Меню

«ВЕЧНЫЙ» МЕТРОСТРОЙ

14.02.2007 00:00 27 (10662)
Чтобы понять, насколько многострадальным для Челябинска является проект по сооружению метро, достаточно просто привести несколько газетных цитат разных лет. Почти 10 лет назад...
«ВЕЧНЫЙ» МЕТРОСТРОЙ


Чтобы понять, насколько многострадальным для Челябинска является проект по сооружению метро, достаточно просто привести несколько газетных цитат разных лет. Почти 10 лет назад, 25 июля 1997 года, «Челябинский рабочий» весьма оправданно иронизировал: «Если случится чудо и метро, как было обещано, заработает в 2000 году, поездка с окраины Северо-Запада до центра займет всего 12 минут». Спустя пять лет после того как мечты про 2000 год не исполнились, челябинский транспортный портал в сообщении от 19 декабря 2005 года задавался вопросом: «Челябинское метро пустят к 2010 году?» Наконец, устав от бесконечных ожиданий, интернет-ресурс Chelyabinsk.ru 24 января уже этого года констатировал: «Сроки запуска первой ветки челябинского метро постоянно сдвигаются. Если ранее это радостное событие планировалось на 2010 год, то теперь челябинцам придется ждать пуска метро до 2013 года».

Когда-то долгостроем города называли бесконечную реконструкцию здания областной филармонии. Но вот уже и этот проект пущен в эксплуатацию и радует челябинцев и гостей города. А строительство метро, судя по всему, тем временем пошло на «рекорд». Итак, отметим, что начатый еще в 1992 году (то есть 15 лет назад) социально значимый объект все еще далек от состояния не то что пуска, но даже окончания первой очереди строительства. Для начала посмотрим на сегодняшнюю транспортную ситуацию в Челябинске глазами специалистов.

Пробки как часть мегаполиса

Мнения наших экспертов при оценке современной транспортной системы Челябинска и других крупных городов подтверждают очевидное: наземный транспорт уже не справляется с потоком пассажиров. И с каждым годом ситуация ухудшается. В недавнем интервью журналу «Эксперт» Яков ГУРЕВИЧ, гендиректор ООО «КЭМП», так охарактеризовал транспортные проблемы больших уральских городов: «Состояние транспортной системы в крупнейших уральских городах мало отличается от ситуации в других крупных городах России... Растет общее время, затрачиваемое населением на поездки в черте города, средняя скорость общественного транспорта снизилась с 19 до 14 км/час, существенно снизилась безопасность перевозок, время в пути становится абсолютно непредсказуемым, увеличились выбросы в атмосферу и шум».
Об объективных причинах такой ситуации размышляет Ильдар УСМАНОВ, гендиректор МУП «Челябинскметротрансстрой»: «Появилось очень много личного транспорта, и пробки на дорогах сильно мешают передвижению по городу. На мой взгляд, необходимо выносить из центра Челябинска объекты, которые привлекают большой поток людей, — торговые центры и офисы. Несмотря на все усилия городских властей по расширению дорог, проблемы остаются».
Константин АБРАМЧУК, гендиректор ОАО «Челябметрострой», подтвердил тревожные ожидания: «С каждым годом пробки увеличиваются, и в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться. Это связано с большим ростом личного и общественного транспорта и тем, что городская транспортная наружная сеть имеет свои пределы. Они обусловлены градостроительными планами — проектировать развязки в условиях плотной городской застройки невозможно, расширять улицы можно лишь на небольшие промежутки, равные придорожным газонам. Развитие дорог ограничено».

Стройка двух веков

Впрочем, уместно, наверное, говорить о комплексном решении транспортной проблемы. Яков Гуревич в интервью журналу «Эксперт» заметил: «Совершенно уникальная ситуация сложилась в Челябинске. Сочетание строящегося тоннеля для метро с одной из лучших в стране трамвайных систем позволяет построить чрезвычайно эффективную транспортную систему».
Ильдар Усманов высказывает свое видение перспектив: «Конечно, возникали некоторые сложности организационного характера, приходилось заниматься обучением специалистов. И сейчас для нормального развития необходимо решить вопрос не только финансирования. Конечно, от хорошего оснащения подрядчика напрямую зависит количество метров, пройденных под землей. На 2007 год запланировано пройти около километра, но это неточная цифра, план все еще верстается. В прошлом году было пройдено 562 метра горизонтальных выработок, а в 2005 году — 584 метра. На мой взгляд, крайне необходимо приобрести второй тоннелепроходческий комплекс «Ловат». Ведь на территории Челябинска специально построен завод по производству железобетонной отделки тоннелей. И его мощностей хватило бы на загрузку работой двух «Ловатов» при скорости их прохождения не менее 100 метров в месяц. Однако острейшая проблема заключается в том, что при увеличении объемов строительства нам не хватает специалистов. Под землей проводятся специфические работы, необходим приток инженеров — специалистов в подобного рода строительстве».

Инвестиции как основа развития

Яков Гуревич предлагает просто подсчитать, насколько выгодными могут быть инвестиции, вложенные в развитие транспортной сети: «В уральских столицах ежедневно минимум 500 тысяч человек активного населения теряют минимум 30 минут из-за неэффективности транспортной системы, то есть ежедневно теряется более 30 тысяч человеко-дней. Пересчитать эти потери рабочего времени в потери валового продукта (около шести процентов) несложно. Тысячи тонн дополнительно сожженного топлива, дополнительных выбросов в атмосферу, десятки потерянных жизней, тысячи раненых, которым требуется недешевое лечение. Все это имеет свою несложно калькулируемую цену».
Ильдар Усманов оценивает финансовую сторону проекта: «Метро — дорогостоящий объект. И если в прошлом финансирование выделялось из федерального бюджета, теперь основная нагрузка лежит на области. Федерация дает лишь 20 процентов от общего финансирования, а необходимо минимум 50».
Чтобы пустить первую очередь от Комсомольской площади до проспекта Победы к назначенному сроку, необходимо соблюсти многие условия, в том числе обеспечить устойчивое ежегодное финансирование:

2007 г. — 2,67 млрд рублей
2008 г. — 4,9 млрд рублей
2009 г. — 4,96 млрд рублей
2010 г. — 5,23 млрд рублей
2011 г. — 4,06 млрд рублей
2012 г. — 2,03 млрд рублей

Первая очередь будет включать четыре станции: «Комсомольская площадь», «площадь Революции», «торговый центр», «проспект Победы» (пересечение двух проспектов — Свердловского и Победы). Очень хочется верить в то, что Челябинск однажды решит свою транспортную проблему, скорость и безопасность передвижения по областному центру резко повысятся. Но если финансирование со стороны Москвы урезано (а на проект надо 20 миллиардов рублей — фантастическая цифра!), специалистов не хватает, а первые четыре станции через несколько лет (это в лучшем случае) явно не помогут решить ни проблем пробок, ни пассажирских перевозок для города в целом, то когда это случится?

Александра ГОЛОВИНА.
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА.