Меню

Новый сезон в челябинской опере обещает быть певучим

31.08.2017 09:29 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
С каждым годом челябинские театры сокращают летние каникулы. Еще лет несколько назад новый театральный сезон стартовал в октябре, теперь публику зазывают в залы на месяц, а то и два пораньше. Передовиком в этом отношении всегда выступал кукольный театр, хотя в этом году его обошла молодежка, вероятно вдохновленная последним бурным успехом и уже собравшая первые аплодисменты. В сентябре в игру вступает тяжеловес – Челябинский театр оперы и балета.
Новый сезон в челябинской опере обещает быть певучим


Компенсация гранд-балетом

Театральные меломаны ждут этого события с нетерпением – конкурентов у хозяев помпезного здания на площади Ярославского нет, а в соседний Екатеринбург дорога вечерняя и неблизкая. Что сезон грядущий готовит челябинской публике?

- Сезон будет интересным, насыщенным и разнообразным, - обещает директор театра Владимир Досаев.
Обещанная интересная и насыщенная жизнь начнется 8 сентября. Откроет 62-й сезон внушительно грандиозная постановка «Жизнь за царя», которая по причине своей масштабности не часто появляется на сцене. А вот первая премьера сезона состоится в конце сентября, и будет она балетной, таким образом театр собирается компенсировать зрителям прошлогодний простой.

- Рад сообщить, что к нам вновь и окончательно вернулся Юрий Клевцов из Большого театра, - обрадовал Владимир Александрович. - Сейчас ведется финальная стадия работы над балетом «Пахита», уже готовы костюмы, декорации, и 23 сентября мы представим новый спектакль зрителям.

Досаев.jpg

С «Пахитой» в Челябинске решили поэкспериментировать – сделали гранд-балет, хотя традиционно его исполняют в одном акте. Первоначально за работу смело взялся Смекалов, солист Маринки, неплохо справившийся с постановкой балетных сцен для «Жанны д`Арк» и «Фауста», но дело до конца не довел, а за идею ухватились конкуренты.

- Ну что ж, зато мы послужили стимулом для коллег, и теперь в стране появится сразу три «Пахиты»: в Питере, Екатеринбурге и Челябинске, - шутит Досаев.

Вторую половину сезона балетная труппа будет работать над детской постановкой «Айболит». Собственно на этом танцевальные па, как это ни печально, заканчиваются.

Модернизация без ущерба

Основной акцент в нынешнем сезоне вновь планируют сделать на вокально-театральное искусство, благо в театре, наконец, появился режиссер, понимающий и неравнодушный к этому жанру. В планах значится детский мюзикл и парочка опер: на большой сцене по весне презентуют оперу-буфф «Дон Паскуале», а также решили заняться реставрацией знаменитого бородинского опуса «Князи Игорь»

- Эта опера должна быть в репертуаре каждого театра, - считает главный режиссер Екатерина Василёва.

«Князь Игорь» для челябинского театра произведение по всем параметрам историческое: в свое время наш театр открывался именно этим произведением Бородина, а потом оперу постоянно играли на открытии сезона. В 2006-м сделали новую редакцию, которая ознаменовалась забастовкой симфонического оркестра. Следуя традиции, третья версия тоже должна стать знаковой.

Василева.jpg

– Спектакль поставил Георгий Исаакян, понятно, что со временем любой спектакль теряет форму, «размывается». Я его посмотрела в записи, а затем встретилась с режиссёром и художником Станиславом Фесько, - рассказывает Екатерина. - Мы провели настоящие «археологические раскопки». Обсудили некоторые изменения, которые необходимо внести – все-таки время идет, появляются новые технологии, материалы, которые позволяют сделать постановку более яркой, зрелищной. По-прежнему опера будет идти в исторической ключе, как изначально задумывали авторы. Все изменения будут происходить с их разрешения.

Разведка донесла, что первоначально обновленного «Игоря» хотели представить в ноябре, но реконструкторы не рискуют раньше времени называть точную дату премьеры.

