Поэты под пиратским флагом
23.09.2016 13:47 - автор
Надежда МЕДВЕДКИНА
Артиллерийский огонь стихов, картечь музыкальных вставок и хитрая атака необычными шумами — так под черным знаменем «Дебаркадера» прошел по городу поэтический фестиваль «InВерсия»
Фото Александра ГЛЕБОВА и Юрия ЕРМОЛИНА, предоставлены Государственным историческим музеем Южного Урала
- Мы пираты, - замечает кто-то из участников перед началом фестиваля.
- Почему?
- Так ведь под черным флагом...
Действительно, челябинские поэты и гости города собрались под черным флагом «Дебаркадера» на площадке Государственного исторического музея Южного Урала. Поэтическая программа проводится в рамках фестиваля современного искусства впервые, но с большим размахом. Гости приехали из 26 городов мира. Правда, участие в «InВерсии» принимают не только поэты, к ним присоединились музыканты, фотографы, художники...
Поэт и художник из Москвы Андрей Черкасов вооружил участников черными маркерами:
- Проект «Блэкаут-поэзия» позволяет из одного текста создать другой с помощью черного маркера: одни слова вымарываются, другие подчеркиваются. В результате получается некий «артефакт», - рассказал куратор. - А художественный проект «Воплощение» вообще не имеет отношения к поэзии, но каким-то пиратским образом просочился в программу...
Впрочем, в чисто литературных мероприятиях недостатка нет: для посетителей открыты презентации сборников, лекции известных филологов и, конечно, поэтические читки. Примечательно, что наряду с «профессиональным» туром прошли и молодежные, для тех, кто еще делает первые шаги в поэзии.
- Блок чтения молодых поэтов не так часто встречается на профессиональных литературных фестивалях. Обычно считается, что молодежь придет на мероприятия и как-нибудь сама поучится, - обращает внимание Наталия Санникова. - Но нам захотелось, чтобы начинающие авторы смогли оказаться на одной сцене с признанными поэтами, не только услышать их, но и быть услышанными.
Слово «слэм» для челябинцев уже не ново — знаем, что так называется поэтический конкурс, на котором оценивают качество текстов и умение их преподнести, а победителя определяет публика. Но слэм со звучным названием «Пряник непечатный» способен удивить даже искушенных зрителей: он оказался наполовину анонимным. Как такое возможно, если автор на сцене и видят его все? Очень просто: участники обменялись подборками стихов. Исполнителя видят все, а имя автора — секрет. Кстати, очень полезный ход, чтобы обеспечить беспристрастность публики: нельзя «накрутить» баллы, если не знаешь, чьи стихи были прочитаны... Правда, без «помарок» не обошлось. Некоторые поэты предложили для слэма те же стихи, которые звучали на читке пару часов назад. В результате публика легко их узнала, а значит, прелесть анонимности исчезла. К счастью, демаскировка коснулась не всех.
Оценки в необычном слэме делятся на двоих: балл за исполнение достается самому чтецу, за текст — автору. Поэтому победителей должно быть двое, в разных номинациях. Однако слэм не только самый веселый поэтический конкурс, но и самый непредсказуемый. В номинации «Лучшие тексты» безусловным победителем стал Илья Ненко, но в лидеры по качеству прочтения выбились два поэта - Янис Грантс и Руслан Комадей. Число баллов — равное. Между тем главный приз — «непечатный» пряник — один на номинацию... Впрочем, «виновники» решили проблему сами - пообещали разломать пряник о колено и поделить по-братски.
Первым выступает Андрей Черкасов с большим блоком стихов.
- Свой шум я записал на диктофон, когда ехал на работу. Это звуки городского движения, голоса, объявление остановок в транспорте, - объясняет поэт. - Это не случайно: именно по дороге на работу или с работы я обычно пишу стихи.
После читки — 10 секунд полной тишины. Публика не хлопает — публика в трансе. Наконец мы приходим в себя и запоздало понимаем, что выступление окончено, а автора пора наградить аплодисментами. На следующие шумы и стихи настроиться уже легче. Правда, порой бросается в глаза несогласованность: путаются композиции, поэт с музыкантом пытаются и не могут на ходу договориться жестами... Возможно, некоторым дуэтам небольшая репетиция пошла бы на пользу. Но если зрители решили, что «Нешумы» пройдут без ярких неожиданностей, — их разубедил Константин Рубинский (в этом мероприятии он выступил в качестве участника). Свои три стихотворения поэт прочел с выразительной жестикуляцией, яркой мимикой и... совершенно беззвучно.
