Меню

Школьники Челябинска нарисуют образ будущего в первый учебный день

02.09.2024 09:30 - автор Наталья Малышкина
Эксперты оценили значение «Разговоров о важном»
Школьники Челябинска нарисуют образ будущего в первый учебный день
Новый год учеников начнется с разговора о важном. Фото Юлии Боровиковой

2 сентября во всех школах страны новый учебный год начнется с разговоров о важном. Этот внеурочный предмет в форме классного часа появился два года назад по инициативе общества «Знание». Каждый урок посвящен конкретной теме. Как правило, занятия ведут классные руководители или школьные педагоги, но на уроки могут быть приглашены и сторонние специалисты: ветераны, врачи, депутаты и другие. В этот раз школьники порассуждают о своем будущем. Как этот предмет помогает становлению у учеников гражданско-патриотических чувств, оценили участники «Экспертного клуба Челябинской области».

Наталья Балынская, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Южно-Уральского государственного института искусств им. Чайковского, член Общественной палаты Челябинской области:

— Весьма положительно отношусь к опыту проведения «Разговоров о важном» в школах. Я – выходец из Советского Союза, и когда-то каждый понедельник утром у нас проводилась политинформация. Это формировало не просто мировоззрение, а «чувство единения» с нацией. И пусть сегодня этот опыт во многом подвергается нападкам, для нас, детей, а потом подростков, это было важно.

Сегодня смотрю на своих собственных детей, на школьников и студентов. Для тех, кто постарше, кого мы откровенно «потеряли» в плане политического воспитания, возможно, «Разговоры о важном» кажутся ненужными и бесполезными. Но вот для поколения, которое только пришло учиться, для кого это – уже традиция, это очень важно! И главное — эту традицию не потерять теперь, а наращивать, придавать ей все большую значимость, чтобы подрастающее поколение нуждалось в таких разговорах, ждало их как возможность узнать что-то новое, высказаться, поделиться своим мнением.

Игорь Михайлов, председатель Попечительского совета Фонда патриотического воспитания и военно-шефской деятельности, член Общественной палаты Челябинской области:

— С детьми и молодежью, да и с взрослыми гражданами России следует вести диалог, разговаривать с ними, так как живое человеческое общение невозможно полноценно заменить ничем. Но, проводя подобные беседы в школе, техникуме, в ВУЗе, однозначно необходимо определять смыслы и содержание исключительно с позиции интересов нашей страны, с учетом наших традиций, исторической памяти и духовных ценностей. Увы, сегодня в силу различных причин, в просветительской составляющей таких бесед следует учесть и снизившийся уровень кругозора, во многом «замусоренную» ненаучными, ничем не подтвержденными, а порою, откровенно выдуманными и ложными данными информацию интернета, телепрограмм.

Приоритетными темами для обсуждения должны стать те, что дадут базовое представление о значимых событиях нашей истории, жизненных примерах людей, внесших значительный вклад в культуру, науку, в созидание и защиту Отечества. Конечно, следует отвечать на вопросы детей. Из этого логично определить требования к тем, кто должен такие встречи проводить. Это должны быть грамотные, умеющие доводить до собеседников не только проверенную и продуманную информацию, но еще и убежденные, имеющие позицию и жизненный опыт граждане России, люди, осознающие и реализующие принципы служения нашему Отечеству. И еще – важно, чтобы разговор стал не просто сотрясанием воздуха или отметкой о проведении занятия, а послужил основой для пусть небольшого, но конкретного дела, полезного не только для слушателя, но и для других.

Светлана Буравова, председатель Совета регионального отделения общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Челябинской области:

— Сегодня действительно важно проводить подобные уроки среди школьников. Поток информации, который буквально «обрушивается» на школьников, не всегда является правдивым, очень сложно заострять на чем-то внимание, выделять то, что поможет воспитать социально ответственную личность, которая станет настоящим гражданином своей страны.

«Разговоры о важном» — это и про актуальную, доступную и верную информацию. Это и про воспитание, и про просвещение. И важно, что такие занятия проводятся в формате «разговоров», убирая поучительность и формальность, выстраивая доверительную беседу, где каждый ребенок может быть услышан и понят.

Помимо тематик о ценностях, интересно было бы включить в занятия и пример людей, которые неуклонно следуют своим ценностям и совершают поступки на благо своей страны. О героях, защищающих нашу страну, о профессионалах своего дела, которые помогают развивать наш регион и страну в целом.

