Меню

Про выборы честно

19.09.2017 14:00 - автор Сергей ТАРАН

В гостях у «Вечерки» снова побывал руководитель областного избиркома Сергей Обертас. Повод – только что отгремевшие выборы в регионе. Поэтому встреча проходила с трансляцией в соцсетях. И люди могли задавать свои вопросы во время «прямого эфира». На этот раз журналисты решили начать разговор с «горячего» вопроса: возможны ли в России честные выборы?

Про выборы честно
Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Слово про «досрочку» и низкую явку

Но Сергей Владимирович «удар» держит:

- С убежденностью должен ответить, да, выборы проходят честно на территории Челябинской области, к которым я имею отношение. Есть моя внутренняя убежденность, что все мероприятия, которые мы проводили не раз, были сделаны не зря. И мы помогли сделать выборы открытыми, честными, легитимными. А уж, с каким результатом — это, наверное, к политологам, к представителям партий и самовыдвиженцам. Процедурно, мне кажется, все было сделано хорошо. Выборы прошли без крупных нарушений, ни одна жалоба в облизбирком не поступила. Все решали на уровне участковых и территориальных избирательных комиссий. 

- Сергей Владимирович, у оппозиции, может быть, уже традиционно звучали претензии относительно предварительного голосования. Якобы, подозрительно много людей приняло участие в досрочном голосовании. И это повлияло на результат.

- Позвольте, никаких заявлений не было. К тому же у нас есть региональный закон о местных выборах. Там четко прописана процедура досрочного голосования. Мы со своей стороны, как применители этой нормы, должны были создать условия.

- Аномально низкая явка? Кто-то недоработал или у нас люди не верят власти?

- Я тут слышал разные цифры и с ними сразу не соглашусь. К примеру, восемь тысяч избирателей в Розе. Проголосовало чуть более 900. Это не говорит о «массовом» досрочном голосовании. У меня есть информация, что был ажиотаж, который подогревался с разных сторон.

Такого количества полиции для охраны и обеспечения порядка избирательного процесса как в Коркино не было нигде в области. Я благодарен всем организаторам процедуры голосования.

- И все-таки явку не назовешь большой. В чем причина?

- «Низкая», «высокая» - слова являются в данном контексте оценочными. ЧМЗ, 23-й округ – 11,59%. Невысокая явка, я бы сказал – низкая. Но в то же время, в Тракторозаводском районе, по 11 округу  - 27,99%. Разница почти в два раза. С чем это связано? Федеральным законодателем минимальный порог явки был убран. Явка не является сегодня ключевым критерием, который определяет результат выборов. Мы со своей стороны исходим из прозрачности процедуры в первую очередь. Мы должны создать условия для того, чтобы все участники избирательного процесса остались довольны. Хотя понимаем, что там, где выборная компания, всегда будут недовольны все, кроме человека, который получил мандат. Естественно, мы не ставили перед собой задачу сугубо «работать над явкой». Мы, как выше стоящая комиссия, не организовывали эти выборы, но незримо присутствовали.

Я проехал по всем участковым комиссиям посмотреть, как «тайный покупатель». Был в Ленниском районе. Полиция работает, периметр охраняется. Заходишь в помещение. Люди с бейджиками встречают. Члены комиссии, кандидаты, наблюдатели. Урны в доступности. Все нормально.

- Влияет ли методика подсчета голосов на результаты выборов?

- Методика у нас одна. Есть конкретная норма Закона. Со своей стороны мы обучили всех членов избирательных комиссий. Выдали методические рекомендации, где прописана вся процедура подсчета голосов. Это позволило нам быстро подвести итоги.

- Досрочные голосования! Сейчас это стало способом получения голосов за определенного кандидата. Отсюда нереально высокий процент досрочно проголосовавших. На что внимание обращала Элла Панфилова, говоря про Барнаул. Но и у нас такой процент высок. Какое решение проблемы вы здесь видите?

- По Челябинской области из 106 тысяч с небольшим избирателей досрочно проголосовало 3,4% избирателей. Это «аномально» высокий процент? Кстати, в двух сельских поселениях Багарякском и в Кусинском и одном городском Розенском у нас выборы 10 сентября не позволили выявить победителя. Там будут проходить повторные голосования. В Багаряке и Воздвиженке перевыборы пройдут 24 сентября, в Розе 1 октября. Здесь мы проведем совещание с председателями избирательных комиссий. Особенно по вопросу допуска к предварительным голосованиям. Такие решения должны проходить через комиссии, с голосованием.

Технологии: плюсы и минусы

- На выборах в разных регионах были использованы различные «технологии» для повышения явки. Где-то проводили беспроигрышную лотерею, где-то призывали голосовать с помощью громкоговорителя. Как вы относитесь к подобным «технологиям» и что нам делать с низкой явкой?

- Вопрос полемический. Самое главное – наши выборы должны соответствовать Закону. А в нем порога явки нет. Мы должны качественно проводить избирательную кампанию. Да, в Свердловской области пускались на такие уловки, чтобы привлечь внимание граждан к выборам. Но сделано это в общем-то без явного нарушения законодательства. На грани, конечно. Мы знаем, что результат голосования не может стать связанным с лотереей. Ну, провели краеведческую викторину, не связанную с выборами. За 10 метров к участку никто не подходил. На волеизъявление граждан не могли повлиять.

-Что можно ожидать на выборах в марте?

- Мы можем заинтересовывать граждан, используя все законные методы.

