Меню

Куликовская битва под казачий распев

19.10.2017 19:15 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Челябинская выставка Ильи Глазунова явно претендует на событие. Поводов к тому несколько – уровень художника, его недавний уход из жизни, тема выставки – Куликовская битва, и даже дата – 12 октября, день рождения Дмитрия Донского, под чьим руководством русские войска одержали победу над Ордой.
Куликовская битва под казачий распев
Фото Андрея ТКАЧЕНКО

Женское лицо войны

В советское время Глазунова называли придворным живописцем Коминтерна, он писал портреты Брежнева, Щелокова, Индиры Ганди, зримо и впечатляюще живописал вклад Советского Союза в мировую цивилизацию, впрочем, отказать в мастерстве ему не могли никогда. В отличие от своего преемника при дворе Никаса Сафронова, мэтр частенько отвлекался от парадного подъезда, чтобы оставить в анналах истории «Легенду о Великом Инквизиторе» или тот же самый цикл «Поле Куликово», который на днях привезли в Челябинск и выставили на всеобщее обозрение. 22 картины из 30.

- Остальные либо на реставрации, либо в постоянной экспозиции Тульского музея, - поясняет директор челябинского музея искусств Станислав Ткаченко (прим. именно в Туле находится весь цикл, поскольку знаменитая битва происходила на территории Тульской области).

История, рассказанная в картинах, открывается прологом – пылающие русские города, головы на пиках... Отблеск пламени лежит на скуластом темном лице Мамая, жесткие глаза смотрят в упор, за спиной воин-наемник, коих в ордынском войске было множество. Рядом потрет князя Дмитрия на контрасте: лик при свете дня, синие доспехи, красный плащ – традиционные цвета Христа, символизирующие вечность и жертвенность, за спиной старец и отрок.

- В первых рядах русского войска стояли подростки 14-15 лет, они приняли на себя первый удар, - пояснил настоятель Челябинского храма Святого Дмитрия отец Дионисий. - Опытных бойцов берегли для основного сражения, они вступали в бой позже, из засады. И подростки знали, что им не вернуться из битвы.

Свои картины Глазунов плотно засеивает символами и аллюзиями. Свою лепту внес и челябинский музей: в двух залах музея друг напротив друга, глаза в глаза глядят княгиня Евдокия и монгольская девушка. Это не битва Дмитрия с Мамаем, и не поединок Пересвета с Челубеем, это противостояние Руси и Орды, и общие скорбь и горе от потерь.

Без подоплеки

- Нет, это получилось случайно, что день рождения Донского совпал с вернисажем, - отбивается Ткаченко от вопросов, впрочем, это не суть важно, главное, что выставка, работа над которой велась в течение года, состоялась.

- Знаете, художник очень дорожил этим циклом, - рассказывает директор Тульского музея изобразительных искусств Марина Кузина. – Он работал над ним несколько лет, цикл был завершен в 1980 году — в год 600-летия со дня исторической битвы. И потом, когда картины были переданы нам, художник постоянно просил этот цикл на юбилейные, знаковые выставки.

Освободившись от идеологической подоплеки, цикл мало что потерял: назидание сменилось убежденностью, гордость – верою.

- Мы не должны забывать о высоте служения нашего народа, - уверен отец Дионисий. – Да, наша история сложна, тяжела, в ней многое было, но путеводной нитью всегда являлась победа жизни над смертью, добра над злом. Сегодня, когда общество разобщено, особенно важно обращение к корням, как к некоему маяку, ориентиру, который показывает, какие мы есть.

Смесь французского с нижегородским

Поразмыслить о судьбе народа, его духовном предназначении, как это не пафосно звучит, удается по нынешним временам редко. Мысли сбились с появлением ряженых – в последнее время модно увлекаться всякого рода реконструкциями, аутентичным воспроизведением прошлого, а по большей части внешней иллюстрацией, к тому же не всегда точной.

Под бренчание якобы старинных гуслей дико и странно звучала казацкая песня «Ой ты степь широкая…». Разница в принципе невелика – что степь, что поле, три, четыре столетия– не срок. Знающая публика интеллигентно сохраняла спокойствие, а подрастающее поколение, и без того не слишком сведущее в делах исторических, усердно запоминало, как казаки принимали участие в Куликовской битве.

Понятно желание организаторов привлечь внимание к выставке, увлечь публику, наглядно «оживить» историю, но сочетание профессионального искусства и самодеятельного, как правило, чревато.

Работая над картинами, Глазунов тщательно изучал летописи, предания, жития Сергия и Дмитрия, чтобы «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего». И ему удалось: определенная аура витала в залах. Увы, художественная правда не ужилась с аутентичностью «Гардарики», чудная атмосфера выставки моментально улетучилась, оставив сожаления о былом величии и былой же образованности.

Цикл «Поле Куликово» был задуман художником Ильёй Глазуновым в 1960-е годы к 600-летнему юбилею Куликовской битвы. Работа над ним продолжалась много лет.

Серия насчитывает около 30 произведений. Выставка продлится до 13 декабря.