Меню

Почему школьники боятся экзаменов

03.05.2007 00:00 79 (10714)

В конце апреля по городу поползли слухи: челябинские школьники собираются устроить под окнами местных органов образования митинг. Протестовать вздумали девятиклассники. Повод — новые «правила игры» в сдаче выпускных экзаменов. Якобы только месяц назад стало известно о некоторых изменениях в итоговой аттестации. Что же произошло? Это и попыталась выяснить «Вечерка».

Опыты над девятиклассниками

Для начала разъясню ситуацию по поводу экзаменов, которые сдают ученики. В одиннадцатом классе — всем известный ЕГЭ. Южноуральские выпускники уже приноровились к единому государственному — апробируется он уже не первый год, поэтому опыт прошлых лет учитывается.

О тестовой форме экзамена много спорят (об этом чуть ниже), но факт остается фактом: с 1 января 2009 года ЕГЭ перестанет называться экспериментом и станет обязательным для всех.
Девятиклассники, как известно, тоже сдают четыре экзамена. Вот по их поводу и разгорелся сыр-бор.

Потому что над южноуральскими учениками, что получают аттестаты о неполном среднем образовании, можно сказать, проводят опыты!
«Вечерка» уже сообщала, что в Челябинской области и ряде других регионов идет эксперимент по переходу от оценивания выпускников девятых классов на внутришкольных экзаменах к аттестации независимой экзаменационной комиссии.

Другими словами, вместо изложений и контрольных работ, а также устных ответов (по билетам, когда были заранее известны вопросы) девятиклассникам устраивают тесты. Три года проведение экзаменов для девятых классов в такой форме особых затруднений не вызывало. Что же случилось сейчас?

Тесты вытеснили устные ответы

— Если в прошлом году девятиклассники сдавали в тестовой форме только два экзамена — русский язык и математику, то в нынешнем таким образом будут проводиться девять, — на вопрос журналиста, есть ли какие-то изменения по сравнению с прошлым годом в аттестации девятиклассников, ответила Галина ГРУЗИНОВА, главный специалист городского управления образования. — Как вы знаете, экзамены по русскому и математике для всех обязательны, еще два из семи предложенных школьники выбирают самостоятельно.

Получается, что каждому придется в общей сложности сдать четыре теста. Эту форму предложило министерство образования и науки Челябинской области. Мы не вправе что-то менять…

— О новых формах проведения экзаменов стало известно незадолго до выпускных. Как вы относитесь к этому? — задаю еще один вопрос.

— Конечно же, хотелось обо всем этом узнать в начале учебного года. Сейчас надо готовить для сдачи экзаменов по-новому не только детей, но и педагогов, которые будут принимать экзамены.

Для экспертов как раз в эти дни совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования проводим семинары…
«А в чем, собственно, проблема? — спросят меня читатели «Вечерки. — Подумаешь, заменили устные ответы по вопросам на тесты!» Но, уверяю вас, не все так просто…

Сейчас у девятиклассников самый настоящий психологический шок.
В течение года, а то и двух школьники готовились к экзаменам по специальным книжечкам, откуда раньше брались текст и задания, по вопросам билетов. Месяц назад  пришло известие, что тексты и задачи будут другими...

О физиках и лириках

Если посмотреть на результаты ЕГЭ (а это тесты) в одиннадцатых классах, особенно по точным предметам, невозможно не заметить проблем. О них, к слову, говорил во время приезда в Челябинск руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор БОЛОТОВ.

«Как только по алгебре стал проводиться ЕГЭ, — отмечал он, — обнаружилось, что в такой форме экзамен многие российские школьники, особенно те, кто не учится в классах с углубленным изучением математики, не в состоянии сдать даже на тройку». Уже в этом году планировалось заменить ЕГЭ по алгебре на традиционный экзамен.

Многие специалисты считают, что это правильно. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН на одной из пресс-конференций сказал: «Чем человек более гуманитарен, тем сложнее ему сдать ЕГЭ не только по естественным наукам, но и по своим, родным. Этому препятствуют не только форма, но и содержание тестов. К тому же для творческих людей форма сдачи экзамена в виде теста вообще неприемлема!»

Получается, что экзамены по точным наукам сдавать в новой форме намного труднее. А девятиклассникам зачем в таком случае усложняют жизнь? Взять ту же физику, которую выбирают для сдачи ребята, собирающиеся поступать в профильные физико-математические классы. При проведении экзамена в новой форме ситуация, как и  на экзамене по алгебре в 11-х классах, может повториться.

