Меню

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

01.03.2006 00:00 36 (10424)
В ПОЕДИНКЕ С УЧЕНИКОМ Признаюсь честно — тема сегодняшнего выпуска «Родительского собрания» настолько сложная, что долго не знала, как к ней подступиться. ...

В ПОЕДИНКЕ С УЧЕНИКОМ

Признаюсь честно — тема сегодняшнего выпуска «Родительского собрания» настолько сложная, что долго не знала, как к ней подступиться. С одной стороны, оценка событий, о которых пойдет речь, может быть только однозначной. С другой — просто отрицательное отношение к данным обстоятельствам положения дел не исправит. Так или иначе о проблеме стоит поговорить. Ведь все чаще и чаще случаи, когда педагоги поднимают руку на своих учеников. Подзатыльники — это самое легкое, что можно себе представить…

В последнее время информация о жестоком отношении учителей к детям стала открытой. Родители, как говорится, выносят сор из избы, хотя раньше подобные инциденты все-таки скрывались и до суда не доходили. Теперь мы то и дело слышим: один педагог стукнул мальчишку головой об косяк, другой заставил учеников вылизывать языком пол, третий так дал указкой по рукам, что сломал пальцы, четвертый довел до самоубийства…
Вот и в челябинских школах подобные инциденты не исключение. Правда, более или менее широкий резонанс получило пока одно дело. В конце прошлого года учитель истории челябинской школы Наталья С. ударила ученика Диму по голове так, что у ребенка порвалась барабанная перепонка. Мальчику дали инвалидность, его родители решили подать в суд на педагога. (К чести директора школы, учительницу-драчунью сразу же уволили по статье.) Однако это далеко не единственный случай, когда южноуральские учителя не могут совладать с нервами.

НАКАЗЫВАТЬ ЛИ
ЗА РУКОПРИКЛАДСТВО?

После того как в прошлом выпуске «Родительского собрания» мы объявили, что готовы обсудить самые спорные и волнующие вопросы, в редакцию позвонило очень много читателей. Несколько человек рассказали нам как раз-таки о случаях побоев детей в школах. Кто-то, не боясь, представился, кто-то передал информацию анонимно. Если даже часть ее правдива — это ужасно…
Например, в одной челябинской гимназии (ее номер не так давно упоминался в прессе в связи с совершенно другими событиями) учитель начальных классов разбила о голову ребенка… тарелку. «О, она даже треснула от твоего глупого лба!» — эти ее слова ученики потом шепотом передавали родителям. В другой школе педагог, дав мальчишке подзатыльник, заставила его сесть на пол и разложить перед собой книжки. Дело в том, что родители парнишки не смогли сдать деньги на новые парты, поэтому такое наказание и было придумано «умным» педагогом. В третьем учебном заведении недавняя выпускница педвуза головой о доску стукнула не запомнившую правила и сделавшую ошибку девушку.
Собственно, каждый из вас, наверное, вспомнит один-два подобных случая из своей школьной жизни. Количество нервных учителей растет год от года. Как свидетельствует статистика, современные «сеятели разумного, доброго, вечного» отличаются низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей со стажем работы 15 — 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», для молодых специалистов — заболевания неврогенного характера. Можно, конечно, попенять на то, что современные дети совсем не похожи на тех, что были раньше. (Все специалисты отмечают, что нынешнее поколение более свободно и динамично. А с непосредственно ведущими себя детьми и проблем, особенно в послушании, больше.) Однако, во-первых, профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Еще Сухомлинский писал, что это «работа сердца и нервов». А во-вторых, школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье — физическое и психическое — своих учеников во время образовательного процесса. Поэтому за оскорбление, за умаление человеческого достоинства, доброго имени, не говоря уже о причинении вреда здоровью, учитель должен нести ответственность. Правда, сложность всех подобных дел в том, что свидетелями происшествий часто бывают несовершеннолетние дети. Возбудить уголовное дело по факту побоев сложно. Тем не менее в такой ситуации родители должны быть однозначно на стороне своих детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БРАК

Обсудить ситуацию, если возник инцидент, прежде всего необходимо с самим педагогом, на которого пожаловался ребенок. Если решить конфликт (получить хотя бы извинения) самостоятельно не удается, необходимо подключать психологов, администрацию школы и юристов. В данном случае и речи нет о мести учителю. Все дело просто в справедливости. И в заботе о своих сыне или дочери. Ведь неосторожные слова, действия могут вызвать болезненную психическую реакцию у подрастающего человека.
Педагог запросто может стать источником психической травмы ребенка, ударив его. Впрочем, для этого достаточно даже просто неуважительно, несправедливо, предвзято относиться к учащемуся, а также прилюдно высмеять его ответы, поведение, внешний вид, способности. Психологи отмечают, что очень много людей страдает от травм, нанесенных именно учителем. Например, часты случаи, когда причина проблемы неуверенного в себе, чувствующего себя не в своей тарелке человека оказывается родом из детства. Корни низкой самооценки прорастил учитель, который не раз выставлял ребенка на посмешище перед классом или отвешивал подзатыльники. Так что каждому учителю нелишне задать себе вопрос: «А вдруг и из-за меня кто-то так же страдает?» Не надо брать грех на душу — педагогический брак не может радовать никого.

