Меню

Тройной дебют

19.09.2014 10:29 71 (11783)


Челябинцы познакомились с Юровским, Хоупом и Прокофьевым

Большой фестиваль искусств, затеянный региональным минкультом в Год культуры, благополучно завершился в оперном театре. В общей сложности около 100 мероприятий прошли по всей области. Финал столь масштабной кампании был соответствующим: в Челябинск прибыл один из лучших симфонических коллективов — оркестр имени Светланова. Прибыл с одной премьерой и двумя дебютами.

В программу концерта, посвященного 100-летию Первой мировой войны, вошли фрагменты симфонической картины Лядова «Из Апокалипсиса», «Героическая колыбельная» Дебюсси, Четвертая симфония Мясковского и скрипичный концерт Габриэля Прокофьева. После выступления дирижер Владимир Юровский и солист Даниэль Хоуп пообщались со слушателями и ответили на все вопросы.
Даниель Хоуп
Вторая попытка
Гостей ждали с неподдельным интересом: светлановский коллектив прекрасно знают и любят в нашем городе, а вот с его новым руководителем (правда, «новым» уже третий год) челябинские меломаны встретились впервые. Владимир Юровский возглавил ГАСО после отставки Марка Горенштейна. Музыкальную карьеру он сделал за границей, а посему там известен больше, чем на родине, тем более в творческой провинции.

Воодушевил первый взгляд на программу концерта: из четырех фамилий три — русские. Вполне в духе Светланова, который, как известно, уделял особое внимание русской классике, любил и изучал отечественную музыку. Заинтриговал концерт Габриэля Прокофьева, внука Сергея Сергеевича, музыка которого у нас, в глубинке, совсем неизвестна. Удивил общий тон: программа посвящена 100-летию Первой мировой войны. Заинтересовал солист, Даниэль Хоуп: сам он из Великобритании, живет в Вене, а учился у русского педагога Захара Брона.
В общем и целом концерт порадовал: в программе классические музыкальные образцы удачно сочетались с современным, абсолютно свежим опусом Габриэля Прокофьева. И все это было объединено общей темой — реквиемом в память погибших во время Первой мировой войны. Владимир Юровский выступил и в роли просветителя: коротко, но образно рассказал обо всех особенностях, которые объединяют музыкальные сочинения с военной темой. Слушатели узнали историческо-музыкальные подробности: например, что русский композитор Лядов, провожая на войну сына, не чаял увидеть его живым. Но в Первую мировую юноша выжил, а погиб во время Второй — от истощения, когда его пытались вывезти из окруженного Ленинграда. Другой русский композитор, Николай Мясковский, лично провел два года в окопах и знал все ужасы не понаслышке. А «Героическая колыбельная» Дебюсси больше похожа на молитву за упокой душ с отзвуками бельгийского гимна. Такой рассказ необходим для публики, которая всеми силами пытается приобщиться и постичь по-настоящему высокое искусство. И
в данном случае Юровский выступил продолжателем традиций Светланова на другом, современном уровне. За что ему отдельное спасибо.
 
Крестный отец

Большой интерес в первую очередь пристрастной публики вызвала премьера скрипичного концерта Габриэля Прокофьева. Это произведение было исполнено в Челябинске впервые, а в России — в третий раз. Оказалось, что крестным отцом концертного опуса внука Прокофьева стал скрипач Даниэль Хоуп, который и представлял новое произведение на суд публики.
— Идея у меня появилась два года назад, — рассказал скрипач. — Мы общались с Габриэлем, хотя работали над разными проектами. Когда я услышал его музыку, понял, насколько это специфическое звучание, и попросил его написать произведение для скрипки, посвященное Первой мировой войне, поскольку приближалось 100-летие со дня ее начала. И он написал.
— То есть, как я понимаю, это — программное сочинение?

