Меню

Дом, который построил Неясов

23.03.2007 00:00 52 (10687)
Художника помнят, пока живы его картины. Но это память избранного круга. Широкой памяти мешает многое...
Дом, который построил Неясов


Художника помнят, пока живы его картины. Но это память избранного круга. Широкой памяти мешает многое. К примеру, то, что картины годами лежат в запасниках галерей… Василию Андреевичу Неясову в этом плане можно позавидовать. Более двадцати лет художника нет с нами.

Но челябинцев приглашали на выставки его работ и в 2002-м, и в 2003-м. А нынче вышла в свет большая яркая книга «Василий Неясов. Личность и творчество».

И книга, и выставки — огромная заслуга старшей дочери Василия Андреевича Ольги Неясовой-Гладышевой. Она же устроила презентацию книги. Так я впервые попала в знаменитый дом Неясовых на Северо-Крымской. В тихий оазис старых особнячков посреди многоэтажной «спальни» города.

Этот дом знаком многим представителям старой интеллигенции Челябинска, потому что Василий Андреевич был не только художником, но человеком хлебосольным, жадным до жизни во всех ее проявлениях.

Дом Неясовых часто был полон  гостей. Собирались художники, архитекторы, инженеры,  звучала музыка, оперные арии и романсы. Здесь сиживали допоздна, спорили, устраивали театральные импровизации.

— Папа работал в оперном театре и дружил с актерами и музыкантами, — говорит Ольга Васильевна Неясова-Гладышева. — Они часто собирались у нас. Были молодыми, задорными. Тогда мир творческих людей в городе был более тесен. Сейчас же все по-другому, люди разобщены.

Этот дом, тогда на окраине Челябинска, в поле, Василий Андреевич строил сам. Он любил простор, перспективу, которые открывались взору.

Как будто предугадал, что город будет расти именно в сторону северо-запада. Дом строился с прицелом на мастерскую. Сразу предполагалось, что на втором этаже будет стоять мольберт хозяина. Мы поднимаемся по старой лестнице без перил в святая святых дома Неясовых.

 <<  Такой художник увидел артистку Л.Ратенко.

На стенах — портреты матери и отца Василия Андреевича, жены Зои, дочерей, особо любимые в семье пейзажи. И все это обласкано солнцем. Свет льется в окна с трех сторон и молодит краски старых полотен. Сейчас в мастерской простор и покой.

— Но когда здесь работал папа, огромные холсты заполняли все пространство, — продолжает Ольга Неясова. — Оставался лишь малюсенький проход — только бочком можно было пробраться к нему и посмотреть, чем он занят.

Отец долго отказывался от просторной мастерской, которые к тому времени появились в домах на северо-западе. Помню их разговор с Владимиром Комиссаровым.

«Вась, чего ты не берешь мастерскую? — спрашивал его Комиссаров. —  Оставил бы здесь место для девчонок, они подросли, им тоже надо где-то работать». Отец задумался. Вскоре он перевез свои работы в мастерскую Союза художников. А эта комната стала моей и Наташиной мастерской.

— Он хотел, чтобы вы избрали его профессию?

— Мы рисовали с Наташей с самого раннего детства. Всем: карандашами, красками. Наташа рано уехала в художественную школу Москвы — в десять лет. Стала театральным художником. А я, когда открылась художественная школа в Челябинске, пошла сдавать экзамены туда.

Что определило выбор? Мы постоянно жили в атмосфере творчества. Наверное, это накладывает отпечаток на детские души. Никто не заставлял нас рисовать,  сами старались.

Эта атмосфера дома Неясовых легко ощущалась на выставках в 2002 — 2003 годах «Художественные династии Челябинска. Неясовы».

Удивительно, но чувствуешь ее, когда открываешь только что вышедшую из печати книгу. Это не исследование творчества художника. Это документальная летопись его жизни. О личности и творчестве Василия Андреевича одновременно лаконично и полно рассказывает в книге искусствовед Галина Трифонова.

Здесь перечислены все выставки, в которых участвовал художник, и его персональные встречи со зрителями. Конечно же, названы музеи и частные собрания, где хранятся полотна Неясова. Перечислены все публикации о нем.

Судя по величине списка, журналисты любили беседовать с Василием Андреевичем. Но самая большая, главная часть книги — каталог работ художника. Их число огромно. Василий Андреевич был не только талантлив, но и удивительно трудолюбив. Были годы, когда Неясов успевал закончить до 30 (!) работ.

Особенно благодатный труд создателей книги — иллюстрации. Это и фотопортреты художника разных периодов жизни, и лучшие портреты, пейзажи его кисти. Книга получилась яркой, богатой, со вкусом оформленной.

При ее издании финансовую поддержку оказало министерство культуры области. А открывает книгу труд всей жизни Василия Андреевича — полотно «Воссоединение волжских народов с Россией».

 <<  Фрагмент картины «Воссоединение волжских народов с Россией».

Художник родился на Волге, в Мордовии, эта тема его очень волновала. Но работа осталась незавершенной — множество эскизов, зарисовок, акварелей и огромный картон, где панорама встречи народов «высказана» гуашевыми красками.

— Почти 46 лет он жил этой идеей. Оставался выход на холст… не успел этого сделать Василий Андреевич, — рассказывает Галина Трифонова. — Великая драма художника. Мы решили провести выставку одной картины в зале ЮУрГУ.

Этой картиной станет картон Неясова «Воссоединение волжских народов с Россией». Будет  возможность увидеть, как работал художник.

У жены и дочерей Неясова  есть еще одна мечта — превратить дом на Северо-Крымской  в музей-квартиру Василия Андреевича. Не так давно там побывала делегация художников из Финляндии. Один из них, Яан-Эрих Кульберг, оставил запись: «Этот дом хранит дух художника… Хорошо, что есть такая возможность — в его доме видеть его работы».

Светлана СИМАКОВА.
Фото из семейного архива.