Меню

Муфтий Ринат Раев: «В исламе нет деления на светское и духовное»

07.07.2017 16:33 - автор Наталья ФИРСАНОВА.
В канун "Расулевских чтений" председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей муфтий Ринат-хазрат Раев рассказал о возрождении ценностей традиционного ислама, профилактике распространения идеологии экстремизма, воспитании молодежи и межконфессиальных отношениях в регионе.
Муфтий Ринат Раев: «В исламе нет деления на светское и духовное»


Сегодня, 7 июля, в Троицке открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Мероприятия, посвященные памяти выдающегося ученого, богослова, просветителя, педагога Зайнуллы Расулева, проводятся в шестой раз. В этом году в «Расулевских чтениях» принимают участие почти 700 человек. Среди них исследователи, духовенство Урала, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Дагестана. Почетные гости - муфтий России Талгат Таджуддин и профессор Амманского международного Университета исламских наук (Иордания), шейх Абдурраззак Ассаиди.

Накануне масштабного события гостем ИД «Гранада Пресс» стал председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей муфтий Ринат-хазрат Раев. На встрече с журналистами он рассказал о возрождении ценностей традиционного ислама, профилактике распространения идеологии экстремизма, воспитании молодежи и межконфессиальных отношениях в регионе.

Просвещение без фанатизма

- В этом году в шестой раз проходят «Расулевские чтения». В чем их особенность?

- Изменился формат «Расулевских чтений». Мероприятие уже не ограничивается только проведением конференции, хотя это очень важно. В этом году к «Расулевским чтениям» в Челябинске открылась выставка, посвященная истории, традициям и культуре ислама, которая продлится до 10 сентября. В Троицке впервые провели конкурс духовных песнопений «Мунаджат». В исполнительском мастерстве соревновались школьники и взрослые из Челябинской области и других регионов, заранее подавшие заявку на участие. Продолжением культурной программы станет областной Сабантуй.

Задача «Расулевских чтений» - изучение исторического и духовного наследия наших предков, распространение традиционных ценностей, которые создавались веками. А мы знаем, что мусульманские ученые сделали много открытий в науке – математике, медицине, астрономии. И об этом надо говорить, это должно быть образцом для молодежи. Важно построить мостик между прошлым и настоящим, чтобы не прерывалась связь поколений. И мы можем это сделать на примере выдающегося ученого-богослова, просветителя, основателя медресе «Расулия» Зайнуллы Расулева. тех ценностей, которые он проповедовал. А он просвещал без фанатизма.

- Какие ценности проповедовал Зайнулла Расулев?

- Ислам – религия миролюбия и добра. Эти ценности проповедовал Зайнулла Расулев. Он с уважением относился к другим народам и конфессиям, не враждовал с государством. Отечество, как и своих родителей, мы не сами выбираем, а по воле Всевышнего. Охранять его – наш святой долг.
Медресе «Расулия», основанное Зайнуллой Расулевым, стало знаменитым в исламском мире. Он одним из первых начал преподавать по новым методам. В медресе изучали не только религиозные дисциплины, но и арифметику, математику, красноречие, иностранные языки, анатомию, географию. Позднее аналогичные учебные заведения появились в Оренбурге, Уфе, Казани и в других регионах.

В Троицке супруга Зайнуллы Расулева открыла театр. Этому искусству уделялось внимание в духовно-нравственном воспитании молодежи. Ни в Татарстане, ни в Башкортостане в то время не было национальных театров.

- Какова судьба здания медресе в Троицке?

- После революции учебное заведение было закрыто. В последние годы в здании на улице Октябрьской находился народный суд. При поддержке правительства Челябинской области и лично губернатора Бориса Александровича Дубровского мы возродим медресе. Проведена большая работа по подготовке проектно-сметной документации. Проект подготовлен и сдан на госэкпертизу: требования к реконструкции памятников архитектуры строгие.

В будущем медресе станет одним из крупных духовных центров по подготовке отечественных кадров мусульманского духовенства, надежным оплотом традиционного ислама не только на Южном Урале, но и в стране.

Зачем имаму биотехнология

- Насколько остро стоит вопрос подготовки кадров мусульманского духовенства для региона?
- Сегодня в Челябинской области больше 70 мечетей, при этом 80 процентов священнослужителей - пенсионного возраста, не имеющих духовного образования. Мы стараемся повысить их образовательный уровень, направляем на курсы.

Но мы должны заниматься подготовкой своих кадров. Выпускники медресе, исламских университетов в России прекрасно ведут работу, умеют грамотно объяснять ценности традиционного ислама, толковать Коран, четко отличают истинное вероучение от нетрадиционных взглядов. А это имеет значение, в том числе для профилактики экстремизма.
За 70 лет у нас была полностью уничтожена система исламского образования. Сейчас она по крупицам восстанавливается. Но если мечеть можно быстро построить, то подготовка достойных имамов, священнослужителей, преподавателей - очень долгий процесс. Поэтому, опираясь на традиции, мы будем возрождать медресе.

