Меню

СТАНДАРТ ОТ ГЕНПРОКУРАТУРЫ

27.08.2007 00:00 158 (10793)


Крупный розничный российский банк попал под удар властей и лишился части своего заработка. Сначала Роспотребнадзор, а затем и Генеральная прокуратура потребовали от руководства банка отказаться от взимания комиссий при обслуживании кредитов, что позволяло банку «Русский стандарт» хорошо зарабатывать на доверчивых клиентах.

Прецедентная отмена

15 августа совет директоров банка «Русский стандарт» внял рекомендациям, точнее требованиям, Генпрокуратуры и отменил все комиссии, взимаемые за обслуживание потребительских кредитов. Что характерно, объявил об этом не сам банк, чего можно было бы ожидать, а именно Генпрокуратура, о чем сообщила газета «Ведомости», а со ссылкой на нее и другие СМИ.

Кроме того, как следует из сообщений ответственных лиц из прокуратуры, банк ныне вынужден отказаться от практики передачи «плохих» долгов в Агентство по сбору долгов. Более того, банкирам запрещено взимать неустойки и пени по просроченным кредитам.

В общем, если так можно выразиться, «Русский стандарт» привели к определенным стандартам работы кредитных учреждений России. Началось все с того, что весной нынешнего года Роспотребнадзор и его глава Геннадий Онищенко обеспокоились рассылкой по почте кредитных карт банка «Русский стандарт».

При ближайшем рассмотрении чиновники усмотрели, что реальная ставка по пластиковым кредитам «Русского стандарта» оказывалась в несколько раз выше декларируемой на практике. Львиную долю этого заработка банку давали как раз различные комиссии и штрафы, хитроумно запрятанные в договор между банком и клиентом.

С какой стороны ни посмотри, это как минимум введение потребителя в заблуждение либо даже сознательный обман со стороны банка.

По почину Роспотребнадзора к делу немедленно подключилась Генеральная прокуратура, в прессе началась активная кампания против обмана банками потребителей, наконец, под давлением госорганов один из лидеров на рынке потребительского кредитования — «Русский стандарт» капитулировал и объявил об отмене взимания комиссий и штрафов при обслуживании выданных кредитов.

Обмануть меня несложно

Надо сказать, что «Русский стандарт» действительно еще легко отделался от претензий, выдвинутых со стороны Роспотребнадзора и Генпрокуратуры. Как известно, оба эти ведомства зачастую могут выступать в роли карательных учреждений, и как раз в банковской сфере мог быть выбран определенный заранее «козел отпущения», на котором контролирующие и надзирающие органы провели бы показательную порку.

Банк «Русский стандарт», кажется, подходит для этого идеально. Во-первых, повторимся, он один из лидеров на рынке потребкредитования, во-вторых, агрессивное поведение и попирание многих норм в сфере взаимоотношений с рядовыми гражданами были как нельзя кстати.

К слову, по заявлению того же Онищенко, наибольшее число жалоб граждан вызывала именно работа банка «Русский стандарт». На втором месте после него шли «Хоум кредит» и, как ни странно, государственный Сбербанк (мы писали об этом в июне).

В заявлении Генпрокуратуры специально подчеркивалось, что действия «Русского стандарта» создают «социальное напряжение в обществе» и даже «дискредитируют идею потребительского кредитования». Согласитесь, что в настоящее время подобные обвинения могут прозвучать как приговор для любого субъекта экономической деятельности.

Тем паче если этот самый субъект ежедневно имеет дело с десятками и сотнями тысяч людей по всей России. В общем, в «Русском стандарте», очевидно, решили более не дразнить гусей (Роспотребнадзор, Генпрокуратуру, Центробанк и Федеральную антимонопольную службу) и от греха подальше убрали все комиссии и штрафы, так раздражавшие потребителей.

