Меню

ПРИЗЫВНИКАМ ПОМОГУТ В ШКОЛЕ

13.11.2006 00:00 213 (10601)
В трех южноуральских городах — Челябинске, Миассе и Златоусте — на минувшей неделе начали работать школы призывника...
ПРИЗЫВНИКАМ ПОМОГУТ В ШКОЛЕ


В трех южноуральских городах — Челябинске, Миассе и Златоусте — на минувшей неделе начали работать школы призывника. Они созданы ради того, чтобы юноши, будущие защитники Отечества, лучше знали свои права.

 

Каким образом будут работать школы призывника? Московский опыт показывает эффективность следующей системы: лекционный ликбез и практическая информационная помощь в частном порядке. И та и другая услуга оказываются на безвозмездном основании. В столице в такой школе ежегодно получают помощь пять тысяч человек. Только вот эффективна она в том случае, если призывник или его родители приходят в школу с какими-то документами на руках. Специалисты помогут и запись в медицинской карте разобрать, и подсказать, в какую инстанцию нужно обратиться за справкой или необходимым документом.
В Челябинске школа призывников будет работать в режиме общественной приемной депутата партии «Яблоко» Сергея Колесника. Два раза в месяц по воскресеньям нуждающиеся в информации и помощи могут прийти по адресу: Комсомольский проспект, 32б — и получить ответы на все интересующие вопросы, связанные с призывом. Кроме того, можно взять специально разработанную брошюру (в ней есть конкретные рекомендации для тех, кто своих прав не знает).
Кроме того, Российский комитет солдатских матерей и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин намереваются выйти с поправкой в законопроект «О воинской обязанности». Суть ее заключается в следующем: призывная комиссия должна нести ответственность в том случае, если в рядах Российской армии оказался молодой человек с каким-либо серьезным заболеванием. Об этом «Вечерке» в пятницу рассказала председатель правления фракции «Солдатские матери» партии «Яблоко» Светлана Кузнецова.
Когда-то этой женщине самой пришлось пройти через процедуру призыва собственного сына в армейские ряды. Маме единственного сына было понятно, что по состоянию здоровья солдатом он быть не сможет, но рассчитывать на внимательность со стороны медкомиссии она не стала. За советом обратилась в комитет солдатских матерей, и ей подсказали путь, который она и прошла. В результате на законном основании удалось убедить медицинскую комиссию, что юноша служить не может по состоянию здоровья. Сама проживая в Москве, она помогает призывникам Южного Урала и других областей. Светлане Алексеевне и ее коллегам удалось открыть в 18 регионах России школы призывника, которые эффективно работают и дают шанс молодым парням не повторить участи Андрея Сычева. Деятельность солдатских матерей ничуть не расходится с возможностью военно-патриотического воспитания молодого поколения, они не отрицают того, что нашей стране нужна сильная армия. И все же.
Должен ли молодой человек с врожденной патологией, с неуравновешенной психикой стать солдатом? Наверное, все-таки нет. Но практика показывает, что каждый военком должен обеспечить призыв, препроводив в армию энное количество будущих солдат. Кстати, военкоматы, как правило, с такими планами справляются, а потом общественность и военные ведомства удивляются, почему солдат застрелился, а этот повесился, а другой, прихватив оружие и расстреляв товарищей, бежал из части и стал угрозой для гражданского населения. Разве мало примеров за последнее время мы узнали? Предпосылкой появления школ призывника стало то, что юноши и их родители очень мало знают о своих правах (в отличие от обязанностей, которые хорошо всем известны: достиг 18-летнего возраста — отдай долг Родине).
Между тем закон, например, не запрещает на военно-врачебную комиссию явиться вместе с родителями, которые о состоянии здоровья потенциального солдата знают больше его самого. Повседневная реальность такова, что медик, скорее всего, напишет: «Годен», чем будет разбираться в истории болезни. Причем не понесет за сломанную судьбу, расстроенное здоровье и расшатанную психику впоследствии никакого наказания. Светлана Кузнецова привела показательный пример: парнишка призвался полгода назад, пять месяцев из них он находится в лазарете. Врачи части, обследовав рядового, кроме банального дефицита веса нашли еще кучу заболеваний. Вот такая служба! Между тем в Положении о военно-медицинской экспертизе есть 89 пунктов, согласно которым в армии делать нечего.
Любопытно, что Светлана Алексеевна за короткое время пребывания в Челябинске, Миассе и Златоусте узнала о стоимости «белого билета»: 50 тысяч рублей (по знакомству), 70 тысяч для всех, кто связями не обзавелся. В Москве, говорит она, подороже и предпочтительнее валюта другая.

Марина КУДРЯШОВА.