Меню

ОПЕРНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ

18.10.2006 00:00 196 (10584)
Завершился VI Международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет…» ...Не было привычного ажиотажа и сидящих на ступеньках амфитеатра зрителей. Замены исполнителей, о которых люди узнавали за несколько минут до спектакля, добавляли ненужной нервозности. Не видно было горящих глаз и за кулисами. Все буднично, по-деловому.
ОПЕРНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Завершился VI Международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет…» Он планировался за полгода, выстраивался под знаком 50-летия оперного театра, в юбилейно-праздничных тонах. Прошел достойно, не нарушая сложившихся традиций. Но что-то все же не сошлось, не сработало — фестиваль утратил праздничность. Не было привычного ажиотажа и сидящих на ступеньках амфитеатра зрителей. Замены исполнителей, о которых люди узнавали за несколько минут до спектакля, добавляли ненужной нервозности. Не видно было горящих глаз и за кулисами. Все буднично, по-деловому. В кулуарах даже поговаривали о том, что город устал от однообразия, что новых сильных впечатлений мероприятие не дает. Еще год назад, во время пятого фестиваля «Ирина Архипова представляет…», ничего подобного и в голову бы не пришло. Что же пошло не так? Почему вопросов в адрес устроителей звучало больше, чем обычно? Это важно понять сейчас. Ведь в воскресенье, 22 октября, театр открывает новый фестиваль — итальянской оперы в Челябинске.

Ставка на молодежь
После того как гости разъехались и в закулисье воцарилась тишина, мы встретились с художественным руководителем оперного театра Денисом СЕВЕРИНОВЫМ. От неприятных вопросов он не уклонялся, отвечал взвешенно и самокритично.
— Почему не было аншлагов? Почему в афише не встретилось известных имен?
— Начну со второго вопроса. При составлении списков участников фестиваля театр четко определил приоритеты, поставил задачи перед фондом Ирины Архиповой. Нам хотелось, чтобы на сцену вышли молодые российские исполнители, которые являются либо стипендиатами фонда Архиповой, либо лауреатами международного конкурса имени Глинки. Те певцы, которые находятся «под крылом» Ирины Константиновны, в зоне ее пристального внимания. Разве не интересно стать свидетелем рождения будущей звезды? Ведь не сразу мир узнал Дмитрия Хворостовского. Началом его блестящей карьеры послужили победа в конкурсе Глинки и встреча с Ириной Константиновной. Наряду с молодежью надо было обязательно представить уже состоявшихся певцов, мастеров оперной сцены, которые тоже вылетели из архиповского гнезда.
Да, я согласен, не все получилось. Но это объяснимо. Молодые ребята входили в незнакомый спектакль с двух репетиций, пели свои партии первый раз. Но ведь многие справились. Получился фестиваль премьер. Почему бы и нет? При отдельных неудачах и откровенных провалах (я имею в виду тенора Сергея Кунаева, который в опере Верди «Риголетто» пел Герцога) зрители услышали и настоящие откровения. В том же «Риголетто» пел потрясающий драматический баритон Абдумалик Абдукаюмов из Ташкента, который получил Гран-при на конкурсе имени Бюль-Бюль-оглы в Баку (председатель жюри —Ирина Архипова). Ему всего 26 лет! Риголетто — сложнейшая вокальная партия, требующая актерской мощи, зрелости. А он не побоялся, вышел вместо объявленного в афише солиста Большого театра, нашего земляка Сергея Мурзаева. Правильно сказала Ирина Константиновна: «Храбрый мальчик. Но звучал роскошно». Его дебют стал откровением фестиваля. К сожалению, таких откровений больше не было.
— Овации челябинцам на «Свадьбе Фигаро» не в счет?
— Наоборот. К чести нашего театра, лучший молодежный состав, по оценке публики, сложился именно на опере «Свадьба Фигаро». Гармоничный спектакль, все отрепетировано, сделано. С двух репетиций такой слаженности не добьешься. С гордостью могу сказать, что вокальное мастерство наших ребят нисколько не уступает столичным гостям. Это уже состоявшийся факт. Именно поэтому мы впервые включили в фестивальную афишу спектакль с участием челябинских лауреатов и дипломантов международного конкурса имени Глинки. Семь лет назад, когда фестиваль только начинался, такое невозможно было представить. Никто особо не считался с солистами челябинского театра. Приехали москвичи и сказали: учитесь, как надо петь, а мы поехали дальше. На сегодняшний день наши ребята абсолютно конкурентоспособны, столичным коллегам интересны. После «Свадьбы Фигаро» приезжие говорили: «Как здорово поют, мы хотим послушать спевки, репетиции». Я думаю, фаза становления фестиваля и труппы театра состоялась.

Голос не любит холод
— В чем причина зрительского спокойствия, как думаете?
— Плохо организована рекламная кампания, фестиваль слабо освещался в прессе (это камень в мой огород). В вопросах рекламы мы вообще отстаем. Понятно, что готовых менеджеров в сфере театрального искусства мы не получим. Как продавать оперу, не учат нигде. Тем не менее надо работать, воспитывать своих специалистов. Наверное, стоит говорить и об искушенности челябинской публики. В театр приходят люди не случайные. Они знают репертуар, могут оценить уровень исполнения. Многих интересует имя, а в этом году все исполнители оказались новые. В день открытия фестиваля, конечно, был аншлаг. Это новый спектакль, в партии князя Игоря вышел наш челябинец Сергей Мурзаев, солист Большого театра России. Публика осталась очень довольна. Единственный промах, оставивший осадок: москвичи не вышли на поклон. Но причина объективная — опаздывали на поезд.
— Почему так много было замен?
— Главное — не отменялись спектакли. А замены исполнителей случались и раньше. И на Западе они тоже бывают. Только там неустойку певец оплачивает из своего кармана. У нас более демократичный подход, потому что и гонорары другие. Кто-то заболел (осень для певцов самая страшная пора, когда голос и весь организм привыкают к холоду), кто-то забыл переоформить заграничный паспорт (Маурицио Грициани из-за этого не выпустили из Японии). Сергей Мурзаев за полгода дал согласие участвовать в фестивале, а после первого спектакля уехал, получив более выгодное приглашение.
— Фестиваль слишком растянут во времени. Вряд ли это подогревает интерес публики.
— Иначе не получится. Спектакли идут через день, потому что каждый исполнитель (певец или дирижер) должен пройти спевки, хотя бы две репетиции, чтобы почувствовать сцену, акустику зала, новых партнеров.
— Может, оперный фестиваль в нашем городе просто исчерпал себя?
— Я так не думаю. В любом деле возможны сбои и ошибки. Все гладко не бывает. Поэтому при первых же трудностях говорить о том, что фестиваль умер, странно и неразумно. Просто нужно найти новый творческий, а может, маркетинговый ход для того, чтобы возродить интерес публики, подхлестнуть. К примеру, если в ноябре 2007 года в Челябинске состоится XXII конкурс Глинки, можно фестиваль провести в декабре, перекинув смысловой и ажиотажный мостик. Может быть, подумать о проведении лаборатории критиков, чтобы спровоцировать информационный всплеск. Или дать возможность высказаться публике. Если не делать такой мощный акцент на оперной молодежи, как это случилось сейчас, можно подумать о приглашении выдающихся певцов, таких как Дмитрий Хворостовский. По крайней мере есть гарантия, что артист такого уровня за три дня до спектакля не откажется выступать.

Скандал не прошел бесследно
— Сентябрьский скандал повлиял на город, на зрителей?
— Повлиял. По моему ощущению, люди отшатнулись от театра. Но в день забастовки и открытия сезона я увидел коллектив, где все, от артиста до монтировщика, сплотились как один и показали спектакль, вызвавший овации. Все понимают, что зарплаты маленькие, но все на рабочих местах, занимаются творчеством.
— Скоро начнется следующий фестиваль, приедут итальянцы. Не слишком ли много событий для октября?
— Уверенности, что поток зрителей не иссякнет, нет никогда. Зрительский интерес непредсказуем. До сих пор помню, каким откровением для меня был ажиотаж по поводу концерта Валентины Пономаревой: за неделю не осталось ни одного билета, пришлось ставить дополнительный ряд, размещать зрителей в оркестровой яме. Как пойдет сейчас, посмотрим. Одно знаю точно: мы не можем идти на поводу у зрителя, показывая только то, что он хочет. Надо пытаться публику вести за собой к качественным образцам. Иначе театр превратится в кабаре с бассейном в оркестровой яме.


В ОЖИДАНИИ

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВОСЬМЕРКА
Итальянский фестиваль продлится с 22 по 29 октября. В программе два гала-концерта с совершенно разной программой и две итальянские оперы — «Тоска» Пуччини и «Трубадур» Верди. Итальянцы еще не знают, что юбилейные торжества перенесены на январь. Они едут поздравить наш театр с 50-летием.

Лаура Бриоли (меццо-сопрано).В прошлом году челябинские зрители с интересом прислушивались к звучанию настоящего бельканто. Наши соседи из Перми и Екатеринбурга немного завидовали, не очень веря в успех безумной затеи. И только организаторы гастролей переживали, что не все удалось так, как задумано. Когда за день до вылета заболел тенор, было очень обидно. Замена единственная, но ощутимая.
Никто не скрывает, что проект действительно очень дорогой. В том году поскромничали: взяли певцов, гонорары которых не столь высоки. На этот раз задача поставлена жестко — выдать состав исполнителей, который даст полное представление о том, что такое настоящий итальянский театр. Не случайно появилась идея поделить экономическую нагрузку с соседями: чем больше спектаклей или концертов, тем выгоднее контракт.
Из шести певцов, заявленных в афише полгода назад, три имени заменили. Не потому, что кто-то из них заболел или получил более выгодное предложение. По словам Бориса Стаценко, через которого ведутся все переговоры, на выборе исполнителей сказалась ответственность организаторов перед челябинской публикой. Слушая приглашенных ребят в театрах Италии, знакомый челябинцам бас Луиджи Рони отказывал со словами: «Не так вы, девушка, для Челябинска хороши, как нам бы хотелось».

Франческо Медда (тенор).Организаторы фестиваля с итальянской стороны утверждают, что на этот раз выступят наиболее востребованные молодые певцы Италии. Плюс полюбившаяся публике троица: Стаценко, Рони, Рабалья. Приятно было узнать, что дирижер Стефано Рабалья запомнился не только зрителям. Коллектив театра его боготворит, ожидая приезда маэстро с огромным нетерпением и даже волнением. Оказывается, Стефано хотели пригласить поработать к нам в качестве шеф-дирижера итальянского репертуара. Когда идею просчитали, экономически это оказалось невозможным.
Приезжают итальянские артисты одной командой. Скользящего графика, как в прошлом году, не будет. В Челябинске они пробудут до победного конца.
Цена билетов — от 700 до 5000 рублей.

Татьяна МАРЬИНА.
Фото Андрея ГОЛУБЕВА.