Меню

Что мы знаем о дзюдо?

20.08.2014 09:12 62 (11774)


Сегодня мало кто уже помнит о том, что стремительный бум популярности японской борьбы дзюдо в России много лет назад самым удивительным образом совпал с выходом на отечественные экраны черно-белого художественного фильма, режиссерского дебюта выдающегося японского мастера кино Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Премьера в Японии — 29 мая 1965 года (Токио), в СССР — 16 января 1967 года (Москва)

Этот фильм — подлинная «легенда о реальности» — впервые рассказал советской молодежи о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века. Мальчишками мы по многу раз смотрели это увлекательнейшее кино. А затем под впечатлением от увиденного брали штурмом первые, еще немногочисленные в Челябинске, спортивные секции этого экзотического тогда восточного единоборства. При этом мы даже не сомневались в том, что именно за популяризацию дзюдо в России 12 марта 1991 года президент СССР наградил Акиру Куросаву орденом Дружбы народов. Так как именно благодаря этому удивительному фильму многие мои сверстники посвятили свою жизнь дзюдо, найдя в нем не только самое совершенное боевое искусство, но и свой путь к гармонии и духовному совершенству. Именно с фильма Куросавы у многих из нас возник непреходящий и стойкий интерес к культуре, истории, философии и эстетике Японии. Первые фотокопии учебных пособий по дзюдо, джиу-джитсу и карате по нашим заказам в Союз контрабандно завозили по нелегальным дипломатическим и торгфлотовским каналам. А затем уже юные адепты и фанатики восточных единоборств пытались самостоятельно освоить, по картинкам, эти таинства и премудрости во дворах и подвалах своих хрущевок…

 
 
И уж совсем мало кто знает, что первый фильм великого Куросавы «Гений дзюдо» является всего лишь талантливой экранизацией великого исторического произведения Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Но ни на русский, ни на английский язык эта книга, говорят, до сих пор не переведена. Есть перевод на португальский язык, и, похоже, он на сегодня единственный в Европе. А жаль. Потому что книга о великом гении дзюдо является уникальным историческим документом той эпохи. Дело в том, что Цунэо Тамита был не только очень известным писателем своего времени, но и сыном Томита Цунэдзиро, его настоящая фамилия — Ямада. И он был первым учеником у основателя дзюдо Дзигоро Кано. Его имя находится на первой линии книги учеников Кодокана. А Институт Кодокан — «Дом изучения Пути» — в Токио все еще является руководящей организацией мира дзюдо. Напомню, что Институт Кодокан был основан Дзигоро Кано, создателем дзюдо, в 1882 году. К тому же Томита Цунэдзиро и Сиро Сайго — прообраз Сугато Сансиро — стали первыми обладателями мастерских черных поясов в истории дзюдо. Великий Томита был известен как один из «Четырех Королей Кодокана» за свои достижения в соревнованиях против школ дзюдзюцу во времена образования Кодокана. И все это разворачивалось на глазах Цунэо Томиты, который посвятил свою книгу отцу и его друзьям…

Томита мастерски описал в своей книге, как по мере того, как росло число учеников Дзигоро Кано, по Токио поползли тревожные слухи о каком-то странном новом «дзюдо», пошли пересуды об «университетском дзюдо» и даже о «профессоре дзюдо». Большой интерес они вызвали в кругах образования и политики, но особенно пристальное внимание привлекли со стороны мастеров дзюдзюцу. Начал разгораться костер скандала. «Какая дерзость! — говорили дзюдзюцуисты. — Этот Кано прозанимался дзюдзюцу всего пять лет и уже осмеливается называть свою школу «дзюдо»! Уж не знаем, каков уровень этого неспелого «университетского дзюдо», но надо все-таки испытать его...»

А мы сегодня, не задумываясь даже, признавая в целом значение и роль дзюдо в современной мировой культуре и историческом процессе, в то же самое время не предпринимаем очевиднейших попыток действительно проникнуть в сложный мир дзюдо. Понять его потаенную сущность. И конечно же, его национальные и исторические корни. Для начала хотя бы перевести на русский язык книжку Цунэо Томиты…

В сентябре военного 1942 года вся Япония зачитывалась повестью «Сугата Сансиро» уже известного автора приключенческих повестей Томиты Цунэо. Ее читали рабочие и клерки, школьники и старики, не говоря уже о многочисленных последователях будо, которым она и была в первую очередь адресована. В книжных магазинах повесть буквально сметали. Книгоиздатели из фирмы «Киндзё» были на седьмом небе от неожиданно привалившей удачи. Как выяснилось чуть позже, сюжет повести, ее герой и отстаиваемые им моральные ценности оказались привлекательны и актуальны не только для жителей милитаристской Японии, но и для массового мирового зрителя. Киноверсия романа и его многочисленные ремейки триумфально разошлись по всей планете.

Тем не менее сегодня очень немногие в России — стране, проводящей чемпионат мира по дзюдо, — знают, что вся повесть «Сугато Сансиро», в отличие от двухсерийного фильма «Гений дзюдо», состоит из четырех больших частей. В центре первой части повествования — мастерски описанная борьба между дзюдо Кодокан и старыми школами дзюдзюцу.

Во второй части Томита рассказывает о борьбе Сугаты с представителями иных видов рукопашного боя. И основная тема этой части — противостояние дзюдо и систем с преобладанием ударной техники: карате и бокса. Надо ли говорить, что споры о том, какая из техник — ударная или бросковая — более эффективна,  не прекращаются до сегодняшних дней…

Третья часть повести посвящена рассмотрению возможностей дзюдо в схватке с противниками, вооруженными холодным оружием. Естественно, что речь идет уже не о соревновательных схватках, а о боях не на жизнь, а на смерть. По сюжету романа после участия в поединках с каратистом и боксером Сугата Сансиро уходит из Кодокана, так как считает, что нарушил святую клятву — не вступать в схватки с представителями других школ без разрешения наставника, и начинает новую жизнь — жизнь рикши. Он не стремится к борьбе, но то и дело оказывается втянутым в противостояние с коварными врагами…

В четвертой, заключительной части повести Сансиро сталкивается с двумя новыми врагами. Первый — эксцентричный Санка Томэсаку с демонической внешностью, в совершенстве владеющий стрельбой отравленными иглами из трубки фукибари. Второй — Цукуи Дзёсукэ, одаренный борец дзюдзюцу и ученик Хигаки Гэн-носукэ, ставшего верным другом Сугаты. Томэсаку, оставаясь в романе реалистичным образом, одновременно описывается как паук-оборотень, и бой с ним похож на схватку с привидением. Цукуи же изображен мастером, превосходящим по уровню мастерства Хигаки Гэнносукэ. Он выступает в качестве представителя дзюдзюцу Западной Японии. В определенном смысле он — копия самого Сансиро. Апогей противостояния между Сугатой Сансиро и Цукуи Дзёсукэ — поединок в зале Бутокудэн в Киото. Он изображен как решающий бой между дзюдо и дзюдзюцу, который наконец должен расставить все точки над «ё». И Сансиро, естественно, выходит из него победителем.

Вот таково вкратце содержание нашумевшей книги Томиты Цунэо. Книги, о существовании которой мы до сих пор даже не догадываемся…