Школьники Челябинска нарисуют образ будущего в первый учебный день
Наталья Балынская, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Южно-Уральского государственного института искусств им. Чайковского, член Общественной палаты Челябинской области:
— Весьма положительно отношусь к опыту проведения «Разговоров о важном» в школах. Я – выходец из Советского Союза, и когда-то каждый понедельник утром у нас проводилась политинформация. Это формировало не просто мировоззрение, а «чувство единения» с нацией. И пусть сегодня этот опыт во многом подвергается нападкам, для нас, детей, а потом подростков, это было важно.
Сегодня смотрю на своих собственных детей, на школьников и студентов. Для тех, кто постарше, кого мы откровенно «потеряли» в плане политического воспитания, возможно, «Разговоры о важном» кажутся ненужными и бесполезными. Но вот для поколения, которое только пришло учиться, для кого это – уже традиция, это очень важно! И главное — эту традицию не потерять теперь, а наращивать, придавать ей все большую значимость, чтобы подрастающее поколение нуждалось в таких разговорах, ждало их как возможность узнать что-то новое, высказаться, поделиться своим мнением.
— С детьми и молодежью, да и с взрослыми гражданами России следует вести диалог, разговаривать с ними, так как живое человеческое общение невозможно полноценно заменить ничем. Но, проводя подобные беседы в школе, техникуме, в ВУЗе, однозначно необходимо определять смыслы и содержание исключительно с позиции интересов нашей страны, с учетом наших традиций, исторической памяти и духовных ценностей. Увы, сегодня в силу различных причин, в просветительской составляющей таких бесед следует учесть и снизившийся уровень кругозора, во многом «замусоренную» ненаучными, ничем не подтвержденными, а порою, откровенно выдуманными и ложными данными информацию интернета, телепрограмм.
Приоритетными темами для обсуждения должны стать те, что дадут базовое представление о значимых событиях нашей истории, жизненных примерах людей, внесших значительный вклад в культуру, науку, в созидание и защиту Отечества. Конечно, следует отвечать на вопросы детей. Из этого логично определить требования к тем, кто должен такие встречи проводить. Это должны быть грамотные, умеющие доводить до собеседников не только проверенную и продуманную информацию, но еще и убежденные, имеющие позицию и жизненный опыт граждане России, люди, осознающие и реализующие принципы служения нашему Отечеству. И еще – важно, чтобы разговор стал не просто сотрясанием воздуха или отметкой о проведении занятия, а послужил основой для пусть небольшого, но конкретного дела, полезного не только для слушателя, но и для других.
Светлана Буравова, председатель Совета регионального отделения общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Челябинской области:
— Сегодня действительно важно проводить подобные уроки среди школьников. Поток информации, который буквально «обрушивается» на школьников, не всегда является правдивым, очень сложно заострять на чем-то внимание, выделять то, что поможет воспитать социально ответственную личность, которая станет настоящим гражданином своей страны.
«Разговоры о важном» — это и про актуальную, доступную и верную информацию. Это и про воспитание, и про просвещение. И важно, что такие занятия проводятся в формате «разговоров», убирая поучительность и формальность, выстраивая доверительную беседу, где каждый ребенок может быть услышан и понят.
Помимо тематик о ценностях, интересно было бы включить в занятия и пример людей, которые неуклонно следуют своим ценностям и совершают поступки на благо своей страны. О героях, защищающих нашу страну, о профессионалах своего дела, которые помогают развивать наш регион и страну в целом.
Предложения вносят и наши члены регионального совета. Так, ветераны выступили с инициативой на Совете регионального отделения Движения Первых внести памятные даты региона в календарь единых действий и также проводить их в образовательных организациях. Сегодня важно знакомить ребят с важными событиями региона и страны, а также теми, кто причастен к этим событиям, со специалистами необычных, новых профессий, которые только развиваются, но при этом являются значимыми для нашей Родины.