- Возможно ли использовать площадку Южно-Уральского аграрного университета в Троицке для подготовки священнослужителей, пока медресе не открылось?

- С Южно-Уральским аграрным университетом у нас партнерские отношения, есть совместные проекты. В университете наши будущие имамы могут получать светское образование: например, изучать ветеринарию, зоотехнию, агрономию и так далее. Такая практика развита в Башкортостане, Татарстане. Чтобы кормить семью, они занимаются сельским хозяйством - выращивают овощи, работают на пасеке, разводят рыбу.
Имамы не получают зарплату. Больше того, в сельской местности иногда пожилые священнослужители из своей пенсии платят за коммунальные услуги, чтобы люди шли в мечеть.

Как донести Божье слово

- Современные юноши и девушки много информации получают из Интернета, в том числе попадают на сайты сомнительного содержания и часто по незнанию могут стать жертвой пропаганды экстремизма. Как организуете работу по просвещению молодежи?

- Молодежь жаждет знаний – и мусульмане, и христиане, и те, кто в храмы и мечети не ходит. Но, как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Если молодые люди не идут в храмы, мечети, значит, нужно общаться с ними на другой территории, например в студенческих аудиториях.
В 2005 году, когда я приступил к своей деятельности, на пятничную проповедь больше половины мечети не заполнялась. Когда начали общаться с нашими молодыми единоверцами, оказалось, они не ходят в мечеть, потому что не понимают языка: проповеди велись на арабском. А наши дети, внуки говорят на русском, не все даже родной язык знают. Как донести им Божье слово? Начали вести проповеди на арабском и на родном языке с комментариями на русском. Наши аксакалы восприняли в штыки проповеди на русском. Но со временем согласились. Радует, что молодежь пошла в мечети. По пятницам мечети в городе переполнены. В Челябинске они небольшие: самая крупная в Металлургическом районе 300 - 350 человек вмешает, другие - максимум 250 человек. В праздники даже улицу Елькина перекрывали: люди на асфальте молились.

После «Расулевских чтений» у нас начнется обучение детей основам традиционного ислама. Каждое лето наши студенты, которые учатся в медресе, университетах, приезжают на практику и занимается с ребятами.

В исламе нет деления на светское и духовное. Вера призывает к поступкам. Мусульмане должны приносить пользу обществу, региону, как это делал Зайнулла Расулев и другие наши предшественники.

«Соревнуйтесь друг с другом в добре и благочестии»

- Как оцениваете межнациональные, межконфессиональные отношения на Южном Урале?
- В регионе стабильная ситуация. Мы подписали соглашения о сотрудничестве с правительством Челябинской области и с большинством муниципалитетов. Это важно для предупреждения распространения нетрадиционных течений, сеющих вражду и ненависть. Такие попытки были на Южном Урале. Например, в одном районе захотели построить мечеть, глава выделил землю без согласования с духовным управлением мусульман. А через несколько лет возникла проблема: доброе дело, строительство мечети, использовали для неблаговидных целей. Сейчас заключаем соглашения, чтобы в муниципалитетах были четкие представления, с кем и как работать. Каждый глава администрации знает: если в районе появился желающий построить мечеть, его сразу направляют в духовное управление мусульман. Мы стремимся к тому, чтобы это взаимодействие было четко выстроено и культовые здания принадлежали духовному управлению.

Мусульмане и православные Челябинской области живут в согласии. Одними из первых в стране мы подписали соглашение между региональным духовным управлением мусульман и Челябинской епархией. Есть много вопросов, которые можно решать сообща. И с молодежью мы должны работать вместе. Например, в Уфе, когда я был ректором Российского исламского университета, мы десять лет совместно с епархией проводили элективный курс по религиозной этике. Интерес к этому курсу у студентов был огромный. Аналогичные мероприятия проводили в Челябинске в институте культуры. Были и другие совместные проекты.

Во всех традиционных конфессиях основные ценности общие - вера в Бога, в добро, любовь к Отчизне, уважение друг к другу.

- Как складываются отношения между местными мусульманами и мигрантами-единоверцами?
- Отчасти благодаря мигрантам мы сумели возродить ценности традиционного ислама. Они сохранили свой родной язык, свою культуру. Конечно, у каждого народа свои особенности, но постепенно знакомим их с нашими традициями. Некоторых мусульман из среды мигрантов мы обучили в университете, и сейчас они служат в наших мечетях.

Когда обсуждали вопрос по строительству соборной мечети в Тракторозаводском районе, пригласили представителей всех национально-культурных центров, подписали соглашения. В будущем планируем в новой мечети обучать родному языку и татар, и башкир, и казахов, и таджиков. Мы не должны разделяться, а сообща работать, растить детей, творить добро. Соревнуйтесь друг с другом в добре и благочестии, а не во вражде и грехе. К этому призывает нас традиционный ислам.

Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