Меню

Наказание классикой

22.04.2009 13:35 73 (11206)


За год до окончания школы российских учеников обяжут пройти промежуточные устные экзамены по литературе и истории России. Так следует из поправок к Федеральному закону «Об образовании», которые поступили на рассмотрение в Государственную думу.

К каким последствиям для подрастающего поколения россиян это может привести? Изымут ли из списка обязательных единых госэкзаменов эти предметы или оставят? Пока сказать трудно, но вот мнений на этот счёт предостаточно.

В конце марта эту тему подхватили участники IX съезда Российского союза ректоров. В частности, в своём докладе президент РСР, ректор МГУ академик Виктор Садовничий заявил, что, по его мнению, такие дисциплины, как история и литература, словно специально созданы для воспитания гармоничной личности, хорошо понимающей, что такое доброта, отзывчивость, любовь к Родине.

И в этом смысле отсутствие обязательного госэкзамена по этим предметам может привести к тому, что молодые люди разучатся выражать свои мысли, считает глава ректорского корпуса.

Спешки в этом спорном вопросе пока, кажется, нет. Но как бы всё это не оказалось очередным сюрпризом... Радует, что инициатива в этом учебном году так и осталась инициативой: в список обязательных ЕГЭ, где фигурируют русский язык и математика, литературу и историю не включили.

Это невозможно сразу по нескольким причинам. Во-первых, в этом году уже поздно что-то менять: распорядок и сроки сдачи единых государственных экзаменов утверждены законом, и любое подобное вмешательство ни к чему, кроме лишней сумятицы и нервозности, не приведёт.

И ещё. В отличие от математики и русского языка экзаменационные задания по литературе трудно оформить в виде формальных письменных тестов. И хотя добровольный ЕГЭ по литературе всё же существует, сделать этот экзамен обязательным для всех  дело отнюдь не простое.

Законодатели пошли по другому пути. Согласно поступившему в Государственную думу законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании», в десятом классе ученики будут обязаны пройти промежуточные устные экзамены по литературе и истории России.

Отметим, что автор закона депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Ирина Яровая считает, что эти два предмета «формируют у подрастающего поколения мировоззрение, гражданскую позицию, культурную идентичность».

Школьные учителя с этим согласны: именно литература позволяет школьникам приобретать необходимые речевые навыки. Стало быть, закон должен изменить отношение к этим дисциплинам, определив их как приоритетные.

И главное: будут ли сданные устные экзамены по литературе и истории критерием знаний культуры, истории своего народа и своей страны, станет ли ребёнок социально адаптированным в обществе и, в конце концов, может ли он просто нормально разговаривать, а не ставить галочки в тесте. Но вот незадача: депутату и чиновнику всё просто, тогда как практики с большим скептицизмом отнеслись к переменам.

Вероника Леванова, преподаватель истории МОУ № 26:

— За что это нам всем? Почему никто не спросил у учителей-практиков? Сначала решили, что детям нужно заниматься физкультурой, и ввели три обязательных часа в неделю, при этом количество часов по истории сократили.

Теперь дети (большая часть освобождены от занятий по состоянию здоровья) проводят время в школьных коридорах. Как же они будут сдавать одни из самых непростых школьных дисциплин? Ведь и история, и литература суеты не терпят.

А то, что сегодняшнее поколение читает мало, так это поколение другое — у них интересы иные и возможности. Кстати, у хорошего педагога, умеющего заинтересовать предметом, не возникает сложностей с чтением.

Но нагрузка на нынешнего школьника колоссальная. Чего стоит только сдача ЕГЭ в девятом классе! Если уж у нас обязательное 11-летнее образование, то стоит ли овчинка выделки? Теперь два экзамена после 10-го класса!

Разумеется, история и литература — это то, без чего человек не может сформироваться как полноценная личность и гражданин своей страны. Естественно, подрастающее поколение должно знать Пушкина и Достоевского и кто победил в Ледовом побоище и на Бородинском поле...

Но раз экзамены по этим предметам вновь будут обязательными, а количество часов, посвящённых гуманитарным дисциплинам, останется прежним, то говорить о качественных переменах в мозгах и душах не стоит.

Наталья Журавлёва, мама выпускника:

— Мой сын сдавал после 10-го класса устные экзамены по гуманитарным предметам — такова установка школы, где он учится. Муки адские, на уроках информации мизерно мало, а требования, объём материала и билеты таковы, что филологу не поднять.

Спросите сегодня у моего сына, кто такой Онегин, и он ответит — это тот, кто старушку убил. Каша в голове невероятная, нервов вымотаны километры. Перед экзаменом весь класс сидел в Интернете, а родители покупали пособия с пересказом произведений классики и сборники сочинений.

Каждый вопрос билета настолько заформализован, что вспоминаются времена, когда мы сами в школе учились. Не хотела бы, чтоб мой второй ребёнок прошёл через аналогичное испытание. Я смысла в этих экзаменах не вижу.

Учитель, похоже, просто соблюдал навязанные правила игры. Ни души, ни сердца не приложили к тому, чтобы знания превратились в систему личностных ценностей.

Впрочем, для школы это нормально. Главное, чтобы семья дала необходимый нравственный задел. Никакой закон не в состоянии изменить существующего положения вещей.

Марина КУДРЯШОВА