В доме в центре Челябинска рушатся стены из-за проблем с техническим подпольем
Квартирка с сюрпризами
На первый взгляд кирпичная пятиэтажка по Цвиллинга, 49А оставляет приятное впечатление: огороженный двор, свежая краска на фасаде, вполне праздничный вид. Челябинцы Сергей и Елена тоже поддались этому впечатлению и приобрели тут квартиру на первом этаже. Неприятные сюрпризы начали всплывать при попытке сделать ремонт.
— Здесь был советский ящик. За ним, естественно, мы не могли увидеть, что там происходит. Бывший собственник просто промолчал, — показывает Елена участок в коридоре. — А там стена отошла от потолка. Мы тоже не сразу заметили. Однажды включили свет в ванной — ох!Под пластиковыми панелями, свежими кусками обоев рядом со шкафом и особенно чистыми плинтусами обнаружились другие трещины и вываливающиеся кирпичи. Как позднее показала экспертиза, в критическом состоянии находится весь блок ванной комнаты и еще две близкие к нему стены.
Подземный источник
Все, что ломается и выходит из строя в отдельно взятой квартире, как правило, остается проблемой ее владельца. Так что хозяева вынуждены по-крупному вложиться в ремонт. Но экспертиза выявила дополнительные подводные — или скорее подпольные — камни.
— Стены, которые находятся в квартире, по факту опираются на основание, которое расположено в техническом подполье, заполненном техническим мусором. Стены в аварийном состоянии, где-то есть отклонения от вертикали. Кирпичные столбики, на которые опираются лаги, тоже разрушены, — прокомментировала эксперт Дарья Савчук результаты осмотра квартиры.
Вес пола и стен квартиры приходится на эти досочки на кривых столбиках фундамента в подвале. Фото жителей дома
Кирпичные столбики в подвале, на которые опираются пол и стены, в плачевном состоянии. Некоторые уже упали. Зазоры между столбами фундамента и перекрытиями пола проложены деревяшками. Их происхождение — отдельный вопрос: по заверениям управляющей компании, она ничего подобного не предпринимала, поскольку предыдущий собственник не предоставлял доступа в подполье. А попасть в него можно только из злополучной квартиры. Из-за ненадежной опоры в ней не только сдают стены, но и прогибаются лаги пола.
Согласно заключению эксперта, любые попытки починить стены в квартире, не касаясь подполья, будут временной мерой: достаточно скоро все вернется к прежнему состоянию. При этом подполье относится к общему имуществу, и отремонтировать его обязана управляющая компания. Если владельцы одной из квартир попытаются провести ремонт подвального помещения или крыши сами, их ждет штраф. Для Елены и Сергея эти правила означают, что починка их стен зависит от желания управляющей компании навести порядок в подвале.
— Нам говорят: это ваши стены. Мы согласны, по закону это так. Но мы не можем на данный момент провести ремонт, потому что нам стены не на что ставить, нет места опирания, — вздыхает Елена.Если управляющая компания не починила кровлю, и из-за этого в дождь залило квартиры — виновной остается недоработавшая организация. Пятна на обоях в жилых помещениях становятся ее проблемой: собственники имеют право на компенсацию. Но управляющая домом компания «Созвездие» убеждена: именно в этом случае ее вины нет.
— Никаких аварийных ситуаций на каких-либо системах не происходило. Дом был построен конструктивно таким образом. Каким-то образом при обслуживании изменить это состояние возможности не было, — объяснил позицию управляющей компании замдиректора Павел Новиков. — Видимых повреждений также не было. Предыдущие собственники ни разу не обращались, что у них что-то не так со стенами, перекрытиями.Девять месяцев ожидания
Отношения с управляющей компанией у новых собственников не задались с самого начала. Даже получить у пришедшего на вызов мастера акт о наличии проблем не удалось. На записанном Сергеем видео (оно есть в распоряжении редакции) тот отказывается составлять акт осмотра в квартире и просит зайти за ним в управляющую компанию позже. Но это не единственная претензия жителей.
— Множество проблем не только в нашей квартире. Мы хотим, чтобы порядок соблюдался во всем доме. В подъездах требуется ремонт. Территория двора не убирается, не чистится, — приводит примеры Сергей. — Зимой из-за того, что отсутствует отопление в подъездах на первых этажах, температура в подъезде была минусовой, хотя по закону должна быть около 15 градусов.
Трещины есть не только в верхней части стен, но и у самого пола. Фото Дмитрия Куткина
Общеизвестный способ воздействия на управляющую компанию — обращение в Госжилинспекцию. Но на практике это не означает быстрого решения проблемы.