- Сейчас я ничем не могу это доказать, но мысль о немом прочтении возникла минут за пятнадцать до прихода моей очереди, - ответил поэт на мои вопросы. - К этому моменту уже было прочитано очень много стихов, кое-что повторялось по два раза. Поэтому мне подумалось: а почему бы напоследок не оставить поэзию в тишине, в покое, не растворить ее в музыке?
«Нешумы» - не соревнование, так что победителей здесь не оказалось... кроме, разве что, слушателей. Ведь мы выиграли впечатления от проекта, который в новинку не только Челябинску...
- Я, наверное, больше всего волновалась из-за «Нешумов», - призналась Наталья Санникова после мероприятия. - И теперь поражена тем, насколько все хорошо получилось. Честно говоря, я не верила, что это возможно...
Остается только сказать то же самое в отношении всей «InВерсии»: все удивительно хорошо получилось. Будем надеяться, пираты от поэзии не в последний раз появляются под флагом «Дебаркадера»!
Андрей Черкасов (Москва):
- Для меня это не первый опыт чтения под электронную и немного «расфокусированную» музыку. Так что в принципе чего-то очень нового я не узнал. Но есть и кое-что нестандартное: обычно такие проекты не предполагают взаимодействие поэта и музыканта. А здесь есть общий фундамент — те шумы, которые записали читающие авторы.
Екатерина Симонова (Екатеринбург):
- Конечно, мне понравилось! Интересно, необычно и... сложно. Но я всегда подписываюсь на такие проекты, потому что мне любопытно, как другой человек увидит мои тексты. Такое немного эгоистическое желание... Поэтому, кстати, я стараюсь не ставить каких-то конкретных задач - все, кроме текста, определяет вторая сторона. Так что к музыкальному оформлению я не имею никакого отношения! Я даже забыла, что за звуки записала...
Константин Рубинский (Челябинск):
- Я решил прочесть три стихотворения о невозможности музыки. Для них подобраны три подходящих звука: игра на гитаре, у которой зажаты струны, на отключенном электропианино и на флейте, в которую забывают дуть.
Нина Александрова (Екатеринбург):
- Мы с музыкантом Данилой Матросовым уже работали вместе, но сегодняшнее выступление прошло не очень гладко. Думаю, будем доделывать свой дуэт.
Как подбирались звуки — это отдельная история. Например, среди них есть шум пластикового контейнера. Моя подруга собиралась закатывать соления и приготовила крышечки в пластиковой упаковке. Я сидела в гостях, вертела эту упаковку и заметила, что она издает очень своеобразный, глубокий звук: «трын-н-н, трын-н-н»... Еще один из шумов — гул пустого пространства в заброшенном здании, которое мы с другом ходили исследовать. А самый жуткий — звук кофейной коробки. Знаете, бывают такие коробки для кофе, в которые встроены музыкальные шкатулки. Но та, что попалась мне, была очень «заслуженная», побитая, поэтому когда я подняла крышку, то раздался расстроенный, очень зловещий, сбивающийся с ритма звук... Я не могла его не записать!
- Мы пираты, - замечает кто-то из участников перед началом фестиваля.
- Почему?
- Так ведь под черным флагом...
Действительно, челябинские поэты и гости города собрались под черным флагом «Дебаркадера» на площадке Государственного исторического музея Южного Урала. Поэтическая программа проводится в рамках фестиваля современного искусства впервые, но с большим размахом. Гости приехали из 26 городов мира. Правда, участие в «InВерсии» принимают не только поэты, к ним присоединились музыканты, фотографы, художники...