Предложения вносят и наши члены регионального совета. Так, ветераны выступили с инициативой на Совете регионального отделения Движения Первых внести памятные даты региона в календарь единых действий и также проводить их в образовательных организациях. Сегодня важно знакомить ребят с важными событиями региона и страны, а также теми, кто причастен к этим событиям, со специалистами необычных, новых профессий, которые только развиваются, но при этом являются значимыми для нашей Родины.

Максим Двойненко, старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета:

— Спустя два года внедрения «Разговоров о важном» уже можно сделать некоторые выводы. Этот факультатив предлагается в качестве дополнительного курса, и часто педагоги не совсем понимают, что именно им нужно донести до учащихся. Зачастую они просто включают демонстрационные материалы, с которыми должен ознакомиться весь класс. Остается до сих пор актуальным методическое совершенствование работы педагогического работника, повышение его квалификации в разрезе применения инструментов неформального образования.

Считаю, что в старшей школе «Разговоры о важном» — это продолжение урока курса обществознания, который приближен к рассмотрению и изучению действительности, а не только теоретических основ общественного развития. Важность заключается в том, что в информационном обществе молодёжь постоянно сталкивается с большим новостным потоком из различных источников, но навыки интерпретации информации ещё не сформированы. Поэтому «Разговоры о важном» — это возможность донести о том, что происходит «здесь и сейчас», и как это влияет на нас сегодня и формирует наше будущее.

Обсуждение темы «Образ будущего» всегда было актуально среди молодёжи. Многие из ребят задумываются о том, куда пойти учиться дальше, как построить свою карьеру, с каким регионом и профессией связать своё будущее. В рамках этой темы фиксируется тренд на деглобализацию и её влияние на молодёжь. Это объективный процесс, оказывающий воздействие на ценностное становление нашего общества. Эти изменения происходят постоянно, это не что-то новое. Однако важно объяснять их, особенно в приграничных полекультурных территориях, таких как Челябинская область. В целом можно сказать, что «Разговоры о важном» однозначно влияют на формирование самосознания молодёжи, развитие критического мышления и мультикультурализма.

Константин Кашин, преподаватель истории ЮУГИИ им. Чайковского, член Общественной палаты Челябинской области:

— Особенность современного общества заключается в его принципиальной зависимости от информации. Потеря точки отсчета вынуждает человека становиться неуверенным в завтрашнем дне, и главой всего сущего выбирать себя. В этих условиях он вынужден обращаться к информационным посредникам, главная задача которых - рассказать именно свой образ будущего, формируя вокруг себя круг сторонников и последователей. Особенно уязвимы в этом смысле дети, на которых регулярно направлены «излучатели» самых разных недоброжелателей. Постепенно увеличивающийся хаос заставляет принимать меры, когда государство и общественные институты формируют ту повестку, которую необходимо донести и разъяснить школьникам и студентам. Вот главный источник «Разговоров о важном».

Это попытка выстроить диалог с молодежью, промониторить их чаяния и стремления, параллельно с которым донести ценности и смыслы, позволяющие созидать. Выбранный курс является мощным инструментом, так как предполагает не просто лекционную методику, а выводит детей на участие в разговоре, дополняя картину тех материалов, которые вынесены в план самого урока. На основании личного опыта могу сказать: студенты очень оживленно включаются в обсуждение насущных тем, соглашаясь и пытаясь опровергать то, что ты доносишь и рассказываешь. В этом дискуссионном пространстве рождается та атмосфера, благодаря которой ребенок становится более критически мыслящим и уже получает прививку, которая отметает откровенно информационных шарлатанов, позволяет не поддаваться деструктивным призывам со стороны наших недругов.

Сергей Шуплецов, заместитель председателя челябинской областной общественной организации «Русский культурный центр»:

— «Разговор о важном» — это не просто факультатив, это сердцевина воспитания настоящих патриотов. Тема любви к Родине, уважения к истории и традициям должна звучать на каждом уроке, пронизывать все учебные программы. Наши дети – будущее России. И для того, чтобы они стали настоящими патриотами, им необходимо глубоко знать свой родной край. Не зная истоков, не почувствовав дыхания истории на своей земле, невозможно по-настоящему полюбить Родину.

Поэтому я считаю, что уроки родного края должны стать не просто дополнительным предметом, а неотъемлемой частью школьной программы. Именно они формируют у детей уважение к истории, культуре и традициям своего народа, закладывают фундамент истинного патриотизма. Наш Русский культурный центр уже разработал и внедрил в обучение уникальную литературу по родному краю, дополняющую школьную программу. Но нам нужна поддержка государства, чтобы сделать эти знания доступными для всех школьников. Давайте вместе сделаем все возможное, чтобы воспитать любовь к Родине в каждом ребенке!



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other