Меню

Коробейники в белых халатах

23.08.2007 00:00 156 (10791)


Челябинцы давно привыкли к визитам незваных гостей, именующих себя менеджерами по продажам. С льстивой улыбкой они появляются на порогах наших офисов и квартир и навязывают незатейливый ширпотреб сомнительного качества. Спрос на такие товары с доставкой на дом падает. Впрочем, изобретательность «сетевиков» не знает предела.

Продавцы счастья

Новое племя коробейников пошло в народ с хитрыми приборами для оздоровления. Редкий пенсионер не жалуется на здоровье. Практически у каждого букет хворей. Вот бы изобрели специальный прибор, который избавит от всех болезней! Ведь так хочется верить в чудо.

И тут на пороге появляется продавец счастья. Как правило, женщина, приятная во всех отношениях. Под маской благотворительницы, жутко заинтересованной проблемами пожилого человека, она предлагает волшебный аппарат «от всех болезней». Удержаться от искушения непросто: чудо-техника продается пенсионерам по льготной цене.

Ох уж это сладкое слово «льгота»! Как тут не проглотить наживку!

— Моей маме 88 лет. Недавно она перенесла инфаркт. Только выписалась из больницы, как к ней в квартиру пришла женщина в белом халате. Назвалась лечащим врачом и предложила купить вибромассажер, — рассказывает наша читательница Валентина Иванова. — Вдобавок пообещала бесплатную путевку в санаторий. Мама заплатила две тысячи рублей.

Когда Валентина ознакомилась с инструкцией к вибромассажеру, то поняла, что «безобидный» прибор противопоказан ее маме. Понесла его в фирму «АРД «Континент», написала заявление с требованием вернуть деньги. Шло время, но деньги нашей читательнице никто не вернул.

В согласии с правилами?

В управлении Роспотребнадзора по Челябинской области нам сообщили: летом к ним поступали заявления от покупателей, которые просили помочь в возврате денег за приборы, приобретенные у представителей благотворительного фонда «АРД «Континент». Специалисты отдела защиты прав потребителей провели внеплановую проверку предприятия.

Выяснилось, что приборы зарегистрированы в России, имеют санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия. Как сообщили в пресс-службе управления Роспотребнадзора по Челябинской области, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (в том числе медицинские приборы и аппаратура) возврату и обмену не подлежат.

Казалось бы, тут можно поставить точку. Фирма торгует правильными изделиями и не должна принимать качественный товар обратно. Но возникает вопрос: если распространители добросовестно выполняют свою работу, тогда зачем они представляются «социальными работниками, контролирующими порядок оказания льгот ветеранам»? Ведь статус соцработника никак не ассоциируется с торговцем.

Цыганский развод

Прояснил ситуацию председатель Челябинской областной общественной организации «Центр правозащиты потребителей», эксперт Союза потребителей России Иван Мазин. Он не понаслышке знает об истории с вибромассажерами от благотворительного фонда «АРД «Континент».

В общественную организацию за помощью обратилась пенсионерка Александра Тихоновна Захарчук. Она купила вибромассажер, но лечащий врач сказал, что при ее заболевании пользоваться прибором противопоказано. В Центре правозащиты потребителей пенсионерке помогли — купили у нее аппарат. Мазин как эксперт провел свое расследование и пришел к выводу, что реальная стоимость прибора не превышает 800 рублей.

А поскольку распространители называют себя представителями благотворительного фонда или социальными работниками, речь идет о деятельности, основанной на предоставлении недостоверной информации. А это уже нарушение прав потребителей (пункт 1 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей»).

Иван Семенович дозвонился и до самого благотворительного фонда, который находится в Москве. Но в столичном офисе так и не ответили, в чем, собственно, суть их благотворительной деятельности. А когда попросил прислать ему по факсу накладные с истинной стоимостью приборов и адрес изготовителя, в телефонной трубке раздались короткие гудки.

Не верьте на слово

Вы, конечно, не хотите стать жертвой обмана? Тогда прислушайтесь к советам эксперта Союза потребителей России. Прежде всего ни в коем случае не верьте на слово. Все обманы происходят из-за того, что человек забывает это простое правило. Во-вторых, требуйте сертификат соответствия и полную информацию об изделии: завод-изготовитель, потребительские свойства, противопоказания.

В-третьих, при продаже прибора медицинского назначения необходимо разрешение Министерства здравоохранения. В документе должна быть точная формулировка: разрешено для применения в домашних условиях. Если этого нет, значит, продажа незаконная.

Как правило, аппараты медицинского назначения, получившие официальное признание Минздрава РФ, продаются в аптечной сети, в магазинах медтехники. И наконец, универсальный совет для всех потребителей: если вы оказались в затруднительном положении и не знаете, как поступить, обращайтесь в общественную организацию«Центр правозащиты потребителей» (телефон 775-39-19).

— А покупателям вибромассажеров, которые пытаются вернуть деньги за прибор, рекомендуем обращаться в суд. Мы готовы оказать содействие в этом вопросе. Можем провести серьезную экспертизу прибора на базе Центра независимой потребительской экспертизы Санкт-Петербурга, — предлагает эксперт Иван Мазин.

Кстати, в прошлом году в Тюмени был создан судебный прецедент по рассмотрению спора о расторжении договора купли-продажи медицинского аппарата надлежащего качества с фирмой «АРД «Континент». В суде требования потребителей и доводы управления Роспотребнадзора были признаны законными и обоснованными.

Процедуру назначит врач

Иногда медицинские приборы с доставкой на дом бывают не просто бесполезными. Они могут повредить здоровью. Впрочем, врачи не отрицают: грамотное использование физиотерапевтических аппаратов эффективно при лечении многих заболеваний. Но, во-первых, процедуру может назначить только врач. Во-вторых, это лишь вспомогательный метод лечения. Чудо-приборов, способных исцелить больного от всех недугов, не существует.

— У нас есть аппаратура с широким спектром действия, — говорит директор физиотерапевтической поликлиники физиотерапевт высшей категории Татьяна Третьякова. — Например, аппараты магнитотерапии. Но в любом случае лечить должен профессионал. Только врач берет на себя ответственность за конкретного пациента.

Существуют как бытовые, так и профессиональные аппараты. Если помните, одно время у нас очень активно рекламировались аппараты «Витязь». Они являются профессиональными. Если, скажем, бабушка его купит, то не сможет им пользоваться. Она отдаст всю свою пенсию, залезет в долги, но пользы он не принесет. Деньги просто будут выброшены на ветер.

Поэтому мы категорически против бесконтрольной продажи медицинской техники. У нас есть врачи-физиотерапевты. Если человек приобрел медицинский аппарат, не нужно назначать себе лечение самостоятельно. Проконсультируйтесь со специалистом. Если врач не увидит противопоказаний, он укажет точки, на которые нужно воздействовать, дозу — и, пожалуйста, лечитесь дома. Но все же лучше это делать под наблюдением врача.

Наталья ФИРСАНОВА
РИСУНОК КОНСТАНТИНА МАЛЬЦЕВА