Стихофотография 15х15
Капитанов на корабле двое: организовали «InВерсию» и собрали участников на одной палубе поэты Константин Рубинский и Наталия Санникова. Но матросы «Дебаркадера» - люди инициативные, так что многие из них стали кураторами разнообразных площадок. Например, московский поэт Екатерина Соколова возглавила проект «Проявитель», в ходе которого 15 поэтов пытались написать стихи к фотографиям, а 15 фотографов — сделать снимки к стихам. Как отбирался материал для этой задумки — отдельная история. Наталии Санниковой пришлось снимать на телефон работы участников фотофеста и отправлять куратору на оценку. А та в ответ жаловалась, что на третьем этапе слишком мало конкурсантов и хочется увидеть больше фотоматериалов...Поэт и художник из Москвы Андрей Черкасов вооружил участников черными маркерами:
- Проект «Блэкаут-поэзия» позволяет из одного текста создать другой с помощью черного маркера: одни слова вымарываются, другие подчеркиваются. В результате получается некий «артефакт», - рассказал куратор. - А художественный проект «Воплощение» вообще не имеет отношения к поэзии, но каким-то пиратским образом просочился в программу...
Впрочем, в чисто литературных мероприятиях недостатка нет: для посетителей открыты презентации сборников, лекции известных филологов и, конечно, поэтические читки. Примечательно, что наряду с «профессиональным» туром прошли и молодежные, для тех, кто еще делает первые шаги в поэзии.
- Блок чтения молодых поэтов не так часто встречается на профессиональных литературных фестивалях. Обычно считается, что молодежь придет на мероприятия и как-нибудь сама поучится, - обращает внимание Наталия Санникова. - Но нам захотелось, чтобы начинающие авторы смогли оказаться на одной сцене с признанными поэтами, не только услышать их, но и быть услышанными.
Непечатные подробности
«Все на «Дебаркадер»!» - созывают организаторы нашу пиратскую команду перед началом очередного события. Фраза «Свистать всех вниз!» подошла бы не меньше. Мы спускаемся в музейный подвал — темный трюм фестиваля, где стены скрыты черной тканью и авангардными плакатами. Вопреки мрачным тонам подземелья настроение у всех приподнятое. Поэт Александр Петрушкин многообещающе заявляет, что принес помидоры — кидаться в товарищей по перу. Ведущая, московский поэт Дана Курская, и вовсе намерена «хамить каждому, кто выйдет к микрофону». На самом деле до оскорблений не доходит, но все участники получают свою долю шуточек и подколов. Публика веселится. Одно слово — слэм.Слово «слэм» для челябинцев уже не ново — знаем, что так называется поэтический конкурс, на котором оценивают качество текстов и умение их преподнести, а победителя определяет публика. Но слэм со звучным названием «Пряник непечатный» способен удивить даже искушенных зрителей: он оказался наполовину анонимным. Как такое возможно, если автор на сцене и видят его все? Очень просто: участники обменялись подборками стихов. Исполнителя видят все, а имя автора — секрет. Кстати, очень полезный ход, чтобы обеспечить беспристрастность публики: нельзя «накрутить» баллы, если не знаешь, чьи стихи были прочитаны... Правда, без «помарок» не обошлось. Некоторые поэты предложили для слэма те же стихи, которые звучали на читке пару часов назад. В результате публика легко их узнала, а значит, прелесть анонимности исчезла. К счастью, демаскировка коснулась не всех.
Оценки в необычном слэме делятся на двоих: балл за исполнение достается самому чтецу, за текст — автору. Поэтому победителей должно быть двое, в разных номинациях. Однако слэм не только самый веселый поэтический конкурс, но и самый непредсказуемый. В номинации «Лучшие тексты» безусловным победителем стал Илья Ненко, но в лидеры по качеству прочтения выбились два поэта - Янис Грантс и Руслан Комадей. Число баллов — равное. Между тем главный приз — «непечатный» пряник — один на номинацию... Впрочем, «виновники» решили проблему сами - пообещали разломать пряник о колено и поделить по-братски.
Правильный шум
Пора пошуметь, решили на второй день «InВерсии» поэты при полном одобрении слушателей. Шумы заготовлены заранее. Хотя при таких условиях это уже не шумы... «Нешумами» назвали организаторы свой музыкально-поэтический проект. Каждый его участник постарался прислушаться к миру и записать звуки, которые подходят к его стихам. У кого-то это — шум тихого дождя, у кого-то — гроза, у кого-то — шорох виниловой пластинки... Затем над проектом потрудились музыканты - к каждому шуму создали инструментальное оформление. А последний этап — экспромт! Стихи, шумы и музыка впервые встречаются прямо перед публикой. Легко ли будет поэтам читать в унисон с незнакомыми композициями? Понравится ли эта читка слушателям?Первым выступает Андрей Черкасов с большим блоком стихов.
