Меню

Челябинск соберет более сотни пианистов из разных стран мира

14.04.2021 09:07 - автор Марат Гайнуллин
С 14 по 20 апреля в Челябинске пройдет IV Международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза.
Челябинску невероятно повезло, что в нашем городе живет человек, подаривший нам высокую музыку. Именно благодаря ему в 2007 году в Челябинске с успехом прошел Первый международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза.
Челябинск соберет более сотни пианистов из разных стран мира


Великие при жизни

Евгений Левитан.jpgБолее 30 лет Евгений Александрович Левитан проработал в Уральской консерватории, где стал профессором, заслуженным деятелем искусств России, и где определённый период возглавлял кафедру специального фортепиано. В 2005 году переехал в Челябинск, куда его пригласил ректор ЧГИК Владимир Рушанин. До этого он был здесь в качестве профессора-консультанта, и почти вся местная кафедра специального фортепиано консерваторского факультета ЧГИК, которую он сегодня возглавляет, ныне состоит из его учеников. С ректором у них сразу же возникла договоренность о том, что у нас будет конкурс имени Станислава Нейгауза.

И он не мог не состояться, поскольку культуру определяют личности. И где бы эти личности ни находились, они все равно задают нужный импульс, в том числе и развитию фортепианной культуры. Вполне логично, что инициатором проведения этого конкурса стал Евгений Левитан, сам являющийся одним из ярких представителей нейгаузовской школы, учеником всемирно известных пианистов Берты Маранц и Станислава Нейгауза.

Будучи известным в России и за рубежом пианистом и педагогом, Евгений Александрович подготовил около 200 специалистов, успешно работающих в России и за рубежом — от Германии и Швейцарии до США и Канады. Среди них почти полсотни лауреатов международных конкурсов, профессоров.
— Знаете, ничего бы и не состоялось, если бы не ректор нашего вуза Владимир Яковлевич Рушанин, поскольку у конкурса должны быть большая материальная платформа и масштабный организаторский ресурс, — рассказывает Евгений Александрович. — Костяк оргкомитета фестиваля — это руководитель концертно-творческого отдела, профессор Наталья Витальевна Скрипина, декан консерваторского факультета, профессор Михаил Владимирович Ивашков. На их плечах лежит большая часть организаторской работы. Поддерживают конкурс министерства культуры России и региона.
Нынешний конкурс был запланирован на декабрь 2020 года, однако из-за пандемии его проведение было отложено.

— Жюри вашего конкурса можно назвать звездным…

— Идея того, чтобы в жюри конкурса входили величины мирового масштаба, была заложена изначально. Потому что это влияет и на статус конкурса, и на последующее устройство его участников. Влияет это и на приезд талантливой молодежи, потому что едут, как правило, на жюри. В первом конкурсе Нейгауза председателем жюри был Владимир Крайнев, выдающийся пианист современности и прямой ученик Станислава Нейгауза. Ко второму конкурсу он был уже серьезно болен, а потом ушел из жизни. Его сменила народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории Элисо Вирсаладзе.
Почему она возглавляет жюри? Элисо Вирсаладзе — это выдающаяся пианистка современности. Это масштаб личности! Таких называют великими при жизни. Кроме того, мы стремились к тому, чтобы по каким-то признакам жюри имело отношение и к школе Нейгауза. Элисо Вирсаладзе — ученица Генриха Нейгауза, отца Станислава Нейгауза, именем которого и назван конкурс.
Вместе с ней в состав жюри конкурса входят известные музыканты из России и зарубежных стран — Израиля, Германии, Японии.
Очень важно, что в Челябинском институте культуры есть консерваторский факультет со своими традициями, что, конечно же, придает статус конкурсу. Да, один факультет не в состоянии готовить большое количество одаренных музыкантов. Тем не менее, находясь в составе жюри и оргкомитетов различных музыкальных конкурсов и фестивалей в России, я с гордостью наблюдаю, что кто-нибудь из Челябинска обязательно становится их участником.

3 международный конкурс пианистов (3).JPG

Школа высокой музыки

— Что ценное вы приобрели от Берты Маранц и Станислава Нейгауза, и что стремитесь передать своим ученикам? Ваши ученики — они тоже немного ученики Нейгауза?

— Естественно! Своим педагогам я обязан школой. Берта Маранц и Станислав Нейгауз – это крупнейшие фигуры отечественной музыкальной культуры, выдающиеся пианисты. И то, что мне довелось учиться у них, это большое счастье. А идея преемственности этой школы – это моя основная педагогическая идея. Конечно, мои ученики тоже с гордостью могут считать себя наследниками нейгаузовской школы.

 Ожидаются ли какие-то громкие имена и, может быть, наметилась уже какая-то состязательность?

— Как и в любом настоящем конкурсе, в этом не должна преобладать некая спортивная идея. Основной посыл: «Чтобы помнили». К сожалению, у нас все быстро забывается. Мы очень хотим, чтобы последующие поколения обязательно знали, что была такая крупная фигура, как Станислав Нейгауз. Второе — очень важно, чтобы развивались принципы именно нейгаузовской школы, потому что они очень яркие и жизнеспособные. Среди известнейших концертирующих пианистов и успешно преподающих профессоров по всему миру громадный процент представителей школы Нейгауза. Конкурс также призван выявлять и поддерживать талантливые молодые дарования в регионе и привлекать музыкантов с мировым именем из разных стран к творческому сотрудничеству и обмену опытом.

— Должны быть в репертуаре конкурсанта какие-то обязательные произведения, как, скажем, в конкурсе Чайковского?

— Да, я стремился к тому, чтобы в программе конкурса были произведения, которые Станислав Нейгауз или сам играл или которые он очень ценил. Творческие состязания будут проходить в номинациях: «Фортепианное соло» и «Фортепианный дуэт». Вместе с тем программа достаточно сложная и составлена по всем конкурсным стандартам, то есть она обуславливает тот уровень, которым должен обладать современный пианист, включая все основные музыкальные формы и жанры, которые есть на мировых конкурсах.
Поэтому, конечно, в нем принимают участие только одаренные люди. Конечно, Челябинск – это не Вена и не Москва и Санкт-Петербург. Тем не менее, и у нас за эти три конкурса была представлена широкая география, и состоялось довольно много открытий.
На этот раз в силу известных обстоятельств зарубежных участников будет не так много. Сегодня все посчитали просто невероятным, что в ситуации еще не закончившейся пандемии мы вообще умудряемся проводить конкурс в очном режиме. Выезд из зарубежных стран затруднен. Тем не менее к нам приедут иностранные студенты, обучающиеся, в том числе, в Московской консерватории.

— За эти годы конкурс приобрел вес в музыкальном мире. Можно ли сказать, что участие в нем дает путевку в музыкальную жизнь?

— Думаю, что дает. Это своего рода маркер. Потому что где бы человек ни устраивался — в учебное заведение или в филармонию, у него просят резюме. И когда он пишет, что он лауреат конкурса Станислав Нейгауза, особенно, где председатель жюри Элисо Вирсаладзе, к такому человеку, поверьте, будет уже совершенно иное отношение.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other