Меню

ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ

13.01.2006 00:00 5 (10393)
13 сентября 2006 года Челябинску исполнится 270 лет. Не очень круглая дата, но с нулем. Это впечатляет. «Вечерка» решила поздравить родной город с юбилеем новым проектом «ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ», котор...


13 сентября 2006 года Челябинску исполнится 270 лет. Не очень круглая дата, но с нулем. Это впечатляет. «Вечерка» решила поздравить родной город с юбилеем новым проектом «ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ», который продлится до самого дня рождения. У нас уже есть два постоянных автора – краеведы Анна ПОТЕРПЕЕВА
и Александр МОИСЕЕВ. Анна Ивановна будет вести рубрику «ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА» — о тех, кто издавал законы, строил и укреплял наш город, ковал ему славу. Александр Павлович — вести экскурсию по знаменитым и, напротив, мало известным нам уголкам Челябинска. А вам, дорогие читатели, мы предлагаем присоединиться к двум знатокам столицы Южного Урала и поздравить родной город своими воспоминаниями о его славных людях, традициях, значительных событиях. Короткие рассказики присылайте по адресу: 454080, Свердловский проспект, 60, 6-й этаж, приемная «ВЧ» или на электронную почту simakova@vecherka.uu.ru
Самые интересные истории станут украшением нашего проекта.

 

УГЛЫ ЧЕЛЯБЫ

ОСНОВАТЕЛИ В БРОНЗЕ

Название этой рубрики, наверное, понятно. Городские углы пошли с тех стародавних времен, когда Русь стала богата городами. Они обносились крепостными стенами, и горожане селились по углам. Потом, когда в крепостях нужда отпала, «углы» так и остались в городском обиходе на века. Городской угол может быть поселком, бывшим и здравствующим, кварталом, улицей, частью ее и даже отдельным зданием, которое обликом и историей своей примечательно.

Отправимся же на экскурсию по городским углам, пытливо, заинтересованно вглядываясь в их прошлое и настоящее. Начнем с угла, откуда пошел город. Это предмостье на улице Кирова. Сегодня там поставлен памятный столб. Раньше на том месте были северные ворота крепости. Руководил закладкой крепости полковник Тевкелев, помощник начальника Оренбургской экспедиции. До по-
следних десятилетий личность основателя Челябинска была окутана легендами. На сегодня известно, что Тевкелев — реальное лицо, вошедшее в городскую энциклопедию. А в башкирскую даже включены статьи о династии Тевкелевых, потомках основателя нашего города. Выглядел он примерно так, как отлили его в бронзе у памятного столба. Офицер в форме постпетровских времен явно ордынского типа. Вот уж где высказывание одного из именитых острословов позапрошлого века уместно: «Взгляни в лицо любого русака и увидишь: в нем прячется лицо татарина».
Думается, в четверке основателей крепости вкруг памятного столба — офицер, казак с пикой, мужик-строитель с пилой, башкир с плетью-камчой — последний также имеет конкретный прообраз. Это тархан Таймас Шаимов — глава зауральских каратабынцев (одного из самых крупных башкирских племенных объединений). Никто, как он — один из местных башкирских старшин, не помогал так властям во времена становления Оренбургского края. Почти все крепости в Исетской провинции, и Челяба тоже, поставлены на землях каратабынцев. Надо думать, именно он указал Тевкелеву удобное место в урочище Челяби-карагай при переправе через Миасс. По преданию потомков тархана дом его — кош — стоял там, где сейчас находится здание геологического музея. Этот старинный дом станет предметом нашей следующей экскурсии.

Александр МОИСЕЕВ.
ФОТО ОЛЕГА КАРГАПОЛОВА

НАША ПАМЯТЬ

ПРОГУЛКИ МОЕГО ДЕТСТВА

Сегодня мы публикуем первое послание наших читателей. Участница многих редакционных конкурсов Мира Константиновна Скворцова вспоминает Челябинск своего детства. Город начала ХХ века.

