Меню

Алексей Бетехтин: Ничего более прагматичного и конкретного, чем «Синегорье» я не видел.

13.01.2017 13:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Новогодние каникулы для большинства южноуральцев по-прежнему остаются домашними праздниками. Несмотря на возвращение Турции на российский туристический рынок и теплое солнце Тайланда, многие предпочли остаться в родных пенатах – за одну только неделю уральские базы и пансионаты посетило 92 тысячи человек, это на 15 процентов больше, чем в прошлом году. И причина не только в упадке семейного бюджета, ведь путевки в родные просторы не намного дешевле заграничных туров. Последние годы  в области активно занимаются развитие туризма, и усилия областных властей приносят свои плоды. Своим мнением на этот счет поделился глава минкульта Алексей Бетехтин.
Алексей Бетехтин: Ничего более прагматичного и конкретного, чем «Синегорье»  я не видел.
Фото из открытых интернет-источников

Финансовый кризис для культуры давно стал заболеванием хроническим. Напоминать о нем уже становится неприличным, как о медицинском диагнозе, о котором все знают, только сделать ничего не могут. Говорить в таких случаях предпочтительнее о позитивных сдвигах. Тем более, что в культурном ведомстве положительная динамика имеется. В этом уверен глава министерства Алексей Бетехтин.

Первая треть

Последние пару лет туризм в минкульте, если и не играет первую скрипку, то заметно перетягивает одеяло на себя, привлекая пристальное внимание бизнесменов и журналистов. Благодаря кластеру «Синегорье», над разработкой которого минкульт корпел пару лет, у области впервые появился шанс заполучить федеральный миллиард Кластер объявили одной из точек роста. Он включает девять базовых приоритетных объектов, 12 муниципалитетов надеются на новую жизнь – по предварительным оценкам область получит почти полторы тысячи дополнительных рабочих мест и при хорошем раскладе тысяч на 300 увеличится турпоток, а это живые деньги.

- На сегодняшний день мы преодолели одну треть пути: выстроили стратегию, тактику, проработали вопросы финансирования, мы понимаем потенциал. И это, поверьте, немало, - считает министр. – Вторая треть – доведение так называемого продукта по возможности до совершенства. Это зависит от взаимодействия всех структур, работающих внутри. Чтобы вся эта большая система функционировала без сбоев, нужна слаженная работа всех составляющих. В проекте «Синегорье» задействовано более 200 объектов посещения, вы только представьте! Ну, и последняя часть - это функционирование, дальнейшее расширение и развитие.

А караван идет..

Несмотря на энтузиазм властей, невзирая на 88 баллов из 100 возможных и пятое место в рейтинге, скептики периодически сомневаются в успехе и приводят свои контраргументы, начиная с того, что «Синегорье» - некий эфемерный прожект, оторванный от жизни, и подводя неутешительный итог, что наши люди не умеют делать сервис, значит, и пытаться не стоит.

- Не согласен с заявлением о том, что программа оторвана от жизненных реалий. Странно слышать это от людей, входящих в межведомственный совет при губернаторе, который все эти два года верстал программу, - пожимает плечами Алексей Валерьевич. - Могу заверить, что отбор был очень тщательный, и все заявки, которые в конце концов утвердили, это не какие-то мифические планы, они имеют вполне реальную конкретику. Мало того, более половины из них уже воплощены в жизнь и успешно работают. На их основе базируется кластер. Все вопросы мы открыто обсуждали на совете с инвесторами, муниципалами. Насколько я помню, от ассоциации туристических организаций не последовало никаких предложений, не было высказано никаких сомнений, но почему, если они были? Теперь они заявляют, что программа оторвана от жизни и не может быть реализована. Что вы предлагаете? До сих пор не озвучили ни одного конкретного предложения, чтобы программа заработала.

Опорный край

Имидж промышленного края мы до сих пор так и не преодолели. Именно так Урал воспринимается и в самой России, и за рубежом.

пром.туризм.jpg

- Ваши оппоненты, в том числе Людмила Мосина, председатель той самой туристической ассоциации, считают, что неверно расставлены акценты. И ставку нужно делать на промышленный туризм.

- Развивать только промтуризм не вижу смысла. На территории области успешно могут развиваться девять видов туризма, которые, кстати, стали основой для кластера «Синегорье», и промтуризм в их числе. Непонятно, зачем противопоставлять «Синегорье» и «Пороги», если последние входят в кластер, как впрочем, и другие промышленные объекты. Есть специализированные экскурсии по промышленным предприятиям в том же в Златоусте. И владельцы охотно идут навстречу, поскольку это работает на имидж предприятия, на продвижение. Мы не отказываемся развивать промышленное направление, но выстраивать только на этом всю политику необоснованно. Мы делаем ставку на комплексный подход. Если вы едите на озеро, а где-то недалеко проходит тот же Бажовский фестиваль, почему бы его не посетить? Разные виды туризма прекрасно дополняют друг друга. Я уже не говорю о том, что неплохо бы ориентироваться на запросы самих туристов. Думаю, нашим соседям свердловчанам, которые в массе приезжают к нам летом на отдых, вряд ли будет интересно посещать наши заводы, поскольку у них своих не меньше.