— Да бог с ними, с тестами! — преподаватель физики одной из челябинских школ, разговаривая с корреспондентом «ВЧ», махнул рукой. — И к тестам мы бы подготовили детей. Но при условии, что знали бы заранее, что это за тесты будут!

Надо учить, а не натаскивать

Значит, проблема все-таки есть? Татьяна АБРАМОВА, начальник управления общего образования и социальной поддержки детей министерства образования и науки Челябинской области категорична:

— Да нет проблем! В новой форме девятиклассники сдают экзамен уже в течение трех лет. В прошлом году, например, помимо русского языка и математики в тестовом режиме проводились экзамены по обществознанию и географии. В этом году, уверяю вас, ничего принципиально нового не будет. Да, количество экзаменов в тестовой форме увеличится, ну и что с того? Все тесты составлены с учетом школьной программы.

Я вообще не понимаю, какая разница, как работу писать. Если детей качественно учили несколько лет, то проблем не будет. Подозреваю, что самим детям все равно, как сдавать экзамен. А волнуются лишь те педагоги, кто натаскивал детей для экзаменов.

— Какая разница, какие тексты продиктуют! — учитель русского языка и литературы челябинской школы № 104 Эмилия БОРЕЛЬ так начала отвечать на вопрос журналиста: «Не боитесь, что будут проблемы в связи с тем, что к экзамену готовили ребят по текстам и заданиям, которые использовались в прошлые годы, а теперь тексты и задания кардинально поменялись?»

— Именно это я твержу сейчас своим ученикам, которые, не скрою, переживают по поводу внезапных перемен. Сама за знания ребят в общем-то спокойна — не зря же учили русский язык несколько лет. Другое дело, что тестовая система, по моему мнению, вообще не подходящий вариант для экзамена, а в такой форме предлагают сдавать все предметы! Для примера расскажу о своих дисциплинах.

Как известно, русский язык по тестам девятиклассники сдают не первый год. Однако грамотность учеников таким образом проверить очень сложно. Ведь в результате балльной системы можно сделать сто орфографических ошибок и получить в итоге все-таки тройку. Тестовая система все наши усилия сводит на нет. С литературой примерно та же ситуация. Этот экзамен всегда сдавали устно, по билетам.

Сейчас выясняется, что будут тесты. Сдать их просто: нужно только знать содержание произведений и уметь делать их анализ. Но литература, согласитесь, не только содержание произведений! Как быть с этим? Да и это по сути не самое главное! Дело в другом…

Психологический шок

Вот мы и подошли к самому главному. А оно заключается в том, что у девятиклассников сейчас самый настоящий психологический шок.

В течение года, а то и двух школьники готовились к экзаменам по специальным книжечкам, откуда раньше брались тексты (по русскому языку) и задания (по математике), по вопросам билетов, которые составляли преподаватели физики, литературы и так далее. Месяц назад ученики девятых классов узнали, что тексты и задачи будут другие, вопросы — вообще непонятно какие.

Спорить не буду: экзамены на то и проводятся, чтобы проверить все знания ученика. Школьная программа любого курса включает много разделов, которые изучаются не один год. Однако девятиклассники в шоке от того, что, как они считают, зря целый год зубрили не те тексты и не те задачи. А еще они очень боятся самой процедуры экзаменов, к которой оказались не готовы.

— Многие предметы девятиклассники будут сдавать не в своих, а чужих школах, — Эмилия Борель не случайно затрагивает тему психологической подоплеки предстоящих экзаменов в новой форме. — Представляете, что за праздник получится? Незнакомая обстановка, незнакомые люди вокруг. Находиться в неведении, как все будет проходить, хуже всего. Даже мы, взрослые, по этому поводу нервничаем, что уж говорить о детях!

Честно скажу: я очень боюсь за некоторых своих учеников — не у всех крепкая нервная система. Экзамен — сам по себе стресс, а в таких условиях, предполагаю, некоторые ребята могут растеряться, разнервничаться и в конце концов просто уйти с экзамена.

Или истерики с кем-то могут случиться… А ведь идут разговоры о том, что учителей-предметников не пустят в кабинеты, где будут сдавать экзамены их ученики.

Скажите, как тут не вспомнить только что произошедший в Челябинске трагический случай... Испугавшийся пробных экзаменов одиннадцатиклассник одной челябинской гимназии вскрыл себе вены в школьном туалете. Благо парня спасли…

Светлана ШЛЫКОВА.
КОЛЛАЖ ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»