Будут ли в дальнейшем прокуратура и Роспотребнадзор развивать свой успех, сказать пока сложно, но сигнал банковскому сообществу послан недвусмысленный. Не нужно, мол, любыми способами тащить деньги из заемщиков!

Занимаешь? Подсчитай!

В общем-то, на этом можно было бы и поставить точку, если бы не одно «но». Конечно же, российские банки сегодня ведут довольно-таки рискованную политику в сфере кредитования, часто выдавая кредиты людям, которым, мягко говоря, может быть, и не следовало бы их выдавать. В предыдущих выпусках «Банкомата» мы уже рассказывали о быстром росте просроченной задолженности клиентов российских банков, что в дальнейшем может стать большой проблемой для всех.

Размер просрочки, разумеется, пока не достиг критических значений, которые бы угрожали будущности банков, тем не менее при любых серьезных потрясениях (а мы помним, что даже обвал ипотечного рынка в США привел к повышению ставок на российском рынке) финансового сектора последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Так, комментируя произошедшее, один из руководителей «Русского стандарта» признал, что из-за доступности потребительского кредитования люди начинают в последнее время брать кредиты, не задумываясь о последствиях. По принципу: зашел в магазин бытовой техники — оформил кредит, появился в салоне сотовой связи — подошел к столику представителя банка...

И это при том, что всем хорошо известно о низкой финансовой грамотности российских граждан, которые очень часто, оформляя очередной кредит, не в состоянии элементарно подсчитать, во сколько обойдется им такая услуга.

Надо заметить, что ситуация, когда потребитель до конца не отдает себе отчет во всех последующих выплатах по стоимости кредита, играет на руку банкам, поэтому они и не стремятся развеять заблуждения собственных клиентов. В итоге человек кредитуется под 30, 40 или даже 80 процентов годовых.

А неизбежные в таком случае убытки в виде невыплаченных кредитов или задержек по платежам банки смело закладывают в стоимость… самих кредитов. Последние выплачивают добросовестные заемщики, каковых, конечно же, большинство. Получается замкнутый круг, который усмотрела Генпрокуратура и своими рекомендациями попыталась разорвать.

P.S. По данным газеты «Коммерсантъ», вслед за «Русским стандартом» прокуратура начала проверки в других банках, работающих в сегменте экспресс-кредитования. Эксперты уверены, что в результате банки будут вынуждены отказаться от комиссий и штрафных санкций при выдаче потребительских кредитов.

В конечном счете это приведет к удорожанию стоимости заимствований для самих банков и, как следствие, повышению ставок для заемщиков. Так, прокуратура Омской и Астраханской областей проводит проверку законодательства о соблюдении прав граждан при потребительском кредитовании.

Соответствующие сообщения размещены на официальных интернет-сайтах этих ведомств. Проверка проводится в банках-лидерах рынка потребкредитования в каждом из регионов. В Омской области, по сообщению прокуратуры, это «Хоум Кредит энд Финанс Банк», Инвестсбербанк, Русфинансбанк и Альфа-Банк. Названия банков, попавших в поле зрения прокуратуры в Астраханской области, за исключением банка «Русский стандарт», не разглашаются.

КОММЕНТАРИЙ

С вопросом, сколько следует теперь платить по обслуживанию потребительских кредитов заемщикам «Русского стандарта», мы обратились вчелябинский филиал банка, где получили следующий ответ:

— В соответствии с решением совета директоров банк «Русский стандарт» с 15 августа 2007 года перестал оформлять новые кредиты с комиссией за расчетное обслуживание. Эти изменения распространяются на все вновь выдаваемые банком кредиты (в магазинах, автосалонах и так далее).

По кредитам, выданным до 15 августа и содержащим комиссию за расчетное обслуживание, перестают начисляться и взиматься комиссии за расчетное обслуживание по всем кредитам, не погашенным до этой даты. Мы рады, что для лучших клиентов банка мы смогли улучшить условия по кредитам банка и что теперь обслуживание кредита становится дешевле.

