Меню

В Челябинске вспомнили Шостаковича

09.02.2018 10:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Филармонический вечер обещал быть интересным. Во-первых, в программе значились произведения Шостаковича. Несмотря на все уверения знатоков, что Дмитрий Дмитриевич пользуется бешеной популярностью во всем мире, в одном отдельно взятом нашем городе услышать его произведения большая удача. Во-вторых, с оркестром выступал приглашенный московский солист Иван Почекин, которого называют «русским Паганини», хоть он этому всячески сопротивляется.
В Челябинске вспомнили Шостаковича
Фото Марины ЗАПОЛЬСКИХ

Высший пилотаж

«Русского Паганини» СМИ ждали перед концертом и с пиитетом таким, что парочка камер даже специально подъехала пораньше, чтобы запечатлеть репетиционный процесс и выслушать пояснения – поскольку композитор писал серьезную музыку, подготовка к погружению необходима. Договоренность была, а виртуоза не было. Ситуацию спас дирижер оркестра «Классика», удовлетворив жажду к знаниям.

- Это 15-й концерт гениального проекта "Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир", - поясняет Адик Абдурахманов. - Пятая симфония перевернула весь мир, и поставила имя Шостаковича в один ряд с другими гениями.

- Шостаковича не слишком жаловала советская власть, тем не менее его музыка постоянно звучала из всех репродукторов. Теперь в свободной стране мы его вообще не слышим, почему? – пускаю в ход шпильки.

- Это достаточно сложная музыка. Для исполнения его симфоний нужен симфонический оркестр, высокий музыкантский уровень. Скажу честно, гобоиста такого уровня у нас нет, мы приглашали из другого города, чтобы он сыграл небольшое соло.

- А наша публика готова к восприятию такой музыки, серьезной, глубокой?

- Я понимаю, что сейчас по большей части публика хочет получать удовольствие. Поэтому наш проект специально построен так, чтобы постепенно подвести слушателя к восприятию серьезной музыки. Мы начинали с более легких вещей, а теперь подошли к Шостаковичу, Равелю, Малеру. Знаете, это из разряда той музыки, которую недостаточно просто слушать, надо еще и знать, как таблицу умножения или английский язык. И после того, как слушатель узнает азы, он войдет в мир каких-то удивлений, в мир прекрасного.

И.почекин.jpg

Концерт с комментарием

Пояснить эти самые азы, расшифровать китайскую грамоту взялся ведущий концерта. Константин Рубинский рассказал об истории создания, о том, как воспринимали эту музыку современники, о страшном 1937 годе – немного обо всем, но этим обозначил тропинку, по которой пришлось пробираться тем, кто впервые знакомился с шедеврами Шостаковича.

В концерте прозвучала Пятая симфония Шостаковича и недаром. Ее язык прост, ярок, но оригинален. Эту музыку композитор написал в ответ на ту самую злополучную статью «Сумбур вместо музыки», которая вышла в «Правде», где автора обвиняли в «антинародности». Все это бурно обсуждалось на самом высшем уровне. Сталин лично посетил оперу «Тихий Дон», которую все ставили в пример, а Шостакович считал откровенно слабой. Сейчас такое невозможно представить, чтобы сам Путин пришел на оперу того же Эдисона Денисова, вряд ли он вообще знает это имя, услышать эту оперу на российской сцене нереально. Шостаковича же хоть и ругали, но ставили, его музыка звучала. Пятую симфонию признали, хотя не все поняли, что в ней Шостакович зашифровал свое предчувствие страшных перемен.

1-й скрипичный концерт был написан 10 лет спустя и посвящен Давиду Ойстраху, виртуозу, который до сих пор является образцом для многих, в том числе для Ивана Почекина.

- Это один из самых любимых концертов, я исполняю его в основном в России, - в антракте столичный гость все-таки пообщался с журналистами. - Еще в детстве концерт произвел на меня большое впечатление, с одной стороны это инновационное произведение, а с другой – отражение эпохи, того времени, в котором жил автор. Поэтому важно постичь и почувствовать те эмоции, которые композитор вкладывал в свою музыку.

Постичь и почувствовать такую музыку набралось достаточно добровольцев. Хотя зал был неполным, слушали буквально затаив дыхание, не прерывая паузы между частями судорожными аплодисментами, судя по всему, в зале была подготовленная публика.

- Прекрасный концерт, - вздохнула коллега по окончании. – Побольше бы таких.

Что ж, в филармоническом проекте значится 20 концертов. Ближайший, посвященный Морису Равелю, состоится 26 февраля.