-Как повысить доверие граждан к выборам? Что на это может повлиять?

- Наверное, меньшим количеством недовольных граждан. Нет не решаемых задач. Есть возможность оправдать нежелание это делать в полную силу. У нас было использовано в эту кампанию 5 % участков (140). Марафон был изматывающим. Обдумываем мероприятия, которые реализуем к марту. Будет работать 2300 участков. Придется обучать людей через семинары, через контакт с разными группами.

Мы одни из немногих провели семинар с наблюдателями, хотя могли этого не делать. Общение помогло часть жалоб снять. Человек все понимает, когда ему квалифицированно объясняют по поводу тех или иных ситуаций. Как правило, они одни и те же. А профессиональных наблюдателей не так много. И таких людей мы должны готовить все больше.

- Как вы оцениваете использование технологии QR-кодирования?

- На «пятерку»!  Это нам дало большое удовлетворение и ужас одновременно. В этот раз было 140 комиссий. Главы муниципальных образований должны создать условия. Оказалось, что только на 30% участков готовы были применить такую технологию. А к марту надо будет на всех 2300 участках обучить 4600 человек. Работать придется в малых группах, чтобы обучить QR-кодированию. Эта программа сразу проверяет контрольные, логические соотношения. Если ты от усталости вбил не ту цифру, протокол не распечатается. Кроме блокирования ошибок эта технология позволяет быстро передавать данные. Это, кстати, тоже к вопросу о доверии, когда мы сразу после закрытия участков разместили везде все итоги голосования. 

Скользкий вопрос легитимности и святые люди

- Не так давно экспертный институт социальных исследований отметил, что даже при низкой явке выборы должны быть конкурентными. На ваш взгляд, явка как-то влияет на легитимность выборов?

- Действительно, в Ссоновском районе был самый низкий показатель явки избирателей – 10,2%. По этому поводу идет большая полемика. Легитимность, законность процесса? Если процедурных нарушений нет, мне кажется, решение все равно легитимно. Другое дело, что это вопрос к обществу. Наверное, при явке в 60% говорить можно, что выборы прошли эффективно, и представители власти при таком волеизъявлении более правомочны, чем те, кто выбирался при 10% явке.

Но почему было введено избрание глав через конкурсную комиссию? Главное в том, чтобы случайные люди путем демократических процедур не попали во власть. Можно ведь с большими деньгами, манипулируя общественным сознанием стать главой, кивая на легитимность. С этой точки зрения, пусть глава выиграет выборы с 10-процентной явкой, но к нему нет вопросов.

- Ваше мнение по качественному составу депутатов, так и членов УИК?

- Кто желает поработать в избирательной комиссии за 21 рубль в час? Пожалуйста. Вы будете работать 10 дней за «три копейки», будете под постоянным прессингом, но не будете спать. Ночью к вам будут приходить наблюдатели с низкой квалификацией и задавать глупые вопросы. Над вами будет довлеть новая статья 142/2 Уголовного кодекса. Кто на это пойдет?

- А кто сейчас идет на эту не благодарную работу?

-  Да все святые люди!

- Говорят про гегемонию «Единой России» на выборах.

- Спорно. Я всегда исхожу из того, что страну должна вести серьезная партия. Посмотрите программы политических партий. Все хотят одного и того же. Почему не может быть критерия, что мы все вместе. Все ратуют за благосостояние, за открытое общество, чтобы пенсии были достойными и нормальная экономическая программа.

- Плюсы и минусы избирательной системы?

- Критиковать систему выборов я не вправе. Вот придумали питерские коллеги QR-код. Считаю, это пошло нам на пользу. Применялась в стране технология голосования «по месту нахождения». Нас она не коснулась – были маленькие выборы. Это вещь хорошая, но она была реализована с низким КПД. Хочу в этом разобраться. В октябре будет у нас семинар, хочу со всеми коллегами пообщаться и по этому предмету. Самое главное, больше не будет «досрочки», о которой мы сегодня много говорили. Вместо досрочного голосования будет «по месту нахождения». От уровня субъекта и выше «досрочки» уже нет. Я уверен, что законодательство изменится. Надеюсь, что мы когда-нибудь станем второй страной, где будет электронное голосование. Первой стала Эстония. Но там полтора миллиона избирателей. Это как Челябинск и Копейск. Практически у каждого есть личный  кабинет на сайте Госуслуг. Во всяком случае, около 70 миллионов граждан старше 14 лет там зарегистрировано. У нас уже есть такая возможность. А сколько мы можем сэкономить, не привлекая людей, не занимая помещения в школах и техникумах?

- Вы сказали, что жалобы были однотипными. Какие?

- Например, было такое: «Некоторые заявления имеют похожий почерк». Мы рекомендовали обратиться в правоохранительные органы с целью установления подлинности заявлений. Есть схожие почерки. Но это не дает право наблюдателю быть почерковедом. Или вот еще заявление от одной политической партии: «При визуальном ознакомлении с конвертами с бюллетенями проголосовавших досрочно обнаружена одна подпись  члена комиссии с правом решающего голоса». Сообщение не подтвердилось. Оказалось, наблюдатель претензии не имел. Жалобы не подавалось. Это вот и есть «серьезное» обвинение избирательной системы. Но за счет оперативных проверок нам удалось ситуацию держать под контролем. На 140 мандатов пришелся всего десяток обращений с жалобами вот такого уровня.

Но теперь нам предстоит подготовиться к выборной кампании в 2018 года. Мы все это учтем.