Меню

«Яблочный Спас»: судьба или выбор?

22.03.2018 09:00 - автор Ирина ЯББАРОВА
Деревенская избушка, забор, да белье, развешанное во дворе… Пока вся страна отмечала Международный женский день, Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» пригласил всех участников и зрителей фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» в деревню Преображенское.
«Яблочный Спас»: судьба или выбор?


Желающих взглянуть на деревенскую жизнь оказалось немало. В Новом Художественном театре, на сцене которого «Театральный ковчег» представил на суд зрителей и членов жюри свой «Яблочный Спас», было настолько многолюдно, что яблоку негде было упасть.

Как только все зрители расселись, «Театральный ковчег» перенес всех на деревенскую улочку небольшой российской деревушки. О чем спектакль? Да, как и все прочие, о любви. О любви, которая зарождается постепенно, несмотря на долгие годы знакомства, и о несостоявшейся любви, которая прожила всю жизнь, но так и не сбылась.

«Яблочный Спас» - спектакль, поставленный по современной пьесе Алексея Анисимова «Любовь и баня». В шутливой форме Анисимов рассказывает о внезапно вспыхнувших чувствах между деревенским парнем и девушкой. Несмотря на давнее знакомство, молодые люди долгое время друг друга не замечали, но общая любовь к бане вдруг показала: общего между ними гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

553726.jpg

С задачей донести до зрителей текст пьесы «Любовь и баня» Нюрка и Ванька справились на отлично. Комичная и живая игра то и дело заставляла зал покатываться от смеха. Однако глубокого смысла в этой игре, пожалуй, не найти, первая часть спектакля – не что иное, как просто перенос текста пьесы на сценические подмостки. А вот истории о жизни двух стариков в пьесе Анисимова нет, это – режиссерский замысел «Театрального ковчега». И стоит заметить, что именно несбывшаяся история любви между деревенской бабкой Елизаветой Макаровной и дедом Василь Егорычем стала по-настоящему искренней, а самое главное – оказалась вполне уместной в спектакле.

Spektakl_16.jpg

Еще в молодости красавица Елизавета и верящий во все приметы Василий любили друг друга, но два жизненных пути так и не сошлись в один, каждый пошел своей дорогой. Но, как и прежде, жили в одной деревне, часто виделись, общались. За каждодневным бытом не заметили, как пролетела вся жизнь, супруга умерла, дети разъехались… И вроде жизнь течет своим размеренным и привычным чередом, но то и дело каждый вспоминает ошибку молодости.

И кто сказал, что старости чужды глубокие чувства? Они есть всегда, только их проявление может меняться. А потому, боясь выдать истинное отношение друг к другу, Елизавета Макаровна и Василь Егорыч кидаются друг в друга колкостями, ругательствами, подчас злыми шутками. Но за всем этим скрывалась настоящая любовь, не сбывшаяся в молодости, но живая до сих пор.

553728.jpg

И то ли игра актеров Марины Петуховой и Геннадия Хасанова, то ли сама история жизни героев, которая вполне может случиться и в реальности, что называется, «зацепила» зрительный зал. Именно эта часть спектакля заставляет задуматься о быстротечности жизни, об ошибках, которые порой нельзя исправить.

Кстати, об актерах, играющих стариков. Их игра заставила зрителей поверить в то, что на сцене старики, прожившие долгую и нелегкую жизнь. Уже после спектакля кое-кто из зрительного зала не удержался и поинтересовался у труппы, сколько же на самом деле лет Марине и Геннадию. Ответ актеров взорвал зал аплодисментами: 34 и 41 соответственно.

Особо стоит отметить наличие в спектакле определенных символов. Видимо, название постановки не случайно: события спектакля происходят в канун праздника Преображения Господня, который в народе называют Яблочным Спасом. Есть поверье, что в эти дни случаются чудеса, и даже яблоки становятся волшебными и исполняющими все желания.

Вот и в деревне Преображенское в Яблочный Спас вдруг заплодоносила когда-то погибшая яблоня, а смерть обоих стариков, с которыми ушла целая эпоха, стала символом начала новой жизни, новой деревни, ведь у Нюрки и Ваньки совсем скоро должен родиться сын. Ванька уже и имя выбрал - Александр.

- Почему Александр? – недоуменно поинтересовалась Нюрка.

- Так ведь защитник, - пояснил Ванька.

А старики… старики наблюдают со стороны, из другого мира.

- У нас не получилось, а у них все получится. Не пропадет наше Преображенское, - уверен Василь Егорыч.

553724.jpg

P. S.:

Увы, не могу обойтись без ложки дегтя. За время фестиваля удалось побывать на многих конкурсных постановках. Кроме членов жюри и многочисленных журналистов спектакли охотно посещали те, кто любит называть себя громким словом «критики», а также простые горожане, сумевшие достать заветные билеты. Впечатлили и те, и другие. «Критики» в очередной раз удивили своим спринтерским талантом по-быстрому, расталкивая локтями, сумками и чем придется многочисленных зрителей, занимать места в первых рядах, не обращая внимания на специальные таблички. Понять их можно: взор челябинского «критика» не должен пропустить ни одно слово, ни один жест актеров, ведь им после постановки - писать глубокомысленные отзывы в социальных сетях. Что касается вторых, то, видимо, наш зритель глубоко убежден, что громкие звонки мобильных телефонов, шелестящие фантики от конфет во время спектакля вполне уместны. Если очень хочется, можно заглянуть и в мобильные приложения социальных сетей, чтобы рассказать «фейсбушным» друзьям о своем культурном просвещении именно в этот момент. А что касается самого спектакля, так это дело уже десятое — не за тем, в конце концов, некоторые челябинские зрители по театрам ходят.