Меню

Чего ждать от энергетики

29.12.2008 17:18 249 (11131)


Для энергетиков наступила не совсем обычная зима. И вовсе не потому, что почти до середины декабря нас не баловал снег, автомобили бездарно стачивали шипы об асфальт, а в лесах распускались растерявшиеся от нежданного тепла цветы.

Впервые системообразующая отрасль вошла в сезон, опасный пиковыми нагрузками, с новыми собственниками. Как известно, весной и летом большинство предприятий генерации и сбыта ушло с молотка. «Грозит» ли нам обещанный инвестиционный бум? И будут ли теперь строить новые энергомощности?

Тиски кризиса

Если бы кризис случился на полгода раньше, о реформе электроэнергетики пришлось бы забыть. Так жёстко, но, как всегда, точно выразился недавно главный идеолог и проводник плана ГОЭЛРО-2 Анатолий Чубайс.

Кстати, о том, что Россия стоит на пороге финансового кризиса, он говорил ещё в феврале 2008 года. И наверное, поэтому торопился с распродажей предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России».

Новые собственники обязались выполнять грандиозную — почти на четыре триллиона рублей — инвестиционную программу отрасли. Деньги в энергетику вроде бы пошли, но тут некстати грянул кризис.

В экономике все связаны одной цепью. Закряхтела, к примеру, металлургия — а это одна из самых энергоёмких отраслей, — тут же начало снижаться энергопотребление. То же самое и в других отраслях.

— Могу назвать точную дату начала кризиса в экономике — 27 октября. Именно с этого дня началось резкое снижение энергопотребления крупными предприятиями области, — рассказал журналистам генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Вячеслав СЕРЁДКИН.

— Сейчас мы живём в другом мире, другой экономике. Особенно тяжёлыми будут январь и февраль. Пошли разговоры о возрождении бартера, что, конечно, шаг назад.

Собственники и власти крепко призадумались: строить ли новые энергомощности и на какие средства?

— По значительному количеству проектов работы приостановлены, — подтвердил на недавней встрече с руководителями энергокомпаний в Екатеринбурге министр энергетики РФ Сергей ШМАТКО. Но к резким решениям призывать не стал.

— Очень легко сломать логику реформирования отрасли и окончательно усугубить то недоверие, которое возникло среди участников рынка. Противодействие последствиям кризиса требует системности. Мы — за продолжение реформ отрасли и либерализацию рынка. 

Не секрет, что у непроданных пока генерирующих компаний уже возникают проблемы с привлечением стратегических инвесторов. Так, Dubai World отказалась от завершения приобретения контроля над ОГК-1 по ценам существенно выше рыночных, отвернулись инвесторы от ТГК-2.

Генерирующие компании, в которых правят бал новые собственники, также хватаются за голову. Отказаться от инвестпрограмм или сдвинуть сроки их реализации они не могут, иначе попадутся в «капкан Чубайса».

Дело в том, что при покупке инвесторы подписывали соглашения. Если сроки реализации инвестпрограмм не выполняются, компаниям грозит штраф до 25 процентов от суммы инвестиций.

Неслучайно некоторые энергокомпании уже закидывают удочки насчёт пересмотра соглашений. Мол, пора бы изменить сроки запуска новых электростанций, а также отменить штрафы за несвоевременные вводы. Чиновники погрозили пальчиком.

Деньги от государства

Но источники финансирования искать где-то надо. Совет производителей электроэнергии России направил письмо первому вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой о выделении льготных кредитов.

Правительство выдержало мхатовскую паузу и приняло решение предоставить энергетикам финансовую поддержку на сумму 146 млрд рублей. Правда, «золотой дождь» прольётся лишь на государственные энергокомпании.

Деньги дадут только на покрытие дефицита инвестпрограмм: часть — из федерального бюджета, часть — средства госбанков. Появятся также инфраструктурные облигации, выпускаемые под гарантии ВЭБа.

— Энергетика — отрасль инертная. Все процессы, происходящие в экономике, на ней отражаются с опозданием, — комментирует генеральный директор компании «МРСК Урала» Алексей БОБРОВ. И подчёркивает, что уже сами приняли антикризисные меры.

— В отличие от некоторых других отраслей мы начинаем экономию с себя, со снижения управленческих издержек.

Частным ОГК и ТГК остаётся надеяться только на так называемый «список Путина». То есть деньги им дадут при попадании в число стратегических предприятий, которым государство пообещало поддержку в период кризиса.

Что построим

Сейчас в 22 регионах России созданы рабочие группы по проведению анализа объёма потребления электроэнергии. На Челябинской ТЭЦ-3 уже состоялось заседание этой структуры.

Отмечено существенное снижение электропотребления в челябинской энергосистеме, прежде всего крупнейшими предприятиями чёрной и цветной металлургии. Так, по данным Челябинского РДУ, за ноябрь в области произошло снижение потребления электроэнергии в среднем на 18 процентов от плана, тепловой — на 4 процента.

Естественно, обсуждался вопрос о выполнении инвестиционных проектов ТГК-10. Наша компания была одной из первых в России, кому удалось привлечь иностранного стратегического инвестора.

С марта 2008 года её основным акционером стал финский энергоконцерн Fortum. Перед продажей ТГК-10 анонсировала внушительную инвестпрограмму, по итогам реализации которой установленная мощность увеличится в два раза. Насколько теперь реальны эти планы? Ведь ряд энергокомпаний корректируют сроки выполнения проектов.

— Инвестиционная программа ТГК-10 в Челябинской области будет выполнена в заявленные сроки, — твёрдо заявил на заседании рабочей группы генеральный директор ТГК-10 Дмитрий НОВОСЁЛОВ.

— Строительство третьего энергоблока на Челябинской ТЭЦ-3 мощностью 220 МВт ведётся с 2007 года. Все работы выполняются в соответствии с графиком. Пуск блока запланирован на март 2010 года.

АЭС будет, но позже

Губернатор Челябинской области Пётр Сумин на итоговой пресс-конференции выразился предельно откровенно:
— Первый квартал покажет, что мы будем иметь в областной казне по-крупному.

Сегодня никто не скажет, что случится в январе и феврале. Никто не скажет ни по России, ни по Челябинской области. Пока мы не остановились в падении.

Анализ последствий финансового кризиса заставляет рассматривать под этим углом зрения любые масштабные проекты. Что касается энергетики, то на Южном Урале уже давно обсуждается идея строительства новой атомной электростанции. Что будет с ней?

— Росатом и мы работаем в этом направлении. Стратегия есть, в документах правительственных есть, но это не сегодня, не завтра, — прокомментировал Пётр Сумин.

— Сейчас выбирается площадка. В принципе, место уже понятно — в районе Озёрска. Сейчас мы к этому решению ближе, чем были пять лет назад. Как дальше будет, посмотрим.

Также откладывается на два-три года строительство угольной ТЭЦ в Копейске. Расчёт, по словам Вячеслава Серёдкина, был на соучастие областного и федерального бюджетов. Ясно, что сейчас лишних миллиардов никто не найдёт.

Алла СКРИПОВА