Меню

История бунта в музее

08.06.2017 13:43 - автор Надежда Медведкина.
6 июня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Эту же дату считают и Днем русского языка – праздник утвержден Департаментом общественной информации ООН в 2010 году. Государственный музей истории Южного Урала решил отметить торжество спецвыставкой. Экспозиция несколько бунтовская, зато имеет к имениннику непосредственное отношение.

История бунта в музее


Почитаем?

По правде говоря, поразить потрясающим зрелищем выставка не может: это всего лишь одна дополнительная стойка в зале постоянной экспозиции. Под стеклом – толстая книга. Но если попросить куратора Марью Аникину рассказать об экспонате (а сделать это может любой посетитель зала – достаточно обратиться к сотрудникам), то можно заслушаться на полчаса, поражаясь путям, которыми книга попала в музей, а более того – перипетиям ее написания.

Что за книга заслужила столь внимательного отношения? Это экземпляр пушкинской «Истории пугачевского бунта», напечатанный при жизни автора. Более того, это книга из первой части первого тиража, «первопресс». Год издания – 1834-й.

Тираж сам по себе не очень велик – около 70 тысяч экземпляров. Да и тот не был распродан до конца: это не художественная, а научная книга, которой даже в столице мог заинтересоваться не каждый. Сейчас в России можно найти еще несколько подобных экземпляров. Наш считается средним по сохранности. Его обложка сделана уже позже, в XX веке. Но блок листов сохранился, и текст без труда можно прочесть. Сильно пострадали только карты – позже реставраторы музея займутся их восстановлением.

Какими судьбами?

Как такая редкость могла появиться в наших краях? На этот счет есть разные предположения. Например, мог ее прислать сам автор. Ведь Пушкин, когда собирал информацию о бунте, путешествовал по Уралу, беседовал с людьми, у кого-то останавливался, с кем-то знакомился. Он вполне мог пообещать собеседнику или гостеприимному хозяину прислать книгу после издания.

Вторая версия не так поэтична, но тоже заслуживает внимания. В 1899 году по всей стране широко отмечался юбилей Пушкина. Даже в Челябинске, городке на тот момент некрупном, проходили пышные торжества. Кому-то из первых лиц города могли сделать дорогой подарок – книгу, связанную с Уралом.

Как бы то ни было, сразу после революции книга оказалась в музее, но не в зале, не в запасниках, а... в библиотеке. Там, на полочке, она стояла тихо и скромно, как любая книжка, вплоть до 1982 года, когда кто-то из дотошных сотрудников музея обратил внимание на внешний вид тома и год издания. После этого находку моментально перевели в отдел редкой книги. Благодаря этому музей теперь может похвастаться исключительным экспонатом.

Нечаянная книга

Что представляет собой «История пугачевского бунта»? Первоначально Пушкин вовсе не собирался писать эту книгу – он только собирал информацию для «Капитанской дочки». Но обобщив сведения, писатель решил напечатать их отдельно, в виде научного произведения.

Сбор информации тоже был целым приключением. Пушкин легко получил доступ к официальным документам из царских архивов. Но, как нетрудно догадаться, они освещали историю несколько однобоко: Пугачев – бунтовщик, потому что бунтовщик, преступник и живодер, а ему противостоят храбрые и со всех сторон безупречные царские генералы. Пушкина такой подход не устроил – он отправился на поиски иной правды.

– Случай, на самом деле, был беспрецедентный, – замечает Марья Аникина. – Даже в наше время многие ученые предпочитают обращаться к источникам, написанным до них, и на основе этих данных разрабатывать концепции. Срываться в дорогу, искать людей, собирать информацию на месте – на это способны только подвижники. Но Пушкин, едва взявшись за дело, сразу проявил себя подвижником.

На тот момент (менее 60 лет после восстания) еще были живы многие, кто помнил и бунт, и самого Пугачева. Пушкин разговаривал с этими людьми, собирал народные песни и предания. Эти истории часто были нелицеприятными для царских генералов. Впрочем, не обеляли они и Пугачева.

После обобщения и перепроверок вышла «История пугачевского бунта» – подробная научная книга с примечаниями, со списками участников войны и жертв произвола. Она бесценна сама по себе, как источник информации, которую уже не смог бы собрать ни один позднейший историк. Но особенно любопытно соотнести «Историю пугаческого бунта» с «Капитанской дочкой».

– Если мы попробуем сравнить эти две книги, то будем потрясены, – предупреждает Марья Аникина. – Некоторые сюжетные ходы, имена, детали, даже мельчайшие подробности в «Капитанской дочке» совпадают с исторической основой. Но в то же время в ней совсем иное отношение к происходящему и иная оценка персонажей.

В «Истории пугачевского бунта» некоторые части стоило бы пометить «18+»: Пушкин беспристрастно описывает жестокость, которая имела место и с той, и с другой стороны. Ничего из этих подробностей не попало в «Капитанскую дочку». Почему? Желающие могут порассуждать об этом вместе с куратором выставки.

***
Экспонат пробудет в зале музея очень недолго: это одна из тех вещей, которые показывают только по особому случаю.

– Если мы выставим книгу в постоянной экспозиции, то через некоторое время лишимся ее: она «умрет» от света. Она должна храниться в полумраке, при определенной влажности, – объясняет Марья Аникина.

Увидеть выставку, узнать больше об этой книге и судьбе Пушкина, а также посмотреть, какие еще интересные вещи, связанные с именем Пугачева, есть в музее, можно до 14 июня. При этом не стоит забывать, что в понедельник в музее выходной.

Кстати

260 млн человек в мире говорят по-русски.
166,2 млн человек считают его родным.
110 млн человек знают как второй язык.