Меню

Владимир Можин: Светлого будущего не обещаю

16.03.2017 15:01 - автор Сергей ТАРАН
За неделю до бремени власти… Совсем скоро, 22 марта, в Копейске на своей сессии в Городском совете утвердят нового главу администрации. Судя по всему, пост мэра займет Владимир Можин, чью кандидатуру поддержал губернатор. Для округа, который сотрясали последнее время скандалы вокруг выборов главы, приход генерал-майора юстиции неожиданно оказался приемлемым для всех сторон. Во-первых, Владимир Алексеевич пришел со стороны, а это значит - ни к одной из политических группировок не имеет отношения, ни с чем и ни с кем не связан. Равноудаленность теперь ценится выше корней. Во-вторых, он успел сделать заявления, которые успокоили местную элиту. «Власть мне не нужна! - четко обозначил Владимир Алексеевич, я иду делать дело».
Владимир Можин: Светлого будущего не обещаю
фото: Вячеслава НИКУЛИНА.

Однако хотелось бы понять этого человека, с чем он идет на выборы, что ждет жителей Копейска? Узнать ответы на эти и другие вопросы нашему корреспонденту из первых рук, когда Владимир Можин пришел в гости к «Вечерке». Получился разговор прямой, открытый.

Зачем идти во власть


- Владимир Алексеевич, зачем вам это? Должность «расстрельная», проблем много, денег мало?

- Вопрос этот только кажется простым. Но отвечать надо. Наверное, каждый человек хочет сделать в жизни что значительное, доброе для людей, а не только улучшить свои условия, комфорт. И я не исключение. Да, у меня была определенная работа, которой я посвятил более 25 лет. В декабре вышел на пенсию. Но быстро понял, что на даче сидеть — скучновато. Есть еще силы, здоровье поработать на благо людей. Говорю просто, без пафоса. Сознательно пошел в борьбу за пост мэра, хотя все уверяли, что это неправильно: проблемы на территории Копейска таковы. Но у меня принцип «Если не я, то кто?». Власть как таковая мне не нужна и не интересна. Я иду не зарабатывать.

Нет боязни перед совершенно новым делом. Привычка работать в устоявшейся, четкой и потому понятной структуре, здесь не помеха.

- Но вот вы отказались от предложенного вам поста омбудсмена Челябинской области.

- Пост омбудсмена — это больше, честно говоря, самопиар. Защитой людей занимается прокуратура. А большинство тех обращений, с которыми приходят к Уполномоченному по правам человека, все равно перенаправляются в органы прокуратуры.

Основной вектор - консолидация


- Владимир Алексеевич, ваша биография опубликована. И все-таки расскажите о себе.

- Вот так с ходу? В прокуратуру я пришел в 33 года. Возраст сознательный. Уже имел определенный житейский опыт. Жена. Двое детей. Словом, пожили и поработали. Заработал горячий стаж на Магнитогорском металлургическом комбинате. Довелось пожить и с родителями, и в общежитии. 25 лет проработал в органах прокуратуры. Прошел все ступеньки служебной лестницы, все должности. Будучи заместителем прокурора области, занимался вопросами защиты прав и свободы граждан.

Закон — это правильно. Если брать органы местного самоуправления, они тоже работают по этим же законам. Другое дело, как они выполняются в России на практике — это другой вопрос.

- Можно ли быть мэром Копейска и соблюдать все законы?

- Я ставлю перед собой задачу — обеспечить определенную прозрачность, чтобы действия администрации были понятны бизнесу, элитам, населению.

- Бывали в Копейске?

- Только проездом, посещая колонии с проверками. В Копейске я никогда не жил. После того, как был зарегистрирован кандидатом на пост главы администрации, объехал ряд территорий в округе. За последние две недели вообще активно изучал Копейск. Посетил детские сады, школы, предприятия. Встретился с жителями, руководителями организаций. Они мне рассказали о своих проблемах, в основном. Достижениями почему-то никто не хвастался. Однако сказать, что я знаю всесторонне и глубоко проблемы жителей Копейска, я не могу. Но информация к размышлению я получил. В курсе основных проблем.

А первое общение было с депутатским корпусом Копейского собрания.

И несмотря ни на что, я заинтересован в консолидации всех сил. Прежде всего, это депутатский корпус, который определяет, как вести себя, это бизнес, это общественность. Только так можно чего-то добиться. Конфликт или раздрай, который имеет место быть сейчас, никому не нужен. Я понимаю, что один в поле не воин, и без поддержки ничего не смогу сделать.

- Это плюс — равноудаленность от всех кланов, групп. Новый человек, ни с кем не связан.

- Я сразу объяснил, что иду не деньги делать, что понимаю, есть интересы. Но буду добиваться прозрачности, законности в работе.

Чтобы не напугать местный бизнес, обещал, что никто посторонний не придет округ, что отстранять от денежных потоков местный бизнес никто не собирается.

Кто войдет в команду мэра


- Вы решили вопрос команды?

- Два момента важны в кадрах для меня важны — профессионализм и добросовестность. У меня нет как таковой команды. Хотя я мог привести пол-прокуратуры областной, но на такую зарплату не все согласятся, честно говоря. Опора, в основном, будет на местных. Хотя не исключено, что кто-то приедет работать со стороны. Я не скрывал перед депутатами, на самые коррупциогенные должности пойдут люди, которым я просто доверяю. А что делать, если погрязли в скандалах, если семь человек из городской администрации находится под следствием?

