Меню

Свистать всех наверх! «Дебаркадер» завершил навигацию

14.11.2016 14:20 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«Ночь искусств», громко заявленная на уровне Федерации, в Челябинске на самом деле проходит регулярно, даже более того – ежедневно. Ну какое еще время может выделить Homo Sapiens работающий для высокого и вечного? Только то, что не занято добычей хлеба насущного, то бишь вечернее. До действительно полуночных бдений провинция не доросла, поскольку работает больше, да и живет тяжелее, чем столица. Поскольку для театров такая «Ночь искусств» – явление обычное, как и многоразовые читки, не получающие продолжения, пристрастный зритель отправился в исторический музей, который совместил в один вечер два грандиозных события – «Ночь искусств» и закрытие фестиваля «Дебаркадер».
Свистать всех наверх! «Дебаркадер» завершил навигацию
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Конечная пристань

За современное искусство во всех его проявлениях в историческом музее взялись еще год назад. Благое дело затеяли аккурат в ту же «Ночь», 3 ноября. Современное искусство плохо известно публике, на просвещение которой в прошлом году потратили месяц. Оказалось маловато, и в этот раз просветительский маршрут утроили: стартовали еще в августе, а ноябрьская «Ночь искусств» стала итоговой точкой, конечной пристанью «Дебаркадера».

Финиш получился весьма эффектным: 80 мероприятий на семи площадках – под открытым небом и в закрытом подвале, на крыше и на набережной, в просторных музейных залах и в небольшом уютном кинозальчике пели, танцевали, рисовали, читали стихи и пьесы, смотрели кино и картины, рассуждали и спорили, общались и экспериментировали. 7840 человек стали свидетелями, очевидцами и соучастниками происходящего.
В каждом направлении кураторы старались искать необычные формы, синтезировать разные виды искусств, и у них получались, к примеру, «Нешумы».

– Мы предложили поэтам подумать, какие звуки могли бы присутствовать в их произведениях – шум моря или скрип двери. Затем их пожелания отдавали музыкантам, они сочиняли партитуру, а на вечере поэт читал свое стихотворение в музыкальном сопровождении, которое вместе с публикой слышал впервые, – рассказывает куратор поэтической секции на «Дебаркадере» Константин Рубинский.

В другой раз в сотоварищи привлекли фотографов – они делали снимки, иллюстрирующие стихи, а поэты тем временем делились своим поэтическим впечатлением от увиденных фотографий. Было очень интересно, как по-разному видится и звучит окружающий мир.

eb6bfeb99b6266a75830056a884de322.jpg

Новички в авангарде

Художники, театралы, танцовщики на «Дебаркадере» – уже свои люди. А вот шрифтовой дизайн – совершенно новое направление, выделенное отдельной строкой, тем более что повод имелся, и солидный – современному российскому дизайну стукнуло 25 лет. Выставка шрифтов и типографики на открытии у пристрастного зрителя вызвала бурю эмоций – от непонимания и негодования до открытия и откровения.

И на финальной церемонии плакаты на стенах вновь перетягивали на себя внимание: «Мне стало «я» как «он», «Хочешь крови – вскрой себе вены» – впрочем, это лишь тексты, исполнение описать не получится. Причем не только у вашей покорной слуги, что наглядно подтвердил забавный, но весьма поучительный эксперимент. Парочке добровольцев завязали глаза, им нужно было нарисовать всего одну букву, но какую – они не знали. А зрячие напарники должны были им объяснить, что они должны рисовать, не называя саму букву.
– Это самая распространенная модель взаимодействия заказчика с исполнителем, – под веселые смешки объяснял дизайнер Павел Писклаков. – Зачастую заказчик никак не может объяснить, чего же он хочет и как все представляет.

В результате буквы «ю» и «ж» обрели-таки свои очертания, так что тандем «заказчик – исполнитель» не безнадежен, а пристрастному зрителю пришлось пожалеть, что опрометчиво пропустил показ роликов с международного фестиваля типографического видео TYPOMANIA.

Музыка тоже внесла новую струю в обозначившееся русло, правда, музыкальная тема была представлена по большей части уже классиками, хотя все еще представлявшими челябинский авангард: «Резиновый дедушка», «Шуга», «Передвижной оркестр майора Брауна».

– Именно в подвале исторического музея самое место рок-н-роллу, которому уже больше 60 лет. Но музыканты по-прежнему прыгают и трясут патлами. Как ни удивительно, этот жанр все еще привлекает массу людей, в том числе молодых. Надеюсь, мы доставим удовольствие публике, – пошутил Юрий Богатенков, музыкант, лидер «Дедушки» и куратор музыкального направления. Пошутил и взял тайм-аут перед заключительным аккордом «Дебаркадера».