— По результатам проверки, если выдается предписание, то с конкретными сроками исполнения. Срок у нас ничем не регламентирован, никакой нормой. Мы даем разумные сроки исходя из выявленных нарушений. Если видим огромный объем работы — можем дать и месяц, и два, небольшие замечания — месяц. Разумные сроки, — пояснила первый заместитель начальника Главного управления региональной ГЖИ Марина Криволапова.Она признала, что в городе приходится сталкиваться с нерадивыми управляющими компаниями, которые не выполняют предписания ГЖИ не только с первого, но и со второго, а иногда — и третьего раза. Ведомство проверяет выполнение своих требований, повторное обращение жителей для этого не нужно. Однако процесс нельзя назвать быстрым.
— На сегодняшний день у нас существует такой документ, как постановление правительства № 336, в рамках которого мы ранее выданное предписание можем проверить только по согласованию с прокуратурой. Просто так выйти его проверить будет превышением наших полномочий, — подчеркнула Марина Криволапова.Если к тому времени, когда Госжилинспекция согласует проверку с прокуратурой и выйдет на повторный осмотр, предписание по-прежнему не будет выполнено, автоматически составляется протокол об административном правонарушении. Его передают на рассмотрение мировым судьям по части 24 статьи 19 КоАП. Штрафные санкции применяют при каждом последующем осмотре, затем ГЖИ отстаивает свои требования в суде, иногда к делу привлекают судебных приставов. Это законный порядок, но вполне очевидно, что он требует много времени, а у управляющей организации — масса возможностей затянуть процесс.
Новый виток конфликта
Часть жалоб Елены и Сергея Госжилинспекция подтвердила при осмотре: управляющая компания получила распоряжение починить отопление и разместить доски с информацией о себе в подъездах, а также привести в порядок подполье.
— На все нарушения, которые были установлены в рамках полномочий управляющей компании, мы предписание выдали. Срок мы им давали до 31 мая. На сегодняшний день информация об исполнении не поступила. Нами подготовлен пакет документов в прокуратуру на согласование. Сейчас по его результатам будут приняты меры воздействия на УК, — сообщила Марина Криволапова.Собственники, комментируя выполнение предписания, подчеркивают: батареи на первых этажах до сих пор не появились.
— Радиаторы [сделаем] во время подготовки к отопительному сезону, то есть до августа. Это включено в план работ, — объяснил сроки выполнения Павел Новиков.Вопрос с подпольем решить сложнее: здесь управляющей компании и собственникам квартиры так и не удалось прийти к соглашению. Хозяева недвижимости подчеркивают, что согласны только на полномасштабный ремонт, который гарантированно решит проблему, поэтому хотят заранее видеть акт осмотра с предложениями подрядчика. Но его так и не предоставили.
Блок ванной комнаты поврежден практически полностью. Фото Дмитрия Куткина
— Рекомендации для собственников [в акте] не предусмотрены. Запланирован определенный объем работ, запланировано предварительно время работы, собственникам будет направлено уведомление, — объяснил Павел Новиков. — Первоначально требования заявлялись на замену всего пола, межкомнатных стен. В этом и возникла конфликтная ситуация.Ситуация далеко не исчерпана: Елена и Сергей не позволили сотрудникам подрядчика пройти в квартиру. Другого способа попасть в техническое подполье нет. Собственники уточнили, что рассчитывают на полномасштабный ремонт подполья: снятие досок пола, надстройку столбов фундамента, замену лаг, а любая другая работа в подвале будет симуляцией. У организации — иное мнение. Обращения по поводу проблем квартиры и всего дома продолжают направлять — теперь уже в мэрию и прокуратуру. Поскольку в ситуацию уже вмешалась Госжилинспекция, остальные ведомства переадресуют собственников к ней и результатам ее осмотра.
— На самом деле мы уже с иронией относимся. То, что у нас в квартире, мы решим установленным законом способом — через суд, — заканчивает свой рассказ Сергей. — Просто хотим, чтобы люди знали, что их ждет в аналогичных случаях. У многих опускаются руки на первом-втором этапе, после обращения в управляющую компанию и ГЖИ.Дом на Цвиллинга, 49А осмотрели после обращения Елены во время приема начальника региональной Госжилинспекции Рашиды Ковалевой. В разговоре с корреспондентом «Вечерки» Марина Криволапова подчеркнула, что лично участвовала в осмотре и часть жалоб собственника подтвердить не может.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»