- Свой шум я записал на диктофон, когда ехал на работу. Это звуки городского движения, голоса, объявление остановок в транспорте, - объясняет поэт. - Это не случайно: именно по дороге на работу или с работы я обычно пишу стихи.
После читки — 10 секунд полной тишины. Публика не хлопает — публика в трансе. Наконец мы приходим в себя и запоздало понимаем, что выступление окончено, а автора пора наградить аплодисментами. На следующие шумы и стихи настроиться уже легче. Правда, порой бросается в глаза несогласованность: путаются композиции, поэт с музыкантом пытаются и не могут на ходу договориться жестами... Возможно, некоторым дуэтам небольшая репетиция пошла бы на пользу. Но если зрители решили, что «Нешумы» пройдут без ярких неожиданностей, — их разубедил Константин Рубинский (в этом мероприятии он выступил в качестве участника). Свои три стихотворения поэт прочел с выразительной жестикуляцией, яркой мимикой и... совершенно беззвучно.
- Сейчас я ничем не могу это доказать, но мысль о немом прочтении возникла минут за пятнадцать до прихода моей очереди, - ответил поэт на мои вопросы. - К этому моменту уже было прочитано очень много стихов, кое-что повторялось по два раза. Поэтому мне подумалось: а почему бы напоследок не оставить поэзию в тишине, в покое, не растворить ее в музыке?
«Нешумы» - не соревнование, так что победителей здесь не оказалось... кроме, разве что, слушателей. Ведь мы выиграли впечатления от проекта, который в новинку не только Челябинску...
- Я, наверное, больше всего волновалась из-за «Нешумов», - призналась Наталья Санникова после мероприятия. - И теперь поражена тем, насколько все хорошо получилось. Честно говоря, я не верила, что это возможно...
Остается только сказать то же самое в отношении всей «InВерсии»: все удивительно хорошо получилось. Будем надеяться, пираты от поэзии не в последний раз появляются под флагом «Дебаркадера»!
Комментарии
«Нешумы» глазами участников:Андрей Черкасов (Москва):
- Для меня это не первый опыт чтения под электронную и немного «расфокусированную» музыку. Так что в принципе чего-то очень нового я не узнал. Но есть и кое-что нестандартное: обычно такие проекты не предполагают взаимодействие поэта и музыканта. А здесь есть общий фундамент — те шумы, которые записали читающие авторы.
Екатерина Симонова (Екатеринбург):
- Конечно, мне понравилось! Интересно, необычно и... сложно. Но я всегда подписываюсь на такие проекты, потому что мне любопытно, как другой человек увидит мои тексты. Такое немного эгоистическое желание... Поэтому, кстати, я стараюсь не ставить каких-то конкретных задач - все, кроме текста, определяет вторая сторона. Так что к музыкальному оформлению я не имею никакого отношения! Я даже забыла, что за звуки записала...
Константин Рубинский (Челябинск):
- Я решил прочесть три стихотворения о невозможности музыки. Для них подобраны три подходящих звука: игра на гитаре, у которой зажаты струны, на отключенном электропианино и на флейте, в которую забывают дуть.
Нина Александрова (Екатеринбург):
- Мы с музыкантом Данилой Матросовым уже работали вместе, но сегодняшнее выступление прошло не очень гладко. Думаю, будем доделывать свой дуэт.
Как подбирались звуки — это отдельная история. Например, среди них есть шум пластикового контейнера. Моя подруга собиралась закатывать соления и приготовила крышечки в пластиковой упаковке. Я сидела в гостях, вертела эту упаковку и заметила, что она издает очень своеобразный, глубокий звук: «трын-н-н, трын-н-н»... Еще один из шумов — гул пустого пространства в заброшенном здании, которое мы с другом ходили исследовать. А самый жуткий — звук кофейной коробки. Знаете, бывают такие коробки для кофе, в которые встроены музыкальные шкатулки. Но та, что попалась мне, была очень «заслуженная», побитая, поэтому когда я подняла крышку, то раздался расстроенный, очень зловещий, сбивающийся с ритма звук... Я не могла его не записать!
Тэги: