Меню

Почему в Челябинске катаются на импортных коньках и играют китайскими мячами?

02.02.2018 16:00 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Даешь отечественные коньки и турники! На Южном Урале намерены включить зеленый свет производителям спортивных товаров.
Почему в Челябинске катаются на импортных коньках и играют китайскими мячами?

Катаетесь на коньках? А где они произведены? Дорого обошлись? А футбольный мяч у вас из Китая или Германии? Почему мы покупаем (втридорога со всеми дорожными наценками) преимущественно зарубежные спортивные товары? К сожалению, причина проста: своих не хватает.

Десятая доля процента

Именно о спортивном инвентаре, а точнее, о перспективах его производства предложил поговорить генеральный директор Урало-Сибирского Дома Знаний Игорь Белехов.

- Мы, как и многие, дружим со спортом. Но часто, бывая в спортивных магазинах, видим засилье иностранных товаров на полках. Изделия с маркой «Сделано в России», как правило, представляют собой гантели, гири — что-нибудь железное и тяжелое, - начинает свой рассказ Игорь Белехов. - Мы спросили себя: неужели в нашем регионе, напичканном сверх всякой меры производствами — от горнодобывающего до атомного — и уникальными технологиями, мы не можем выпускать современные спортивные товары? Статистика, собранная аналитиком Дома Знаний Евгением Пурюшиным показывает, что ситуация печальна не только в нашем регионе, но и в целом по стране. Доля национальных производителей на внутреннем рынке (он, кстати, составляет около 600 млрд рублей) — всего 10%. Не везде наши показатели плохи. Доля российских велосипедов на рынке составляет 90%. У нас производится 90% продаваемых бильярдных столов, 65 - 70% лыж, 60% уличных тренажеров. Но в то же время страна производит всего 10% инвентаря для футбола, 1 - 1,5% товаров для плавания. Больше всего поражают показатели по конькам: отечественный продукт составляет 0,1% рынка. Еще раз, прописью: десятая доля процента! В стране, где девять месяцев холодно и чуть не полгода можно кататься под открытым небом, где ежегодно покупается 2 млн пар коньков! Более того, даже эти немногочисленные «отечественные» коньки собирают из импортных деталей.

Что делать с такой печальной статистикой? Урало-Сибирский Дом Знаний сам предложил решение. В октябре прошлого года учреждение презентовало проект «Создание региональной модели обеспечения инновационного развития индустрии спортивных товаров». Проект прошел конкурс и выиграл грант Министерства промышленности и торговли РФ. К работе над ним подключились специалисты не только из Челябинска, но и из Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска. На уровне региона инициативу поддержали Общественная и Торгово-промышленная палаты Челябинской области. А заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова на презентации назвала проект пилотным - очевидно, работа в нашей области может стать началом более масштабной программы.

  • Общий объем средств, привлекаемых для реализации проекта, — 40 млн рублей.
Кто виноват?

Кто производит спортивный инвентарь? По преимуществу этим занимается малый и средний бизнес. Конечно, и в спортивной сфере существуют «киты», но их немного. Почему производители не могут освоить рынок? Проще всего винить в этом самих предпринимателей. Но, говоря по совести, существует ли малый бизнес, который не мечтал бы стать средним? Если производство не может расти, значит, на то есть причины.

- Моя компания занимается уличными площадками, главным образом игровыми и отчасти спортивными. Почему приоритеты распределены именно так? Спрос на игровые и спортивные объекты со стороны заказчиков на рынке составляет 70 процентов к 30, если не 80 к 20. Если посмотрим на любую площадку во дворах, то, скорее всего, увидим один турник и несколько игровых элементов — горок, качелей, - объясняет Виталий Комин, директор одного из предприятий. - Поэтому приходится ориентироваться главным образом на игровое оборудование. Итак, производителей останавливает отсутствие спроса. Если турники (мячи, коньки) не замечают в магазине, не закладывают в закупки аукционов, в сметы — какой интерес их производить?

- Любой коммерсант в любом виде бизнеса сможет подстроиться к условиям — был бы спрос. Если он будет, то и у нас появится мотивация производить спортивные товары, - говорит Виталий Комин. - И нам хочется, чтобы власти понимали: речь даже не о продвижении тех же спортивных площадок, а о популяризации спорта. Сейчас одна площадка воркаута с тренажерами приходится даже не на десять домов, а на полрайона. Конечно, никто не поедет из одного конца Северо-Запада в другой на площадку. Если нет условий, то у молодежи не сформируется привычка к спорту.

На первый взгляд это кажется странным: у нас и так производится гораздо меньше инвентаря, чем можно продать. Как поможет производителю увеличение спроса? Но факт остается фактом: чтобы наращивать объемы, предпринимателям нужны надежные покупатели.

5327.jpg

Давайте научимся работать

Итак, производителям нужно, чтобы товар мог найти покупателя. Кстати, сейчас в стране прогнозируют подъем потребности в товарах для спорта. Как его не прозевать?

- Мы — образовательная организация, и наши действия должны быть сосредоточены на том, чтобы дать производителям ценные для их работы знания, - объясняет Игорь Белехов. - Мы намерены провести ряд информационных и обучающих мероприятий, создать для бизнеса информационную базу.

Дом Знаний запланировал для предпринимателей ряд бесплатных занятий по маркетингу. На тренингах гостям расскажут о том, как эффективно продавать свой товар. Нашим компаниям есть куда расти и что осваивать.

- По результатам исследований выяснено, что люди охотно приобретают товары через Интернет. Но наши производители в сети практически не продают — не умеют, - приводит пример председатель совета Дома Знаний Елена Скорнякова. - Любая коммерция — это искусство, и электронная не исключение. Многим ее системы непонятны. Почему бы производителям не обучиться ей — бесплатно, в открытом доступе? В планах не только очные занятия, но и вебинары, которыми можно охватить людей по всей области... или даже за ее пределами.

Однако научить производителей чему-то новому и оставить — теперь, мол, выплывете, если захотите, — было бы не очень правильно. Дом Знаний готов предложить и другие виды поддержки. Уже создан портал Росспортпром, который должен объединить бизнес, потребителей и инвесторов. Он поможет производителям понять, в каких товарах люди нуждаются, потребителям — где и у кого можно выгодно их купить. Инвесторы смогут оценить, насколько эта сфера перспективна для вложений — а в ней действительно есть простор для роста. Но, конечно, это еще не вся работа. Ведь рынок состоит не только из свободных покупателей. Большую роль играют госзакупки. Нельзя ли заставить и учреждения повернуться лицом к отечественному бизнесу? Это работа уже не для общественной организации, а для законодателей. Но общественники, по крайней мере, могут привлечь внимание к вопросу.

А вы точно отечественные?

Инициаторы проекта с гордостью подчеркивают, что он может со временем выйти за пределы региона: не зря прозвучало слово «пилотный». Но по сути границы раздвигаются уже сейчас — многие вопросы нужно решать на федеральном уровне. В частности, в комиссии областной Общественной палаты по экономическому развитию отметили, что среди якобы отечественных товаров могут обнаружиться «китайцы в русских упаковках».

– Существует правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции, - объяснил председатель комиссии Игорь Аристов. - Товар считается произведенным в России, если адвалорная доля иностранных комплектующих не превышает, как правило, 50 процентов. По официальным статистическим данным, в Уральском федеральном округе зарегистрировано 19 юридических лиц, производящих спортивные товары. Являются ли товары этих фирм действительно товарами российского производства? Кем проведена экспертиза? Решить такую проблему едва ли возможно на уровне отдельно взятой области. В связи с этим комиссия выступила за то, чтобы в 2018 году при Общественной палате РФ была проведена конференция «Формирование государственной системы защиты отечественного производителя». Речь на ней пойдет о развитии института независимой экспертизы происхождения товара.

– Наша комиссия пришла к выводу, что отдельная, но очень актуальная проблема организации в Челябинской области производства спортивных товаров не может решаться в отрыве от понимания общегосударственного подхода. Произвести конкурентный импортозамещающий товар — очень непростая задача. Но во сто крат сложнее продвинуть его на международном рынке, - отметил Игорь Аристов. – Так, может, мы все-таки объективно оценим масштаб иностранной товарной интервенции и сначала создадим условия для продвижения на нашем с вами внутреннем рынке для тех, кто действительно производит российскую продукцию, а не наклеивает свою этикетку на товар известного восточного партнера?

Так обсуждение конкретного проекта «Производство спортивных товаров в Челябинской области» переросло в широкий анализ тех условий, в которых сейчас работают российские производители. И это, пожалуй, естественно. То, что проект не существует в вакууме, а заставляет партнеров вносить новые предложения и решать смежные проблемы, говорит о том, насколько он жизненный.

- Мы обязательно через институт Общественной палаты России будем лоббировать решение этой важнейшей для государства задачи, - подчеркнул Игорь Аристов. - Очевидно, что предлагаемый проект будет интересен для инвесторов только в условиях создания государственной системы защиты отечественных товаропроизводителей, в условиях, когда товары псевдороссийского производства не допускаются к государственным закупкам.

Такой подход наверняка не только поддержит по-настоящему отечественных производителей, но и заставит многих задуматься о производстве российских деталей для спортивного оборудования. Ведь никому не хочется потерять рынок сбыта из-за использования китайских креплений и рычагов. Значит, появится спрос на российские — только успевайте предлагать.

silovue-trenajoru.jpg

***

Впереди два года работы - именно таков срок реализации проекта. А после этого, возможно, начнется уже другая история, на федеральном уровне.

Артем Артемьев, председатель регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

  •  Мы рассчитываем на три эффекта от реализации проекта Дома Знаний. Первый, если угодно, идеологический: пропаганда идеи, что можно создать свое дело, зарабатывать и давать работу другим людям. Я считаю, это очень большая мотивация - знать, что мы производим товары, которые помогают людям становиться здоровее, формируют определенную культуру. Второй — экономический эффект — касается всей области. Если производители спортивных товаров смогут развить свое дело, то будут поставлять продукцию и в другие регионы. Соответственно, это обеспечит приток средств в Челябинскую область: налоги и инвестиции пополнят экономику региона. Кроме того, работа в этом направлении способствует кооперации предпринимателей. Ведь один производитель не может выполнить всё. Кто-то работает с металлом, кто-то — с текстилем. Мы стараемся сформировать у себя кластер, чтобы люди начали производить некие продукты совместно. И третий эффект, о котором тоже не стоит забывать, — пропаганда спорта. Продукты отрасли спорттоваров станут доступнее, а значит, получат большее распространение. Даже если появится возможность купить для спортшколы не 100, а 120 тренажеров — это уже большой плюс для ее учеников.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»