Меню

УГРОЗА БОЛЬШОЙ ЖАЖДЫ?

02.11.2006 00:00 207 (10595)
Еще 23 апреля 1994 года федеральное правительство постановило — все крупные города страны должны иметь резервный источник водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Никто этого важного документа не отменил, однако города, имеющие альтернативный питьевой источник, в России можно по пальцам пересчитать.
УГРОЗА БОЛЬШОЙ ЖАЖДЫ?


Еще 23 апреля 1994 года федеральное правительство постановило — все крупные города страны должны иметь резервный источник водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Никто этого важного документа не отменил, однако города, имеющие альтернативный питьевой источник, в России можно по пальцам пересчитать.

Суть местных проблем
Шершневское водохранилище — единственный источник питьевого водоснабжения Чeлябинcкa и семи городов-спутников. Однако по всем нормативным документам должен быть второй источник и третий — peзepвный. Случись, не дай бог, авария, например, на железной дороге, которая проходит рядом с Шершнями, и город может остаться без вoды. «Вечерка» эту тему уже поднимала. А в последнее время об этом стали очень много говорить на всех уровнях, поскольку состояние искусственного водохранилища в черте города оставляет желать лучшего. Этому вопросу было посвящено одно из заседаний Общественной палаты. Именно на нем вопрос поставили уже ребром: проблем накопилось столько, что в один день их не решить. Было бы несправедливым не упомянуть: качеством питьевой воды, поступающей из водохранилища, всегда занимались ответственные за это структуры. Однако принимаемых мер недостаточно. Здесь дело и в разграничении полномочий, не утвержденных законодательно, и в отсутствии внятной программы по реабилитации, и в естественных процессах, происходящих с самим водным источником. Словом, вопрос уже давно стоит ребром — полуторамиллионное население может остаться без питьевой воды.

Долгобродка в бурьяне
О существовании одного из проектов по созданию резервного источника водоснабжения нам рассказала кандидат географических наук, почетный работник водного хозяйства России Зинаида Кривопалова:
— Речь идет об альтернативной подаче воды из Долгобродского вoдoхpaнилищa. Цена вопроса по подсчетам 2003 года — 1,5 миллиарда pyблeй. Ни тогда, ни сейчас таких, свободных, денег в казне области нет. Напомним, что несколько лет назад идею подачи воды из Долгобродского водохранилища начали осуществлять областные влacти. Потратили не одну сотню миллионов рублей, но на определенном этапе работы прекратились. А было это так: в свое время на случай засухи на реке Уфе было построено Долгобродское водохранилище. Сквозь уникальный тоннель через Уральский хребет, Новокыштымское водохранилище накопленные запасы воды должны были перебрасываться в реку Миасс. В короткие сроки были построены мощнейшая насосная станция, линия электропередачи. Но открыть шлюзы на водохранилище так и не удалось и уфимская вода не потекла в Увильды, откуда по старому каналу должна была попадать в Аргазинское водохранилище. Причина — экологическая «несовместимость» уфимской речной воды с водой курортного озера Увильды. Проект закрыли. Между прочим, такой же водовод одновременно строили и наши соседи-екатеринбуржцы. Они пьют уфимскую воду, которая поступает в их квартиры через Нязепетровск. А наша Долгобродка за столько лет бездействия разрушается, ржавеет и зарастает бурьяном. Правда, это был перспективный, но все же только дополнительный источник водоснабжения, запитывающий те же Шершни.

Сухорыжский вариант
Еще об одном проекте «Вечерке» рассказала исполняющая обязанности директора Челябинского филиала института ФГУП «УралНИИВОДГЕО» Надежда Кнутарева.
Новый водовод планировалось построить в Еманжелинске. Он связал бы город со скважиной Сухорыжского водного месторождения. Это подземные источники, и напоить из них город было бы возможно. Но при одном условии: для начала строительства нужно провести все необходимые подготовительные работы, выяснив качество воды и достаточность ее объема. Однако эти работы и на стадии проектирования, и на стадии строительства требуют серьезных финансовых вложений. Дело спасла бы областная целевая программа и внимание к проблеме губернатора. Правда, работа над новым водоводом грозила затянуться не на один год. У нас уже есть печальный опыт такой разработки: лет пять назад несколькими научно-исследовательскими институтами была создана очень хорошая программа, которая включила в себя возможные пути решения проблем очистки сточных вод и исследование подземных источников и объединение их в единую сеть. Но, увы, на реализацию этой программы не было выделено ни копейки. А маленький Еманжелинск из подземных источников Сухорыжского месторождения уже пьет воду отличного качества.
Проблему с альтернативным источником водоснабжения для города и области нужно решать и на государственном, и на областном, и на городском уровнях.
— Подключиться к этому процессу обязаны не только властные структуры, но и промышленные предприятия, — считает Надежда Кнутарева. — Ведь наши заводы потребляют ту же самую питьевую воду, которая поступает и в квартиры горожан. Поэтому инвестировать такие проекты нужно всем миром.

Через Рыжий ручей
А вот еще один подход к тому же вопросу. Информацию об этом нам предоставила заместитель министра по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области Ирина Гладкова. Суть в следующем: в 2001 — 2005 годах был разработан проект реабилитации стока реки Сак-Элга, Рыжего ручья и реки Аткус с целью снижения влияния загрязненного стока на качество воды в реке Миасс, Аргазинского и Шершневского водохранилищ. Предполагалось построить трассу по переброске части стока реки Сак-Элга в водный бассейн двух южноуральских озер (Большое и Малое Барны), затем в реку Большой Киалим. Кроме того, требовалось попутно очистить «кислые» воды Рыжего ручья. Предполагаемая стоимость реализации проекта по ценам 2005 года — 5,3 миллиона рублей. Однако он до сих пор проходит экспертизы всех уровней.

Хроника последних катастроф

Застройка водоохранной зоны
По этому поводу всегда говорят много, обещая принимать жесткие меры к тем, кто санитарных норм не соблюдает. Вот и в октябре депутаты Госдумы, в чьем ведении находятся экологические вопросы, обратили свой взор на нашу область, заявив: жилые и хозяйственные постройки в санитарной зоне озер и водохранилищ снести. По мнению председателя комитета Госдумы по экологии Владимира Грачева, проблема снабжения населения водой содержит в себе два аспекта: ее очистка и загрязнение водоемов. Депутат видит зло в том, что качество воды ухудшается в результате, например, незаконной коттеджной застройки в водозаборных зонах. Иногда, отмечает Владимир Грачев, достаточно «одной пробирки какой-нибудь гадости», чтобы отравить целый город. Поэтому, применяя самые жесткие меры, начинать следует именно с водоохранной зоны Шершней.

Нефтяные пятна
Просто какая-то напасть в последний месяц обрушилась на наши озера и реки. Не успели разобраться с нефтяным пятном на озере Новосинеглазово, а тут новый разлив нефти в Саткинском районе Челябинской области. Напомним: в озере Новосинеглазово (рядом с садоводческим товариществом «Факел») обнаружилось пятно размером 4500 квадратных метров. По оценкам специалистов, в водоем попало около 200 горючих литров. Источник загрязнения не установлен. Известно только, что неподалеку проходит линия ОАО «Уралтранснефтепродукт». В Саткинском районе сложилась похожая ситуация — в реки попала нефть. Разлив был гораздо масштабнее, а последствия серьезнее: нефтяное пятно чуть было не подобралось к нашим соседям — Башкортостану. На ликвидацию локального бедствия было брошено 380 человек и 108 единиц спецтехники.