Меню

Течет река Волга…

17.08.2012 12:24 65 (11575)


Сегодня наш первый день на реке. Его мы решили посвятить изучению мест предстоящей рыбалки и поиску стоянок хозяина волжских просторов — крупного сома. Раннее утро на лодочном причале встретило нас низкими рваными тучами и мелким моросящим дождем. Вот так всегда — как только приезжаем сюда, природа начинает хмурить брови. Видимо, чувствует, что челябинцы в очередной раз основательно пошарят в ее рыбьих закромах. Ну что ж, сырость хоть и неприятна, но для нас не помеха — грузимся в лодки — и гуд-бай, наш причал…

Наша цель — две протоки — Парашкина и Полданиловка, соединяющие Волгу с Ахтубой, но главное — это прилегающая акватория самих рек, соединенная этими своеобразными водными туннелями. Именно здесь, на основной воде, где-то в глубине затаились усатые «монстры» в ожидании на обед своих более мелких собратьев.

…Через несколько минут входим в Парашкину протоку, которая, в отличие от Полданиловки (10 минут на моторке), находится совсем рядом, почти напротив базы. Эхолот и навигатор работают, разведка началась…

Протоки Парашкина и Полданиловка представляют собой водные коридоры длиной пять-шесть километров со средними глубинами от пяти до восьми метров. Однако и здесь встречаются ямы более 10 метров, на свале которых рыболовов поджидает самый настоящий сюрприз. В прошлом неоднократно приходилось слышать рассказы спиннингистов, промышляющих в них судака, о поклевках неведомых «крокодилов», рвущих лески и ломающих спины. Но это случается не часто. Основная добыча любителей спиннинга — это сравнительно некрупные щука и судак, средний вес которых — от килограмма до трех.

…Мы в протоке. Эхолот пищит не умолкая — рыбы здесь действительно невпроворот. С трудом сдерживая себя запустить снасти, на небольшой скорости продвигаемся вперед. Основательная захламленность этого места (коряги, утопленные переметы и прочее) слегка охлаждает пыл. Расставаться при зацепах с «попугаями» (воблеры), стоимость которых около 1500 рублей, желания нет. В лодке нас двое — это общепринятое правило при ловле сома. Да и как в одиночку справиться с рыбиной более двух метров и весом под сто килограммов?! Только местные экстремалы, подобно хемингуэевскому старику, выходят на матерого хищника по одному. Как говорится, флаг им в руки, а нам такое геройство ни к чему.

Скоро будет выход в Волгу, а посему наш катер уверенно вгрызается в сырую пелену, оставляя за собой редкие лодки судачатников. Еще несколько минут — и мы на основной реке.

Волга в районе Парашкиной протоки, как и у Полданиловки, шириной 500 — 600 метров, со средними глубинами до 15 метров. Зато подводный ландшафт весьма непредсказуем: иногда 30-метровые ямы появляются на эхолоте у самого берега, особенно у крутояров на речных изгибах, а пятиметровые отмели вырастают на экране прибора посередине реки. В этом случае навигатор становится незаменимым, как для Тезея — путеводная нить. На приборе отмечаются не только контрольные точки скопления рыбы, но и все подводные достопримечательности, которые в дальнейшем при троллинге должны быть учтены. Крупная рыба — сом, судак, толстолобик, — как правило, стоит или охотится на 10 — 12-метровых свалах в глубокие ямы, поэтому наши мощные двухметровые спиннинги оснащены плетенкой 0,25 мм и воблерами с заглублением 9 — 11 метров, которые за яркую раскраску сомятники называют «красноголовиками» или «попугаями».

Выйдя на главную воду, сразу спускаемся вниз по течению. Дело в том, что по прошлым рыбалкам этот участок реки нам хорошо знаком, да и данные об отправной точке занесены в прибор. Мы на месте. На берегу дополнительный ориентир — сваленные в воду две березы. Ну что ж, ни чешуи, ни хвоста — к черту!