пороги2.jpg

- Тем не менее, многие бизнесмены хотели бы вкладывать деньги именно в это направление.
- И прекрасно! Никакого диссонанса я не вижу. Кто-то хочет заниматься промышленный туризмом, а кто-то делает ставку на активный отдых. С 14-го года мы пытались выяснить у представителей бизнес-структур, как они представляют свою роль и что конкретно хотят получить от властей. В принципе этот проект можно назвать программой поддержки развития предпринимательства в сфере туризма. Губернатор лично встречался с коммерсантами. До сих пор продолжают поступать предложения. Недавно предприниматель из Златоуста предложил проводить экстремальный тур на военной технике. Почему бы нет? Сейчас составляет заявку.

пром2.jpg

Министерство или центр?

- Как вы относитесь к предложению создать отдельное министерство по туризму в нашем регионе? Инициаторы ссылаются на опыт Краснодара и Тюмени.

- Министерство туризма есть не только в Краснодаре, аналогичная структура работает в Крыму, но там совершенно иная специфика, и это оправданно. В Тюмени отдельного ведомства нет, работает комитет при вице-губернаторе. У нас ситуация сходная - действует межведомственный совет по туризму при губернаторе, куда входят представители минэкологии, минпрома, минстроя, миндора, минэконома, и даже минобра, словом объединены различные ведомства. Совет выполняет те же самые функции – осуществляет координацию. Создание отдельного министерства туризма на самом деле ничего не изменит. Фактически это будет расширение нашего управления до министерских масштабов, что повлечет резкое увеличение затрат, а проблемы останутся, как и полномочия, которые невозможно изъять у министров экологии или промышленности. Это ведь дело коллективное, и верить, что все может решить новый министр в новом министерстве по меньшей мере опрометчиво.

А вот создание Территориального информационного центра (ТИЦ) по мнению главы минкульта вполне обоснованно.

- Мы не единожды встречались с той же Людмилой Михайловной, нам важно мнение ассоциации, специалистов обо всем, что касается образования ТИЦ. Ведь, собственно, эта организация создается специально для туроператоров, для продвижения их услуг. Но пока никаких предложений от них не поступило.
- А не будет ли деятельность ТИЦ пересекаться с деятельностью Центра развития туризма (ЦРТ)?
- Нет, они выполняют разные функции. ЦРТ занимается сбором и обработкой информации, методическими разработками, представляет наш край на выставках разного уровня, то есть продвигает область за ее пределами. ТИЦ, напротив, не собирает информацию, а выдает ее. Здесь можно будет проконсультироваться, связаться с туроператором, забронировать путевки.

Турецкий берег на Увильдах

За последний год приток туристов на Южный Урал заметно увеличился – за 2015 год регион посетило более двух миллионов человек. 16-й по предварительным подсчетам еще полнокровнее за счет тех, кто пострадал от санкций и неблагоприятной политической обстановки.

- Почему-то всех интересует, поедут ли к нам иностранцы. На самом деле, на каких туристов в первую очередь вы ориентируетесь?
- Ни одна территория России не делает ставку на иностранных туристов, разве что Москва и Питер. В скором времени, может еще Камчатка будет ориентироваться на Японию. Все остальные получают единицы процентов. Вы поверите, что Air France или Lufthansa поведет целый борт к нам? Да, у иностранцев вызывает дикий восторг спуск в шахту или поход на действующий завод – так называемые экзотик-туры. Популярны охотничьи туры. На этом все. Ну не поедет супружеская пара из Германии, чтобы только сходить на ЧМК! Как показывает практика, в 16 году основной поток туристов составили те люди, которые не смогли поехать в Турцию – отдыхающие из близлежащих территорий. На них мы и должны ориентироваться.

- Тем не менее, иностранцев не сбрасываете со счетов – ведете переговоры с Китаем…
- И продолжим работать в этом направлении, хотя оно не является приоритетным. Китай обладает большим туристическим потенциалом, и если у нас все получится, это будет хорошим дополнением. Кроме того, мы планируем войти в международную ассоциацию горного туризма. Недавно в Праге были переговоры по этому вопросу. Представители ассоциации приедут к нам летом, чтобы продолжить начатое.

План «Б»

Три беды нашего туризма, о которых твердят знающие люди – сервис, инфраструктура и кадры.
- Понятно, что в этом направлении необходимо работать, - не отрицает министр. - Но везти сюда 100 тайцев, чтобы обеспечить хороший сервис, я бы не стал. Вспомните, перед Олимпиадой в Сочи звучали аналогичный реплики: «Наши люди не смогут!» Некоторые впадали в истерику: «Где мы возьмем столько англоговорящих?» Но все прошло на высшем уровне. Значит, возможно. Именно для этой цели мы запускаем наш проект. С его помощью мы будем решать проблемы – с той же инфраструктурой. И уже решаем. В 16 году было освоено 100 миллионов – начали строительство дороги из Златоуста в «Солнечную долину». В этом году будет выделено еще 200 миллионов. Так что мы планируем реальные дела и выполняем. Ничего более прагматичного и конкретного я еще не видел.

горнолыжка.jpg

- Последний вопрос: все надеются, что «Синегорье» войдет в федеральную программу, и область получит финансовую поддержку. А если нет? У вас есть план «Б» на крайний случай?
- Проект в любом случае будет реализован. Без федеральной поддержки это произойдет медленнее и труднее. Но сейчас мы уже не можем повернуть назад. Закрыв проект, мы подставим тех людей, кто реально работает и вкладывает деньги, обречем на самостоятельно решение множества проблем, с которыми справиться совсем непросто. Отказаться от «Синегорья» - значит бросить людей на произвол судьбы. Этого нельзя допустить.