Максим Двойненко, старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета:
— Спустя два года внедрения «Разговоров о важном» уже можно сделать некоторые выводы. Этот факультатив предлагается в качестве дополнительного курса, и часто педагоги не совсем понимают, что именно им нужно донести до учащихся. Зачастую они просто включают демонстрационные материалы, с которыми должен ознакомиться весь класс. Остается до сих пор актуальным методическое совершенствование работы педагогического работника, повышение его квалификации в разрезе применения инструментов неформального образования.
Считаю, что в старшей школе «Разговоры о важном» — это продолжение урока курса обществознания, который приближен к рассмотрению и изучению действительности, а не только теоретических основ общественного развития. Важность заключается в том, что в информационном обществе молодёжь постоянно сталкивается с большим новостным потоком из различных источников, но навыки интерпретации информации ещё не сформированы. Поэтому «Разговоры о важном» — это возможность донести о том, что происходит «здесь и сейчас», и как это влияет на нас сегодня и формирует наше будущее.
Обсуждение темы «Образ будущего» всегда было актуально среди молодёжи. Многие из ребят задумываются о том, куда пойти учиться дальше, как построить свою карьеру, с каким регионом и профессией связать своё будущее. В рамках этой темы фиксируется тренд на деглобализацию и её влияние на молодёжь. Это объективный процесс, оказывающий воздействие на ценностное становление нашего общества. Эти изменения происходят постоянно, это не что-то новое. Однако важно объяснять их, особенно в приграничных полекультурных территориях, таких как Челябинская область. В целом можно сказать, что «Разговоры о важном» однозначно влияют на формирование самосознания молодёжи, развитие критического мышления и мультикультурализма.
Константин Кашин, преподаватель истории ЮУГИИ им. Чайковского, член Общественной палаты Челябинской области:
— Особенность современного общества заключается в его принципиальной зависимости от информации. Потеря точки отсчета вынуждает человека становиться неуверенным в завтрашнем дне, и главой всего сущего выбирать себя. В этих условиях он вынужден обращаться к информационным посредникам, главная задача которых - рассказать именно свой образ будущего, формируя вокруг себя круг сторонников и последователей. Особенно уязвимы в этом смысле дети, на которых регулярно направлены «излучатели» самых разных недоброжелателей. Постепенно увеличивающийся хаос заставляет принимать меры, когда государство и общественные институты формируют ту повестку, которую необходимо донести и разъяснить школьникам и студентам. Вот главный источник «Разговоров о важном».
Это попытка выстроить диалог с молодежью, промониторить их чаяния и стремления, параллельно с которым донести ценности и смыслы, позволяющие созидать. Выбранный курс является мощным инструментом, так как предполагает не просто лекционную методику, а выводит детей на участие в разговоре, дополняя картину тех материалов, которые вынесены в план самого урока. На основании личного опыта могу сказать: студенты очень оживленно включаются в обсуждение насущных тем, соглашаясь и пытаясь опровергать то, что ты доносишь и рассказываешь. В этом дискуссионном пространстве рождается та атмосфера, благодаря которой ребенок становится более критически мыслящим и уже получает прививку, которая отметает откровенно информационных шарлатанов, позволяет не поддаваться деструктивным призывам со стороны наших недругов.
Сергей Шуплецов, заместитель председателя челябинской областной общественной организации «Русский культурный центр»:
— «Разговор о важном» — это не просто факультатив, это сердцевина воспитания настоящих патриотов. Тема любви к Родине, уважения к истории и традициям должна звучать на каждом уроке, пронизывать все учебные программы. Наши дети – будущее России. И для того, чтобы они стали настоящими патриотами, им необходимо глубоко знать свой родной край. Не зная истоков, не почувствовав дыхания истории на своей земле, невозможно по-настоящему полюбить Родину.
Поэтому я считаю, что уроки родного края должны стать не просто дополнительным предметом, а неотъемлемой частью школьной программы. Именно они формируют у детей уважение к истории, культуре и традициям своего народа, закладывают фундамент истинного патриотизма. Наш Русский культурный центр уже разработал и внедрил в обучение уникальную литературу по родному краю, дополняющую школьную программу. Но нам нужна поддержка государства, чтобы сделать эти знания доступными для всех школьников. Давайте вместе сделаем все возможное, чтобы воспитать любовь к Родине в каждом ребенке!
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»