КАК ПОМОЧЬ… ДРАЧУНУ

Прописные истины — то, что профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений, преодоления вспышек гнева. Однако на практике это не всегда получается, что тоже понятно. Большинство учителей очень переживают из-за своей несдержанности. Но вместе с тем педагоги редко обращаются к психологам, воспринимая это как личную проблему, что на самом деле не так.
Врачи-психотерапевты давно уже утверждают, что невроз — это не профессиональное заболевание, а скорее социальное. Просто общение с детьми обостряет данную проблему среди людей этой профессии. Отсюда и повышенная утомляемость, бессонница, нестабильное давление, головные боли и раздражительность. Последняя часто до добра не доводит. А ведь бороться с раздражительностью надо не таблетками и настойками, а по-другому.
Все специалисты единодушны во мнении — учителям нужно учиться отдыхать и восстанавливать силы. Для «разрядки» педагогам советуют читать духовную литературу, и правильно выбирать круг общения.
«Вечерка» советует почитать «Психологические консультации для учителей» М.В. Зюзько, «Воспитание — наука о хороших привычках» С.Кривцовой и Е.Мухаматулиной, «Конфликт — это творчество» Н.Ф. Вишняковой, «Тренинг эмоциональной устойчивости» Е.М. Семеновой.

УПРАЖНЕНИЯ «ОТ НЕРВОВ»

Цель сегодняшней публикации не просто обозначить проблему, а помочь от нее избавиться. «Родительское собрание» возьмет на себя смелость кое-что посоветовать учителям. Помогут в этом рекомендации врачей-психотерапевтов Ларисы Чаловой и Марины Таргаковой. Специалисты утверждают, что поберечь свои нервы, а следовательно, настроение и здоровье учеников можно с помощью приемов релаксации, специальных дыхательных упражнений, техники снятия «мышечных зажимов». Предложенные ниже упражнения и рекомендации тоже помогут с достоинством выйти из конфликтной педагогической ситуации. Кстати, всеми этими советами могут воспользоваться не только учителя, но и родители.

АУТОТРЕНИНГ

Пусть это не покажется вам смешным, но совсем не лишне учителям заниматься самовнушением. Например, таким:
— Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я — учитель.
Помогает — проверено.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Главное правило: прежде чем что-то сделать, подумать, к чему это приведет. При возникновении любой конфликтной ситуации (ученик не слушает вас, хулиганит на уроке, передразнивает, ничего не понимает и так далее и тому подобное) следует помнить:

  • Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, для начала нужно осознать собственные эмоции: «Что я сейчас чувствую?», «Что я хочу сделать?»
  • Важно понять мотивы и причины поступка ребенка: «Почему он так ведет себя, чего хочет добиться?»
  • Далее нужно поставить перед собой педагогическую цель в виде вопроса: «Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то)?» Действие учителя должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
  • Теперь настало время подумать, как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия. Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать? Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

ПРИМЕРЫ

Из любой ситуации учитель должен выходить с достоинством.
Ситуация «КОНТРОЛЬНАЯ». Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто.
Возможный вариант решения. «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вам придется решать эту контрольную работу».
Ситуация «ОПОЗДАНИЕ». Двое мальчиков постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок.
Возможные варианты решения:
— не обращать внимания;
— похвалить за то, что на третий урок они опоздали на целых две минуты меньше, чем на второй;
— устроить несколько «торжественных встреч» (если позволяет урок) с аплодисментами одноклассников.
Ситуация «НАРУШИТЕЛЬ ТИШИНЫ». Урок чтения. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип — это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Когда цель — привлечение внимания, то возможные действия педагога:
— встать рядом с учеником;
— периодически вставлять имя ученика в текст;
— изменять тембр голоса;
— предложить пересесть на «стул размышлений» и так далее.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ СТРЕССЕ

Если учитель испытал стресс, чтобы успокоиться, можно использовать следующие приемы:

  • смочить лоб, виски и руки холодной водой;
  • медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: «Коричневый письменный стол, белые занавески...» Посмотреть в окно, на небо;
  • набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях;
  • представить себя в приятной обстановке: в саду, на даче...

Раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

 

«Родительское собрание» выходит два раза в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Автор рубрики
Светлана ШЛЫКОВА

Тел. 263-06-67
E-mail: svetlana@vecherka.uu.ru

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»