«Снежность» заморозила «Аиду»

Лучшие силы и средства же брошены на детский мюзикл, о котором без устали твердили в прошлом сезоне все оставшееся после затянувшихся европейских гастролей время. Мюзикл будут делать для детского фестиваля «Снежность», который ежегодно проводят нынешние попечители оперного театра, группа ЧТПЗ. 10 миллионов выделили для своего проекта благотворители, взамен театр получит право включить дорогостоящий шедевр в репертуар.

Спектакль «Калейдоскоп мечты» рассказывает о девочке, которая входит во взрослую жизнь, поэтому в нем заняты как взрослые артисты, так и дети. Детей просеивали мелким ситом на кастинге под руководством знаменитого и усатого Бориса Каплуна.

эскизы.jpg

- В проекте занято огромное количество детей и практически вся труппа театра, - поясняет Василёва.

Дети усердно занимаются, артисты репетируют, чтобы не ударить в грязь лицом, тем более, что мюзиклы в нашем театре еще не ставились (хотя в той же филармонии уже идут несколько лет). Премьера состоится в декабре.
А вот «Аида», настоящая гран-опера, для постановки которой действительно необходима помощь попечителей, опять не состоится - все силы и средства, судя по всему, ушли на детский проект. Впрочем, в театре пока не отказываются от задуманного, но решили отложить до лучших времен.

После «Снежности» и Нового года главный творческий двигатель, Екатерина Василёва, задумала поставить на местной сцене оперу-буфф (ну или просто комическую оперу, чего прежде также не случалось на местных подмостках). И присмотрела оперу «Дон Паскуале» итальянца Гаэтано Доницетти.

репетиция.jpg

- Это совершенно особый жанр, - утверждает режиссер. – Артисты давно просили поставить что-нибудь легкое, разнообразить репертуар. И это прекрасная возможность в первую очередь для молодежи показать себя, позабавиться, «оторваться».

История в духе итальянской комедии дель арте выйдет на сцену в начале марта. Последней вокальной точкой станут «Паяцы» Леонковалло, которые послужат заделом на будущий сезон.

Ставка на молодежь и аппаратуру

Воплощать в жизнь обозначенные планы должны помочь молодые силы, коих в этом сезоне в театре поступило рекордное число - аж 25 человек: 11 артистов балета и по семеро вокалистов и музыкантов.

- Краснодар, Саратов, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, - перечисляет географию вновь поступивших директор челябинского театра. В списках даже есть выпускники ГИТИСа и артисты московской «Новой оперы».

- Подал заявку в несколько театров, пригласили в Челябинск, - пожимает плечами один из новеньких, Дмитрий Никитин.

Дима приехал из Ижевска, где работал вместе с женой.

- Там меньше возможности для молодых солистов, репетировали в очередь, репертуар поменьше, хотя в прошлом году вроде поставили «Турандот», «Аиду», но спектакли идут редко – по четыре, пять в месяц, здесь у вас более насыщенная жизнь, - надеется вокалист. – Мы репетируем каждый день, учим партии, меня уже ввели в «Кармен», «Мистер Икс», «Марицу». Да и условия здесь лучше – жилье, зарплата побольше.

Цукерман.JPG

- Зарплаты еще подрастут до конца года, - обещает замминистра культуры Григорий Цукерман. – Повышение будет и в следующем году процентов на 12. Мы лоббируем вопрос постановочных расходов, их необходимо включать в бюджет. В конце сентября в Челябинске состоится форум театральных деятелей, на который приедет Александр Калягин, с ним будем обсуждать этот вопрос, а также возможность финансирования гастрольной деятельности.
Сейчас театр вовсю готовится к приему публики: наладил вентиляцию, обновил ковровые дорожки, заодно отремонтировал гримерки на втором этаже. В планах установка нового звукового оборудования и световой аппаратуры.

- Требуется порядка 40 миллионов, - озвучил замминистра. – Губернатор пришел на помощь, выделяет 20 миллионов, остальные за счет спонсоров.

Так что в ближайшее время свет и звук в театре улучшатся. Судя по всему, вниманием властей театр не обижен. Остается оправдать доверие – 23 сентября и проверим.

Фото из открытых интернет-источников.