Меню

Машиностроение: срочно сформулировать цели!

26.09.2014 09:56 73 (11785)


На днях в Челябинске прошел круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса Челябинской области». Серьезный разговор организовали региональный минпром, экспертный совет при областном правительстве, Общественная палата и Челябинский филиал РАНХиГС.

В работе круглого стола приняли участие руководители предприятий, члены правительства, депутаты Законодательного собрания, ученые.

Честный разговор

Зал был серьезным, даже строгим. Победные реляции и лексику рапортов про то, что у нас «есть отдельные успехи», сразу отмели. Производственники знают реальную картину. Так что первому заму министра промышленности Евгению Елисееву оставалось набросать общую картину «широкими мазками».

Сегодня в машиностроительном секторе области работают 116 предприятий, на которых занято около 85 тысяч человек. Выработка составляет всего 10 миллиардов в месяц. Чиновник сыпал цифрами, называл предприятия, но всем и так ясно: дела в отрасли идут неважно, а если где и заметен рост за первые полгода, то он составил всего один процент. Дальше некуда. У нас доля в обрабатывающей промышленности составляет, по разным оценкам, 12 — 14 процентов. В советское время эта цифра составляла 33 процента. Что нужно сделать, чтобы расти? Этот вопрос задавал почти каждый выступающий и предлагал свое решение.

— Оборот предприятий не позволяет технологически обновляться и производить конкурентоспособный продукт, — отметил Евгений Елисеев и поделился своей точкой зрения: — Нужна господдержка формирования спроса. Сегодня есть государственная программа для повышения конкурентоспособности. В ней 21 подпрограмма. До 2020 года на все предусмотрено выделить почти триллион рублей. Мы активно работаем над включением предприятий в эти подпрограммы. Результаты пока скромные.
Но курс дня — обновление основных фондов за счет федеральных средств. Государство особо контролирует, чтобы была закупка оборудования отечественного производства. Следует решать вопросы внутриобластной кооперации и максимально входить в подпрограммы.

Диагноз машиностроению сегодняшнего дня разделяют все эксперты. Это морально устаревшая инфраструктура, критический моральный и физический износ оборудования и технологий, дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий), а производственная кооперация предприятий совсем не эффективна. К тому же следует отнести тотальный дефицит квалифицированных кадров и избыточные мощности, которые, как правило, давно устарели и висят тяжким бременем.

Тем не менее без машиностроения не будет развития. Посыл становится понятней, если учесть, что ВВП европейских стран формируется на 70 процентов за счет машиностроения. Но пока это не про нас.

По словам кандидата экономических наук Сергея Головахина, в 2012 году в рейтинге из 34 машиностроительных регионов России наша область опустилась с 26 на 29 место по показателю «Доля машиностроительной продукции в валовом региональном продукте». У нас она составила 13,9 процента. Так что ясно — нам нужен рывок, серьезный рост. Верно говорят те, кто упрекает организаторов производства и политики, что мы продолжаем мыслить на уровне «третьего технологического уклада, когда весь мир уходит в шестой».
 
С чего начать
 
Профессор Юрий Абдурахимов, выступающий модератором круглого стола, постарался уравновесить ситуацию:
— Да, машиностроение — больная тема. Состояние отрасли никуда не годится. Но я призываю делать конкретные предложения. Сегодня поступает много реальных предложений от машиностроителей. Мы их сформулируем в адрес федеральных структур, чтобы видеть, куда двигаться, как развиваться. Но надо сделать все возможное, чтобы отрасль ожила и устремилась вперед. Мы же должны определиться, хотя бы с чего начать.

— Выскажу крамольную мысль, — заявил доктор экономических наук, заместитель председателя ЗСО Семен Мительман, — считаю, надо все вопросы инноваций, инвестиций, стимулирования бизнеса сосредоточить не в минэкономразвития, а в минпроме, которому надо сосредоточиться и стать министерством имущества и природных ресурсов. Уверен, сегодня процентов 30 — 40 мы недополучаем просто из-за вот такой структурной размытости и неясной ведомственной ответственности. Кто отвечает за разработку программ? Это мое предложение.

Проблемы машиностроения очень простые, на самом деле — заметил парламентарий. — Драйверами роста отрасли сегодня выступают две составляющие: работа сектора ВПК и госкорпорации. А 20 процентов — свободный рынок, который никогда «жирок» машиностроению не даст. Здесь любое предприятие сегодня сталкивается с нехваткой оборотных средств. Приходится брать кредиты банков под 14 — 17 процентов. О какой конкурентоспособности в таком случае говорить? На Западе конкурентам кредиты достаются под два процента. И если предприятия покрывают недостаток оборотных средств, то на приобретение новых технологий у машиностроения денег просто нет.