Понятно, что это касается определенных моментов. Имущественные отношения, земельные, разрешения на строительство — на этих направлениях нужен человек, которому бы я доверял. Надо навести порядок и системе контроля в сфере закупок, в сфере распределения личных благ, в сфере распределения в аренду муниципального имущества.

- Банкротство «Горводоканала» стало самым громким событием.

- Проблема злободневная. Из чисто экономической плоскости она вышла в политическую. Копейск сотрясают конфликты. Возбуждены уголовные дела. В конфликтной ситуации некомфортно работать никому. Проблему нужно решать. Но у меня нет готового решения на настоящий момент. Сегодня там введено конкурсное управление. Вопросом занимается и областное правительство. Что делать дальше — нужно выяснить. Заслушивал я разные мнения. Может быть, это будет политическое решение.

- У вас есть интересная программа развития Копейска? Что вы обещали?

- Во-первых, обещают те, кто хочет быть избранным во что бы то ни стало. Повторяю, мне не нужна власть ради власти. Я ведь сразу сказал, никаких революций и «светлого будущего» завтра я не обещаю. Тяжелая каждодневная работа ждет нас всех. Разумеется, изменения будут. Например, оптимизация работы городской администрации. Задам вопрос, для чего нужен этот или тот отдел, каковы его результаты, на своем ли месте находится человек? Второе, надо понимать, что не будет собственных доходов - не будет развития территории. Ни область, ни Москва лишней копейки не дадут. Сейчас собственные доходы в бюджет Копейска - 27%. Все остальное — субсидии и дотации. Администрация должна найти дополнительные доходы для пополнения бюджета.

А пока денег нет на переселение из ветхого жилья, брошены шахты, воды много, но ее не хватает. Это тоже задачи. Территории нужен перспективный план развития. Надо пытаться мечтать, представлять, обосновывать, проектировать. Такая структура должна появиться. Ведь это и привлечение инвестиций, и проектирование водопровода, канализации, скважин, водоочистки. Как можно, к примеру, строить на болоте? Нужно создать условия для настоящего инвестора, который создаст рабочие места, принесет налоги в бюджет.

15-03-17-021-.jpg

Беспартийный гражданин мира


- У вас есть партийные предпочтения?

- Когда я был простым рабочим, мне делали предложения вступить в кандидаты в члены КПСС. Отвечал: «Я всегда в блоке!». Это про известное советское клише про «нерушимый блок партийных и беспартийных». Так и остался беспартийным. Правые и левые радикальные идеи меня не привлекают. Задор не тот. В то же время понимаю, партийная дисциплина хоть и связывает, но «мозги» в рамки ставит. Определенную самокритичность, критичность к действительности нужно иметь. С другой стороны, будучи 25 лет в структуре прокуратуры, принимаешь, что правоприменители выполняют волю законодателя, власти, то, что на самом деле есть. Но в любой личности должен быть стержень, способность мыслить самостоятельно. Возможно ли идти на компромиссы? Да. Мы зрелые люди, понимаем, что жизнь - не прямая линия. И без каких-то уступок не обойтись. При этом у каждого, кто занимает отечественный пост, должен быть определенный Рубикон — черта, которую нельзя переходить.

- Для всех вы закрытый прокурор. Раскройтесь, кто вы, что вы?

- Я женат. Жена одна, не разводился. Дети взрослые. Дочь воспитывает нашу внучку. У сына растут два моих внука. Он работает в областном суде. В Верхнеуральском районе есть дача. Люблю в лесу походить, грибы пособирать. Рыбалка. Охота. Люблю историю Отечества. Для души собираю знаки, награды, монеты, но без фанатизма, потому что очень дорого.

- Какие газеты вы читаете?

- Регулярно - «Аргументы недели». Не все нравится, но читаю. «Российскую газету» - между строк. По ТВ смотрю новостные передачи и исторические. Иногда хочется, чтобы мозги отдохнули, могу задержаться с фильмом, где стреляют. Интернетом пользуюсь ежедневно в поисках новостей. Я родился в Сибири, жил в Магнитогорске. И Челябинск родным не стал. Я «гражданин мира».

- Чем будет руководствоваться при принятии решений на посту мэра?

- Чтобы принять решение, нужно вникнуть в проблему, привлечь экспертов. А по отношению к кадрам: если он профессионал, выполняет свои функции, он своем месте, то это хорошо. А как вы меня оцениваете как хозяйственника? Я бы себе «двоечку» поставил. Ведь я еще не начинал хозяйствовать. Верю в разум, в усидчивость, в возможность понять проблему и привлечь специалистов. По опыту работы в прокуратуре, специалист по общему профилю — значит бездельник. А вот. к примеру, если в отделе есть специалист по земельному законодательству, это здорово.

- Какими должны быть выборы мэра? Все время по этому поводу спорят.

- А что лучше, демократия или тирания, или абсолютизм? До сих пор история не дала однозначного ответа. Там и там есть плюсы, есть минусы. К примеру, есть примеры Испании, Чили, которые показывают не самые плохие экономические результаты. Саудовская Аравия процветает. Хотя там головы на площади рубят. А в демократической Англии, Франции допускаются беззакония. Я правоприменитель. Если стану главой администрации, то буду работать по законодательству, которое существует в стране на момент избрания.