— Вполне. В основе его лежат исторические факты, связанные с первым военным годом — 1914-м. Если вспомнить историю, Первая мировая война начиналась на необычайном подъеме, даже с энтузиазмом, а буквально через полгода превратилась в настоящее бедствие. Вот все это и нашло отражение в музыке. Произведение очень эмоциональное: в начале мы ощущаем подъем эмоций, потом очень быстро он угасает, и все начинает двигаться к катастрофе. Скрипка работает как актриса. Иногда изображает солдат, противоборствующие стороны. Есть фрагменты, когда музыка становится буквально жестокой, собственно, как и сама война. А есть минуты абсолютной тишины.
— Судя по вашей заинтересованности, ваша семья имела отношение к тем страшным событиям?
— Вы правильно поняли. Мои прадеды участвовали в военных действиях, позже уже дедушки воевали во время Второй мировой, так что мне эта тема близка.
Мировая премьера концерта состоялась в Лондоне в июле нынешнего года, всероссийская — в Москве, 13 сентября, накануне концерт сыграли в Тюмени. Так что Челябинск стал четвертым городом в мире, познакомившимся с военным творением внука Сергея Прокофьева.
 
О любви к конфетам и музыке

По мнению The New York Times, Даниэль Хоуп — «скрипач пронзительного интеллекта и командирского стиля». Характеристика говорит о многом и в то же время — ни о чем конкретно. А вот тот факт, что Хоуп выступал с оркестром Плетнева, заслуживает внимания. С ГАСО и маэстро Юровским они впервые встретились на гастрольном проекте.
— С оркестром Светланова мы уже дважды выступили, плюс репетиции. Я получаю большое удовольствие, — признался музыкант. — И еще очень интересный момент — творческие встречи, которые проходят после концертов. Я удивился, как много приходит людей, которые интересуются музыкой.
— У вас есть любимый русский композитор? — атакуют иностранца коллеги-телевизионщики.
— О! Это все равно, что спрашивать, какое красное вино мне больше нравится, — улыбается Даниэль. — Я обожаю русскую музыку: Шостакович, Прокофьев, Стравинский, Шнитке, Римский-Корсаков, Аренский, Караманов — список можно продолжать и продолжать бесконечно. Это как кондитерский магазин, где продаются конфеты: глаза разбегаются, и ты не знаешь, что выбрать.
— Как вам понравился наш театр?
— Потрясающе красивый. Я вообще люблю старинные здания, старинный стиль.
— На какой скрипке играете? — удается вклиниться в разговор.
— Скрипка Гварнери дель Джезу, 1742 года. Прежде она принадлежала Липинскому — великому польскому исполнителю. А купил я ее у своих немецких знакомых, которые, в свою очередь, приобрели ее у лондонского коллекционера. У нее тоже есть свой характер. Я бы не сказал, что она покладистая, — скорее, строгая женщина. Каждые несколько месяцев ей учиняют осмотр, обследование, чтобы она не потеряла своего звучания, ну а условия содержания обычные.
 
Русская тональность

Даниэль Хоуп по всем параметрам личность примечательная. Оказалось, что он из обычной английской семьи, музыкальными устремлениями прежде не озадаченной.
— Как же вы увлеклись скрипкой, и так серьезно?
— Дело в том, что я рос рядом с великим музыкантом Иегуди Менухиным, — улыбается музыкант. — С раннего детства он произвел на меня огромное впечатление, и в четыре года я заявил родителям, что буду скрипачом.
— А как же вы попали к Менухину?!
— Просто: моя мама была у него секретарем.
И дальше во многом жизнь Хоупа была связана с российскими музыкантами: он учился у Захара Брона, обожает русскую музыку и русских же исполнителей.
— Да, русская исполнительская школа заметно отличается, хотя в каждой школе есть свои особенности. Русская школа очень сильная. Мне очень нравится, как играют русские музыканты — Ойстрах и другие, — поэтому для меня было важно учиться у русского педагога, — признался Даниэль.
На концерте характеристика The New York Times частично подтвердилась: исполнение Хоупа отличается интеллектуальной насыщенностью, но, как показалось пристрастному слушателю, эмоциональность и выразительность все-таки идут «первым эшелоном». Возможно, такое распределение ролей спровоцировало само произведение: концерт Прокофьева насыщен красками, эмоциями, звукописью, контрастами — от еле уловимого ветерка знойным летним днем до скрежета железных гусениц танков по костям, от бравурного марша до пьеты. Словом, заинтересовать слушателей удалось.
 
Владимир Юровский

В целом же концерт получился объемным: каждое произведение дополняло и расширяло тему, вносило свою точную ноту в общую композицию, которую подытожила симфония Мясковского, вобравшая в себя все мысли и трансформировавшая их. Концерт удачно объединил пищу для ума и сердца, для непосвященных и эстетов. Высокая ставка маэстро Юровского теперь известна в Челябинске не понаслышке.

Фото Наиля Фаттахова