Всемирный банк, правда в долг, — каким образом будут возвращать эти деньги, история умалчивает.

— В этом году Ассоциация российских банков организовала проект по финансовой грамотности, запустила интернет-телевидение, то есть что-то уже делается, — объясняет Олег Московский официальную позицию и от себя добавляет: — Я не верю, что это поможет населению. Здесь нужно задействовать всю систему, начиная со школы.

В ближайшее время решается вопрос о введении финансовых судов. Появление новой структуры позволит разгрузить судебные инстанции, буквально заваленные большим количеством заявлений по финансовым делам. Планируется и создание комиссии по независимой оценке кредиторской задолженности.

Из реальных дел можно назвать пока только одно: в Челябинске на базе филиала НП СРО ассоциации российских магистров оценки проводятся бесплатные консультации для граждан, имеющих проблемы с выплатой кредита. Тем же, кто ещё только задумывается завести «роман» с банком, советуют изучать, анализировать, сопоставлять, выявлять все условия, скрытые комиссии, риски, словом, быть настоящим финансистом. Не можете? Либо учитесь, либо бегите от банка на пушечный выстрел.

Виктория ОЛИФЕРЧУК