— Нужны льготы налога на прибыль, — уточнил свою мысль Семен Мительман. — Если на уровне РФ не решается вопрос компенсации налога на прибыль на приобретение нового оборудования, то это можно сделать на уровне региона. В части налога на прибыль закладывается бюджет региона. Но не просто так! Надо с предприятиями заключать инвестиционное соглашение. Если ты получил льготу налога на прибыль, допустим, в десять миллионов, то будь добр в течение пяти лет эти деньги вернуть через увеличение налогов. Если этого не сделал — верни субсидируемую сумму. Ни одного такого инвестиционного соглашения на сегодняшний день я не видел.

Надо дать возможность предприятиям получать сумму до 50 миллионов рублей гарантии лизинговым компаниям, которые будут давать новое оборудование. Оно и будет гарантией, потому что сегодня приобретение по лизингу натыкается на недостаток залогов. Вот конкретные предложения.
Задача ЗСО — разработать программу развития промышленной политики в Челябинской области.
Наш ответ Западу

Сегодня все решительно сосредоточились на импортозамещении. Необходимость отвечать на вызов времени легла на те секторы экономики, которые до этого находились в роли «постылых». И что наше «ржавое» машиностроение может?

— Все, — отвечают отечественные Кулибины. — Спасибо санкциям.

Но если серьезно, действительно, у наших производителей есть и изобретения, и разработки, и готовые изделия мирового класса, способные потянуть за собой всю экономику. Гендиректор ООО НТЦ «Приводная техника» Сергей Чупин рассказал, что у себя они делают электродвигатели, преобразователи, приводы, да такие, что «Сименс» отдыхает. Импортная продукция поставляется на известные электропоезда «Ласточка» и «Сапсан». В то время когда есть отечественное, свое оборудование.

— Мы в состоянии это делать, причем гораздо лучше, — заметил Сергей Чупин. — Мы готовы оснастить своими двигателями и преобразователями трамваи и троллейбусы. Жаль, что выпуск дизель-электрических двигателей на ЧТЗ приостановили, а весь мир идет именно по этому пути. Теперь почти все делают двигатели гибридными. У нас разработано 22 бортовых двигателя. Инновационный двигатель готовы запустить на заводе. Запуская в производство свои изделия, мы будем нуждаться в радиаторах, хорошей меди, металлообработке. Мы ничего не будем делать на заводе, кроме основной сборки. Все можно организовать в порядке внутриобластной кооперации. Развиваться область может, создавая инновационный волновой редуктор с КПД в 90 процентов и более. А это прямая возможность выпускать бортовые мини-двигатели, роботов, манипуляторы.
Словом, вот такие захватывающие горизонты.

Сергей Чупин тоже предложил свои ответы на вопрос «что нас сдерживает в развитии»?

— Отсутствует ясно сформулированная и прописанная стратегическая цель в стране и области? — спросил Сергей Чупин. — Надо сформулировать!
Внести в технический регламент и другие законодательные документы ограничения сроков эксплуатации различных машин и механизмов. Трамваи, буровые, краны, станки, самолеты и так далее должны обновляться принудительно. Сколько лампочек сгорает, столько их и производят! Так весь мир развивается. Восстановить органы надзора за этим. Законодательно отрегулировать скрытое самокредитование за счет поставщиков продукции и услуг. Уплачивать НДС после получения денег за поставленную продукцию. Изменить закон о разделе продукции.

В Норвегии в свое время издали закон, который гласил, что «…при освоении шельфа 70 процентов оборудования должно быть произведено в Норвегии». Наши депутаты переписали закон, реализуя проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», только слово «произведено» заменили словом «поставлено». Что называется, почувствуйте разницу.
И станки должны быть отечественными
Гендиректор ОАО «Троицкий станкостроительный завод» Павел Лепин:
— Со следующего года вводится квота — должно быть десять процентов российского оборудования. Если нет — не будет подписания программы и не будет бюджетных средств. А до 2020 года должно быть доведено до 60 процентов российского оборудования. Думаю, таким образом начнут поднимать отечественное станкостроение.

Работать с предприятиями ВПК невозможно. Рассказывать о технологиях не хотят и отвечают: «Мы купим импортное». Сейчас поднимается вопрос о целесообразности этого. Будут мониторить. За последние три года много чего закупалось. Нахватали множество сверхдорогих обрабатывающих центров, которые на данный момент просто стоят без дела: нет специалистов, технологов, нет технологии на оборудование. Вложены миллиарды федеральных денег. Теперь придется покупать только отечественные «средства производства средств производства». Причем за счет собственных средств предприятия могут закупать любое оборудование. Мы технологически не можем продолжать зависеть от Запада. Со всех ног теперь восстанавливают станкостроительный холдинг. К изготовлению детали будет подбираться инжиниринг. Производители будут подбираться из российского перечня. Иначе этот замкнутый круг между ВПК и станкостроением не разорвать никогда. Говорят, что российские станкостроители не могут сделать обрабатывающие центры, а те в свою очередь — «у нас нет заказов и денег, нет новых технологий». Метод введения квот по целевым программам решит проблему.

Много еще дельного и конкретного обсудили на круглом столе. Завершая работу, участники приняли резолюцию, положения которой направили в областное правительство.