1a6319159fb35c39b038c5d272e765ed.jpg

Семь в одном

Поскольку три месяца подряд ходить на фестиваль мешал все тот же хлеб насущный (который требовал усилий), было чрезвычайно интересно узнать, что же думают и чувствуют по этому поводу свободные художники – те, кому удалось достичь с помощью «Дебаркадера» полного погружения.

– Ну что вы, таких не было, – разубедил Владимир Спешков, журналист и театральный критик, который курировал театральное искусство. – Затащить актера на художественный вернисаж или выставку абстрактной фотографии сложно, да и не нужно. Надо предоставить человеку как можно больше вариантов в рамках его интересов. Допустим, в театральном блоке были представлены и классический современный театр, тот же Молодежный театр или озерский, и в то же время были коллективы, которые ищут новые формы, экспериментируют, – группа «НеБо» Олега Хапова.

ночь-искусств.дебаркадер3.jpg

– И как же тогда понять, насколько фестиваль удался, если нельзя его охватить?
– Фестиваль молодой, он только ищет форму. В прошлом году он прошел в концентрированном виде, в этом году – более развернуто. За границей такое в порядке вещей. В Авиньоне театральный фестиваль идет месяц, в Эдинбурге – не меньше.

– Мы переплюнули Францию, «Дебаркадер» шел три месяца, причем с некоторыми перерывами, так что мероприятия воспринимали скорее как плановые, чем фестивальные.

– Мне эта протяженность не показалась катастрофичной, хотя действительно многовато получилось. Но организаторы поступили разумно – намеренно построили работу фестиваля блоками: летом был уличный этап, когда мероприятия проходили под открытым небом, потом фестиваль переместился в помещения музея, площадки менялись, экспозиции, авторы. Отдельно проходила кинопрограмма, фототур, музыкальный, у нас было семь кураторов – по сути, это было семь фестивалей, объединенных под одной крышей.

ночь-искусств.дебаркадер4.jpg

Меняем статус с исторического на современный

Как бы то ни было, но все эти три месяца исторический музей был настоящим центром современного искусства, о необходимости которого говорят давно и отсутствие которого печалит не только Льва Гутовского (с подачи которого в городе какое-то время работал такой центр под названием «Монолит»).

– Сама идея замечательная, исполнителям она помогает расширить аудиторию, а публике – собственный кругозор, – продолжает Владимир Георгиевич. – Человек приходил на выставку, узнавал, что в музее проходят читки или перформанс, и оставался, чтобы посмотреть. А в следующий раз мог прийти и на читки. То есть в каждом направлении был какой-то остов тех, кто активно участвовал, а остальные менялись, присоединялись на каких-то отдельных мероприятиях. Говорят, что Гутовскому удалось в этом небольшом подвальном помещении собрать 200 человек. Наверное, кто-то отходил, другие подтягивались.

ночь-искусств.дебаркадер.jpg

– Вы могли наблюдать процесс изнутри. Что бы вам хотелось добавить или изменить в следующем фестивале?
– Надо расширять границы фестиваля. Сейчас в нем участвуют только местные силы. Но те же наши художники много работают и за пределами области. К примеру, наш замечательный художник Виктор Плотников работал с курганским театром кукол «Гулливер», оформлял спектакль «Каприччио двойной со сливками», режиссером, кстати, был тоже наш, челябинский режиссер Владимир Филонов. Было бы очень интересно показать этот спектакль на «Дебаркадере». Мы, кстати, хотели привезти из Красноярска спектакль «Ипотека и мать ее, Вера» по пьесе челябинского драматурга Егора Черлака, не получилось пока. Хотелось бы, чтобы расширялась просветительская программа с комментариями, обсуждениями. В этот раз большой интерес вызвала лекции Алексея Киселева, это направление тоже нужно развивать.

Повод поразмыслить над тем, как лучше обустроить следующую пристань, к которой пристанет «Дебаркадер», у организаторов есть – минкульт заверил: фестивалю-2017 быть!

ночь-искусств.дебаркадер5.jpg

Кстати

Участниками всероссийской акции «Ночь искусств» этом году стали 27 муниципальных музеев Челябинской области. Количество мероприятий, проведенных в рамках акции, увеличилось до 77, в то время как год назад их было 54. За одну ночь южноуральские музеи приняли более 6800 посетителей.

II фестиваль современного искусства «Дебаркадер-2016» 3 ноября подвел итоги. В рамках фестиваля было представлено семь направлений: живопись, фотография, шрифтовый дизайн, театр, кино, музыка, литература. За три месяца состоялось около 80 мероприятий на семи площадках. Фестивальные мероприятия посетило 7840 человек.