Первый заход. Впереди в 100 метрах 20-метровая яма, расположенная у самого берега, поэтому ее свал будем тралить со стороны реки. Направив лодку против течения со скоростью 2,5 — 3 км/час, начинаем заглублять приманку.

…На часах одиннадцать утра. Пройдя прошлогодними «сомовьими» маршрутами и отмотав полтора десятка километров, существенной поклевки не дождались. За все время было несколько слабых «ударов» судака, которому наши 35-сантиметровые «попугаи» оказались не по зубам. Ну что ж, лиха беда начало! Однако пора на берег — рыбалка рыбалкой, а обед по распорядку, тем более что повар нашей базы славится кулинарным искусством…

Следующее утро оказалось не таким хмурым, но ветреным. Если вчера природа щедро окропила нас дождем, то сегодня с не меньшей широтой души поливала волжской водой через борт. В этот раз тоже случился облом. Четырехчасовое бултыхание на волне результатов не принесло, хотя эхолот неоднократно фиксировал очень крупную рыбу. Видимо, резкая смена погоды напрочь отбила аппетит у хозяев волжских глубин. Только у наших друзей, которые ходили недалеко параллельным курсом, были две конкретные хватки. Но, поскольку на подобной рыбалке они впервые плюс штормовая волна, итог закономерен — остались без воблеров. И снова на базу к добротной кухне, бильярду и прочим благам цивилизации…

И закинул старик невод в третий раз в синее море… Помните такую сказку? На третий день в поисках золотой рыбки решили тралить не Волгу, а Ахтубу.

Река Ахтуба значительно скромнее Волги и по своим размерам (ширина 150 — 250 метров), и по глубине. Однако и здесь встречаются ямы до 16 метров. В Ахтубе, со средней глубиной 4 — 6 метров, очень много щуки, судака, леща, сазана и прочей пресноводной братии, но, поскольку нас интересует исключительно сом, с утра пораньше спускаемся вниз по течению в поисках наибольших глубин.

Ближе к обеду, намотав на гребной винт очередные 30 километров, возвращаемся в свой коттедж. Опять по нулям, если не считать нескольких щук и судаков, пойманных у берега на уху. Зато сразу за Полданиловкой, в четырех километрах от базы, у самого берега мы обнаружили большую 12-метровую яму с крупной рыбой. Именно сюда на вечернюю зорю мы отправимся попытать рыбацкое счастье.

Около девяти вечера, когда солнечный оранжевый блин присел на верхушки деревьев, делаем первый заход. По эхолоту видно, что рыба из ямы, где она отдыхала днем, сместилась на свал с глубиной пять-шесть метров, поэтому глубинные «попугаи» меняем на менее заглубляемые воблеры. Триста метров проводки — разворот, еще триста, и снова на исходную позицию… На четвертом заходе правый спиннинг начал медленно загибаться в дугу. Впечатление — зацеп за корягу! В подобном случае от обрыва снасти спасает только срабатывающий фрикцион. И вот уже двигатель на «нейтралке», спиннинг в руках и первые обороты катушки… Нет, это не коряга. Просто рыбина, упорно сопротивляясь, прижималась ко дну. Два-три качка удильником, 10 — 15 оборотов катушки — рывок рыбины, и фрикцион снова стравливает сому с таким трудом подмотанную плетенку…

Наша возня продолжалась около 15 минут, и в конце концов «усатому» пришлось сдаться.

Как только на поверхности появились пузыри (своеобразный белый флаг), остальное было делом техники: багром под нижнюю челюсть — и в лодку. Невелик волжский разбойник (около 15 килограммов), а коленки потряхивает. А главное, почин!

Ну что ж, получилось как в сказке: закинули мы на третий день снасти в синее море и наконец поймали золотую рыбку. Сегодня ночью загадаем желание, а завтра отправимся на знаменитую 32-метровую яму в районе Полданиловки, чтобы потребовать его исполнения…

Продолжение следует.