Меню

Лес не рубят, а щепки полетят

02.10.2008 00:00 188 (11071)


Законодательное собрание Челябинской области в трёх чтениях приняло поправки к Лесному кодексу. Согласно изменениям в Законе «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд», в этом году южноуральцы не смогут самостоятельно срубить ёлочку к Новому году. Остаются только два варианта: либо купить праздничное деревце на распродаже лесхозов, либо приобрести искусственный аналог.

Бумага сохранит дерево

Как известно, лучшую бумагу делают из древесины. Чтобы защитить деревья, депутаты комитета по аграрной политике и земельным отношениям Законодательного собрания приняли несколько поправок в федеральный закон.

Как рассказали в пресс-службе комитета, в прошлом году все граждане в свободном режиме могли срубить ель или сосну в период с 27 по 31 декабря, достаточно было получить справку в лесничестве.

Согласно закону все деревья хвойных пород, которые обычно ставят в домах на новогодние праздники, относятся к недревесным лесным ресурсам.

Однако искать такое дерево можно было только на тех участках, которые подлежат расчистке, например квартальных просеках, противопожарных разрывах, трассах лесных дорог.

Словом, рубить «ёлочку под самый корешок» в самом лесном массиве запрещалось. Теперь же, согласно новым требованиям, раздобыть сосну или ель простым горожанам даже возле противопожарных дорог и проездов теперь нельзя.

Потому что, как пояснил первый заместитель председателя ЗСО Челябинской области Евгений Редин, из перечня недревесных лесных ресурсов, заготавливаемых гражданами для собственных нужд, исключаются ели и деревья других хвойных пород для новогодних праздников.

Данную поправку потребовалось внести в связи с изменившимся этим летом Лесным кодексом РФ. Мы просто привели областной закон в соответствие с общероссийским.

Долгая жизнь — короткие праздники

Ель или сосна растут очень долго. Достаточно, купив дерево, посмотреть на толщину годовых колец. Чем они тоньше, тем меньше выросла ёлка за тёплое время года.

И конечно, нетрудно посчитать, что средняя лесная «красавица», которая поместится в квартире, растёт семь-восемь лет. А радует глаз в новогодние праздники она максимум две недели. Потом её просто выбрасывают.

Челябинская область находится в зоне достаточно сурового резко континентального климата и относится к малолесным территориям.

Причём, по данным главного управления лесами Челябинской области, хвойные породы составляют всего около 30 процентов от общего количества лесов.

Однако на дороговизну хвойных деревьев влияют не только климат и медленный рост, но и сама цена саженца. Например, в Чебаркульском лесничестве ель сибирская в зависимости от высоты стоит 300 — 1000 рублей, а сосна — тысячу.

А вот в Златоустовском лесхозе хвойные породы стоят несколько дешевле, например за кедр там просят 118 — 250 рублей, за ель — от 60 рублей, пихту — от 70 рублей.

Конечно, эти цены действительны только на саженцы высотой от пятидесяти сантиметров. За каждые дополнительные полметра — дополнительная плата.

Интересно, как же отразится принятие этих поправок на стоимости новогодних деревьев? И вообще, достанутся ли они всем желающим? Как сообщили в главном управлении лесами Челябинской области, несмотря на принятие поправок в Лесной кодекс, ёлок на новогодние праздники хватит всем.

Причём цена будет ненамного отличаться от прошлогодней. Напомним, что в канун 2008 года сосна стоила в пределах 300 рублей, а ель — 500 рублей. Правда, 31 декабря приобрести лесную красавицу можно было гораздо дешевле.

— Единственное, отчего они могут подорожать, — это инфляция, — прокомментировал начальник юридического отдела главного управления лесами Олег Голубков.

— В этом году, так же как и в прошлом, будет завезено около ста тысяч ёлок. Пихты в Челябинск «приезжают» из горнозаводской зоны — Златоуста, Аши, Усть-Катава, Миасса. Незначительная часть сосен поступает из лесничеств Сосновского и Красноармейского районов.

По словам заместителя директора ОГУ «Красноармейский лесхоз» Елены Попковой, каждый год в декабре в лесничестве проходит плановое мероприятие по вырубке сосен.

— Деревья сажают очень густо. После того как они достигают семилетнего возраста, их необходимо прореживать. Так что эти меры вынужденные, — поясняет Елена Николаевна. — Так и получаются новогодние красавицы. В Челябинск из нашего лесничества привозится четыре тысячи сосен.

Если же человек решил самостоятельно спилить ёлку, ему грозит штраф. Но здесь всё зависит от диаметра дерева. Теперь любой факт вырубки хвойных деревьев простыми гражданами будет считаться незаконным.

Так, нарушитель должен будет выплатить от полутора до четырёх тысяч рублей, в зависимости от количества незаконно вырубленных деревьев.

Кроме того, ему придётся возместить вред, причинённый лесничеству, а это ещё от двух до четырёх тысяч рублей. При этом предновогодняя ёлка будет изъята. А если нанесённый ущерб превысит 10 тысяч рублей, будет возбуждено уголовное дело.

Искусственная альтернатива

В последние годы всё популярнее становится приобретать не настоящие, живые ели и сосны, а их искусственные «заменители». Цена вопроса и здесь зависит от размера: чем выше дерево, тем дороже.

К этому надо прибавить ещё и стоимость освежителей воздуха, которые имитируют свежий запах хвои. Ведь никто не захочет, чтобы в его доме стоял «аромат» пластмассы.

Перед покупкой ели, какой бы она ни была, надо просчитать, что выгоднее. Как сказали в одном из магазинов Челябинска, искусственная ель стоит от 800 рублей. Можно найти и совсем недорогие деревца — настольные «эконом-ёлки» от 160 рублей.

И даже, несмотря на достаточно высокую стоимость искусственного дерева, оно окупится за пять сезонов. К тому же это позволит сберечь лесные массивы от вырубки (если бы каждый челябинец купил искусственную ёлку, это сохранило бы территорию в несколько сотен гектаров).

Стоит отметить, что и на главной площади нашего мегаполиса уже несколько лет стоит не живая ель, которая растёт около восьмидесяти лет, а довольно симпатичный колючий конус.

Многие горожане поначалу жаловались, что такое «архитектурное сооружение» нисколько не похоже на настоящее дерево. Но потом согласились, что ради нескольких праздничных дней всё же не стоит губить лесную красавицу.

Елена ТИТОВА, Мария АРДЫШЕВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА