Меню

Обитатели кинопространства

10.10.2014 11:17 77 (11789)


Пять видов существ, которые встречаются только в кино

На экраны выходит новый фильм о Дракуле — как тут не вспомнить о бесчисленных экранных вампирах и прочих «порождениях тьмы», которые в реальности не существуют, однако без устали помогают киноиндустрии выкачивать деньги из наших карманов… Итак, вот он, скорбный список...

Вампиры
Как известно, вампиры все-таки существуют на самом деле. Это небольшого размера летучие мыши, обитающие в Южной и Центральной Америке. Питаются они в основном кровью рогатого скота, чаще домашнего, так как люди любезно собирают этих животных в крупные стада и на ночь закрывают в коровниках или в загонах... По легенде, возникшей еще в Средневековье, укус такой мыши может превратить в кровососа и человека. Однако никаких реальных подтверждений этой легенды нет. Что, конечно, не помешало возникнуть романам о вампирах — целому направлению в литературе, родоначальником которого считается британец (точнее, ирландец) Брэм Стокер. Вслед за романами появились и кинофильмы о вампирах — от немого «Носферату» (режиссер Фридрих Мурнау, 1922 год) до современных «Сумерек» и так далее.

Некоторые исследователи склонны полагать, что средневековые легенды о вампирах возникли в попытках объяснить странное поведение больных порфирией — наследственной болезнью, связанной с «ошибками» в процессе синтеза гемоглобина. Больные, как правило, боятся света, не любят чеснок (так как в нем содержится сульфоновая кислота, ускоряющая разрушительные процессы в их организме). Их десны слабеют, превращая зубы в устрашающие клыки. Иногда порфириновая болезнь приводит к психическим расстройствам, и больные пытаются пить кровь в надежде восстановить дефицит гемоглобина. Однако, в отличие от вампиров, этим они не вылечиваются и никакого бессмертия не приобретают.
Оборотни
Вечные спутники вампиров в кино — оборотни, так как считается, что именно они способны убить бессмертных кровососов. Впрочем, существует и немало фильмов только о превращении человека в зверя, без всякой дракуловой родни.

Истоки легенд об оборотнях уходят в глубокую древность. Издревле различные народы считают, что есть особая порода людей, которая способна превращаться в зверей (или особая порода зверей, способная превращаться в людей). Причем не только в волков. В Японии, например, рассказывают о кицунэ, которые превращаются в лисиц. Некоторые племена верили в человека-леопарда и даже в человека-барсука. Почему — никто не знает...

Конечно, в новое время легендарных оборотней пытались ловить. Но либо никого не обнаруживали, либо находили просто садистов, которые убивали людей, прикидываясь оборотнями (например, был такой реальный Мануэль Бланка Ромасанта, который в 50-х годах девятнадцатого века убил 13 человек, маскируя преступления под нападение вервольфа). Известно и психическое заболевание — ликантропия, когда человеку кажется, что он превратился в зверя (причем чаще всего именно в волка — это уже сказывается влияние литературы или легенд). Правда, при этом никакого превращения не происходит — просто человек ведет себя по-зверски.

В кино тоже главенствуют волки-оборотни. Только изредка кто-нибудь типа Пола Шредера решается поставить что-то типа очень красивого фильма «Люди-кошки», где Малькольм Макдауэлл и Настасья Кински превращаются в черных пантер...
Зомби
Самое странное создание массовой культуры — оживший мертвец, одержимый желанием поедать людей (вариант — только мозг людей). Название, впрочем, позаимствовано из древнего культа вуду. По легенде, зловещие шаманы пускали в глаза некоторым своим соплеменникам ядовитую пыль — порошок тетродотоксина. Человек либо умирал, либо впадал в паралич такой степени, что его считали мертвым и хоронили. Те же шаманы откапывали парализованных, приводили их в чувство с помощью микродозы яда древесной лягушки. Но из-за кислородного голодания многие клетки мозга жертв погибали, поэтому зловредные служители культа вуду получали безвольного раба без памяти и желания бунтовать.

Возможно, так и возникла легенда о «ходячих мертвецах», которая потом обросла дополнениями в виде каннибализма, почти неистребимости (единственный способ убить зомби — отрубить ему голову)... Современный облик зомби в кино во многом определил классический фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Потом уже начались все эти «Обители зла» и «Я — легенда»...
Супергерои
Типичный супергерой — вымышленный персонаж, наделенный неординарными физическими способностями (суперсилами), которые он направляет на свершение подвигов во имя общего блага, говорит нам «Википедия».

Изначально супергерои появились в комиксах, которые издавались накануне Второй мировой войны. Первым среди равных стал Супермен — попавший на Землю в младенческом возрасте уроженец планеты Криптон. Этот образ, созданный писателем Джерри Ситгелом и художником Джо Шустером, стал не только популярным персонажем комиксов, но и героем кино. Потом сверхлюдей стало так много, что их начали объединять в команды: школа мутантов («Люди Икс»), особое подразделение («Мстители», «Лига Справедливости»)... Герои стали торговыми марками, которые принадлежат большим корпорациям — DC Comics и Marvel Comics. Среди них появились и обычные люди, достигшие совершенства в боевых искусствах (как Бэтмен) или изобретатели особого оружия (Железный человек Тони Старк). С расцветом компьютерных спецэффектов кино все чаще обращается к образам супергероев — вскоре на экранах мы увидим и Суперженщину, и Человека-муравья, и всю Лигу Справедливости в полном составе (в ее ряды входят Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина, Флэш, Зеленый Фонарь, Аквамен и Марсианский охотник).

Попытки обычного человека стать супергероем тоже не ускользнули от кинематографа: достаточно вспомнить персонажа по имени Пипец (в оригинале Kick-Ass) и пародийный фильм «Супер».

Инопланетяне
Как известно, рассказам людей, которые видели инопланетян, никто до сих пор не верит. Потому для большинства землян пришельцы из космоса — это либо персонажи научной фантастики, либо герои кино. Причем фантастика, конечно, ушла в изображении чуждого разума куда дальше кинематографа, который находится в плену у деятелей, которые знают: слишком непохожих на нас с вами инопланетян «продать» зрителю невозможно. Именно потому возникают картины типа «Аватар» — как ни чуден там облик обитателей другой планеты, он все равно напоминает человеческий. Впрочем, этому есть объяснение: в своем «Прометее» Ридли Скотт прямо говорит, что человечество создали пришельцы извне по своему образу и подобию. А вот подлинно нечеловеческий разум — такой, например, как в повести братьев Стругацких «Малыш» — кино пока не показало...