Меню

Он рисовал на дверных косяках

22.02.2007 00:00 33 (10668)
...Выставка работ великого уральского художника Геннадия Сидоровича Мосина открылась в зале искусств ЮУрГУ и продлится до середины марта. Не упустите счастливой возможности...
Он рисовал на дверных косяках


Перед пейзажами Геннадия Мосина явилась мне странная мысль: вот заголосили опять про воспитание патриотизма, «Зарницу» вспомнили… Да не надо ничего этого. Мосинские пейзажи, его «Малахитовая шкатулка» способны сделать гораздо больше.

Он из тех редкостных художников, которым дано было не только почувствовать душу уральской или волжской природы, но и выразить ее так, что у самого далекого от искусства человека вдруг сладко заноет под ложечкой… И безо всякого пафоса поймешь, что это твое место на земле и нет ничего дороже.

Ученик Мосина Константин Фокин.Сияют краски на холстах

Выставка работ великого уральского художника Геннадия Сидоровича Мосина открылась в зале искусств ЮУрГУ и продлится до середины марта. Не упустите счастливой возможности. Об этих полотнах и этой графике трудно говорить — боишься банальностей. Это все надо увидеть и прочувствовать.

Наверное, не буду одинокой в грустных мыслях моих, что не удалось близко знать этого человека. Доброты он, видно, был необыкновенной. И любви в нем было столько, что краски на холстах ею сияют. Хорошо и покойно на сердце становится: там ты родился, там. И тогда.
А еще Геннадий Сидорович был счастливым человеком. Он всегда знал, для чего дана ему жизнь. Его старший сын, доктор исторических наук Алексей Мосин, сказал так, что лучше и нельзя: «Папа родился для того, чтобы стать художником».

Несколько лет и зим юный Геннадий Мосин пешком ходил из Березовского в Свердловское художественное училище. Утром — на занятия, вечером возвращался домой. В любую погоду. В Свердловске жить было дорого да и негде.
— А это были сороковые годы, — говорит Алексей Геннадьевич. — Не самые легкие для страны. И дезертиры в уральских лесах прятались.

Одного его друга, который нес домой буханку хлеба, убили. И волки подходили зимой к дороге. Но так верен он был выбранному пути… Папа рассказывал, что рисовал всегда. С бумагой было плохо — рисовал на дверных косяках, на полях в тетрадях, за что его учителя ругали, — все свободные плоскости использовал для рисования. Дар Божий.

Но важно, что так рано он почувствовал в себе это. А потом проявил характер и волю — этим тоже был наделен сполна.
Из Свердловска Геннадий Мосин отправился в Ленинград поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Творческий конкурс одолел легко, экзамены сдал. А в списках себя не нашел.

В те времена тоже не все гладко да честно было. Вот тут и понадобился характер. Он стал студентом. Талант его был неопровержим. Мог остаться в Ленинграде. Не остался, вернулся на Урал, который волновал художника до последнего дня.
— В Березовский он возвращался часто, там жила его мама. Да и мы с братом там росли, — вспоминает Алексей Мосин. — Все каникулы там проводили.

Помню, проснешься рано, бабушка уже печь протопила, пахнет горячими шанежками… Там, в Березовском, остались родные могилы — бабушка отца похоронена, его мама. Родился он в 1930-м — одном из самых нелегких годов для крестьянства. Из семьи на Урале только его мама осталась, потому что она с сыном уже жила отдельно, самостоятельно. А всю ее большую семью сослали на север, и не все вернулись оттуда. Трагизм жизни он впитывал с историей семьи, с рассказами бабушки о годах Гражданской войны.

— Стал ли любимым для Геннадия Сидоровича Екатеринбург?
— Скорее его окрестности, чем сам город. Он не городским был жителем. Дома у нас хранятся папины работы, с которыми связаны какие-то семейные воспоминания. Это портреты. Для мамы он написал повторение «Волжанки» — ее портрет. Образ русской женщины на фоне Волги. Она оттуда родом. Портрет бабушки моей, папиной мамы. И наши с братом портреты. Этюды. Из каждого можно было сделать пейзаж.

— Правда ли, что еще при жизни Геннадия Сидоровича был украден один из портретов его работы?
— Правда. Это портрет моего младшего брата Вани. Видимо, кому-то очень понравился. Исчез он с традиционной выставки свердловских художников. Папа сделал повторение, но с небольшими изменениями — вдруг украденный портрет найдется. Чтобы потом, поставив два портрета рядом, можно было определить, который из них первый вариант. Но до сих пор портрет не обнаружен.

Шедевры с чердака

Дружба Геннадия Мосина с сотрудниками Челябинской картинной галереи началась с довольно яркого по той поре эпизода. Два друга, два выпускника Репинки — Геннадий Мосин и Миша Брусиловский — написали огромное полотно «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале».

Картина была куплена Уральским военным округом, но в ней увидели политическую крамолу. Говорилось, что командиры выглядят манекенами и мертвецами на этом полотне. Мало кто понимал, что все дело в стилистике, которая явно не имела отношения к соцреализму. Полотно свернули в рулон и забросили на чердак монументального здания для военных чинов.

— Я помню, как на зональной выставке в 1969 году эта картина стала событием, — вспоминает искусствовед, доцент ЮУрГУ Галина Трифонова. — Она настолько сильно отличалась от всего, что там было… все ходили на выставку, чтобы увидеть это полотно. Именно она стала первой картиной в нашей коллекции работ Геннадия Сидоровича Мосина.

Когда мои коллеги из картинной галереи узнали, в каких ужасных условиях она хранится, были проведены переговоры, чтобы перевезти ее в нашу галерею. Таким образом, мы стали обладателями одной из основополагающих картин в истории искусства Урала ХХ века. С этого времени началась дружба Челябинской картинной галереи с Геннадием Мосиным.

Свердловская галерея хватилась мосинских работ позже всех. Челябинская же и Пермская галереи проявили к художнику необыкновенный интерес. Я помню, как он к нам приехал в 1981 году на встречу по поводу истории написания этой картины.

Мы ходили с ним по залам, и он сказал, что решил для себя, в какие музеи определит свои работы: «Мне очень важно, чтобы там, где они будут храниться, понимали их значение и назначение. Челябинскую галерею я выбрал как музей, где будет храниться хорошо скомплектованная коллекция моих работ». Он шел нам навстречу. Были приобретены нами «Волжский пейзаж», иллюстрации к «Малахитовой шкатулке», его портретные рисунки, замечательное сказочное полотно «Кот Матвей»…

Это был удивительный художник. Он доказал, что на тему сказок можно писать потрясающие живописные полотна. Для него корневые представления о русском человеке, его культуре, языке были собраны в сказках. И он сохранил их для потомков в своих работах. Такое живописное фундаментальное представление о русском народе.

Всего в нашей картинной галерее хранится 30 работ Геннадия Мосина — графика и живопись. Более 20 из них представлено на выставке в университете. Четыре работы для вернисажа предоставила Екатеринбургская картинная галерея.

— Екатеринбургская галерея так счастливо откликнулась, я даже не ожидала, — продолжает Галина Семеновна. — Они дали такие чудесные работы, как пейзаж «На Чусовой». Она одна могла бы составить выставку. Надо сказать, что выставка работ Геннадия Мосина в ЮУрГУ не случайна. Она открывает университетский проект «Мастера искусства Урала». Будут показаны самые крупные, самые мощные художники в камерном варианте. Сегодняшняя молодежь их искусства не видит, надо этот пробел восполнять.

Светлана СИМАКОВА.
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.