Клиентам делать для прекращения взимания комиссии за расчетное обслуживание ничего не надо. Банк уже внес изменения в тарифы. Срок кредита не меняется. При этом в результате отмены взимания комиссии за расчетное обслуживание ежемесячный платеж уменьшается.

С 30 августа клиенты смогут узнать размер уменьшенного ежемесячного платежа через информационные центры или в отделениях банка. С 15 августа 2007 года в соответствии с условиями предоставления и обслуживания карт «Русский стандарт» были внесены изменения в тарифы по карточным продуктам банка.

Начиная с этой даты по всем тарифным планам, где ранее присутствовала ежемесячная плата за обслуживание счета (1,9 процента), такая плата отменена. Мы благодарны клиентам, которые добросовестно относятся к своим кредитным обязательствам, и поэтому улучшили для них кредитные условия.

В счетах-выписках отмена ежемесячной платы за обслуживание счета отразится следующим образом:

— в счетах-выписках, которые сформируются в период с 15 августа по 14 сентября, будет отражена ежемесячная плата за обслуживание счета, выставленная за предыдущий расчетный период (с 15 июля по 14 августа), то есть до отмены банком ежемесячной платы;

 — во всех счетах-выписках, которые сформируются в период с 15 сентября по 14 октября и далее (за расчетный период с 15 августа по 14 сентября и последующие расчетные периоды), ежемесячная плата будет отсутствовать.

Вместе с тем обращаем внимание, что отмена ежемесячной платы за обслуживание счета не распространяется на ранее начисленные платы и не требует пересчета задолженности по кредиту и выплаченных сумм.

_______________________________________________________________________________________________________________

Бизнес-новости

Проверят всех

Осенью российскую финансовую систему ждет серьезный экзамен, сообщает газета «Время новостей» со ссылкой на источники в правительственных кругах. От того, насколько успешно Россия сможет сдать этот экзамен, зависят и ее инвестиционный рейтинг, и репутация на мировой арене.

Экзаменаторами же финансовой системы выступят эксперты ФАТФ (FATF — Financial Action Task Force — международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), которые в конце сентября начнут проверку по 250 критериям российской системы борьбы с легализацией доходов, полученных преступ-ным путем, а также с финансированием терроризма.

Им будут помогать представители комитета Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов. Российской же структурой, аналогичной ФАТФ, является, как известно, Федеральная служба по финансовому мониторингу, действующая в стране уже несколько лет. Проще говоря, финансовая разведка пристально следит за наиболее подозрительными сделками на рынке, а в необходимых случаях ловит нарушителей за руку.

Не работаешь — лишишься лицензии

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) на прошлой неделе аннулировала лицензии у 22 российских инвестиционных компаний, сообщают интернет-издания со ссылкой на газету «Коммерсантъ». Отзыв лицензий в самой ФСФР объясняют неоднократным нарушением законодательства о ценных бумагах со стороны данных компаний.

В вину им ставилось то, что нарушители не предоставляли квартальные отчеты и систематически не исполняли предписания службы.

В результате отозваны лицензии у компаний «Альба Центр», «Атлас-Инвест», «ДиалогИнвест», «Дилкон-Инвест», «ИнвестКапитал», «Комета», «Компания доверительного инвестирования», «Межрегиональный центр инвестиционных операций», «Профессиональный инвестор», «Фортуна», «Инвестиционная компания АВИ Инвест», «Аллонж», «Бризант», «БрокСервис», «Восточно-Сибирская фондовая компания», «Континент Финанс», «Линия капитала», «Норд-Инвест», «Олимп Секьюритис», «ОптимаТрейдИнвест» и «Черное золото».

В мае ФСФР ото-звала 13 лицензий, в июне — 10, а в июле — семь, отметил «Коммерсантъ».

Рубрику ведет
Денис ЛУЗИН