В Челябинске живут уже семь поколений моей семьи. Здесь жил мой прадед — Яков Никонович Семеин, родилась моя бабушка — Елена Яковлевна Сальникова. И отец мой, Константин Александрович Ильин, был коренным челябинцем. Вот и я доживаю здесь восьмой десяток лет. Мой сын, внучки, правнучка тоже не покидают родную уральскую землю. Челябинск современной эпохи принадлежит им. Я же храню в памяти Челябинск моего детства — Челябинск начала XX века. Ярко живут во мне и рассказы бабушки Елены о былом, и прогулки с ней по памятным для нее местам города.
Идя за покупками, бабушка частенько брала меня с собой. Одежду, обувь и всевозможные вещи для семьи бабушка покупала в престижных магазинах Челябинска: торговом доме купца Валеева (ныне в этом здании магазин «Молодежная мода»), пассаже братьев Яушевых (вот уже много лет в его стенах располагается областная картинная галерея).
Мне было лет шесть, но помню все, как будто это случилось вчера. По большой с мраморными ступенями лестнице, держась за полированные черные перила, мы с бабушкой поднимаемся на 2-й этаж магазина Валеева. Нас встречает человек из обслуги. Сначала будущим покупателям любезно предлагают присесть. Завязывается непринужденный разговор. Вдруг бабушка просит меня прочесть стихи. Я ничуть не смущаюсь, декламирую с удовольствием и получаю в награду конфеты. Потом бабушка выбирает товар.
Хорошо помню множество самых разных отделов в магазине Валеева, торгующих платьем, тканями, посудой и прочими товарами, которые привозили не только со всех концов России, но и из Европы. Духи, шляпы, корсеты, перчатки и прочие аксессуары для дам поставлялись из самой Франции. Под Рождество и Новый год к покупке давали подарок — открытку с поздравлением или отрывной календарь на будущий год.
А в пассаж купцов Яушевых горожане шли покупать ткани — мануфактуру, как тогда говорили. Ситцы, шелка, атласы, плис, сукно — там можно было найти все, что душа пожелает.
Покупателей Челябинска начала прошлого века впечатлял интерьер здания: просторные высокие торговые залы с потолочной лепниной, огромные окна. А еще всех поражала подъемная машина, то есть лифт, поднимающий и опускающий габаритные тюки тканей на 2-й этаж и обратно.
В галантерейном отделе принимали заказы на изготовление столового и постельного белья. Помню, как оформляющей заказ бабушке предложили украсить белье модными тогда монограммами. На пике моды у хозяек были в те времена и кружевные подзоры. Пошив и отделку ручной работы для клиентов магазина Яушевых выполняли монахини из женского монастыря (находился недалеко, на улице Большой, ныне на этом месте областная администрация на ул. Цвиллинга).
В пассаже у братьев Яушевых можно было купить не только ткани. Дверь в левой стороне фасада (сохранилась до сих пор) вела в гастрономический отдел. Я глаз не могла оторвать от витрины гастронома, выходящей на улицу Сибирскую (ныне — Труда). Это был такой аппетитный натюрморт: ярко-красные куски рубленой говядины, бело-розовый нежный свиной окорок, сверкающая глянцем свежая рыба, золотистые головки сыров... Это были не муляжи. Бабушка мне говорила, что зазывный набор в витрине обновляют каждое утро.
Меняются эпохи, летят годы, а эти дома и сегодня стоят, украшая историческую часть Челябинска. Они не сравнимы ни с какими другими зданиями по красоте. Я часто приезжаю в центр города, чтобы просто на них полюбоваться. Вот только жаль, что после реконструкции магазина «Молодежная мода» с фронтона здания исчезла вывеска «Торговый дом Валеева», напоминающая молодым поколениям и гостям города об истории появления элитного дома. Ну а здание нынешней картинной галереи и вовсе хранит тайну: кем, когда и зачем оно было возведено — об этом не знают многие.
Так кто же мы сегодня? «Иваны, не помнящие родства», забывшие свои корни, похоронившие память о знаменитых предках-земляках, чье дело стало вехой в развитии торгового дела в Челябинске, жизни горожан? Разве не достойны исторические здания нашего города большего внимания потомков, а их бывшие владельцы — признания заслуг?

Мира СКВОРЦОВА.

ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

ПО ВОЛЕ ЖЕНЩИНЫ

Челябинск родился в блестящий восемнадцатый век. Впитал в себя ауру своего времени и психологию громадных экспериментов, энергию невероятных людей, событий, дел. А ведь это был век торжества правящих женщин. Прецедент — царевна Софья, страстная преобразовательница, по темпераменту не уступавшая братцу Петру. Затем Екатерина I, супруга великого Петра, Анна Иоанновна, его племянница, Елизавета Петровна, дочь родная, «искра Петра». Наконец, великая Екатерина. Челябинск нес в себе дух этих царственных женщин. А судьбу нашего города определила вся сложность и значимость воли Анны Иоанновны.

Обычно говорили: Челябинск построен деятелями Оренбургской экспедиции по воле Петра I. Об Анне Иоанновне историки вспоминать не любят. Но ведь именно она сколотила эту новую творческую элиту гениальных бюрократов, вдохновила их и отправила на подвиг — обустраивать юго-восточное пограничье империи с традицией тысячелетней войны народов. Она руководила, требовала регулярных отчетов, понуждала, советовала, была в курсе всех дел.
Присмотримся к героине. Почему племянница Петра Первого на престоле? Рок висел над семейством великого императора. Шесть девочек осталось после Петра I и один мальчик, сын его казненного наследника Алексея, тоже Петр. Придворная камарилья гудела вокруг единственного наследника. Бесились многочисленные князья Долгоруковы, знатнейшие Рюриковичи — пращур Юрий основал Москву. Увлекли царевича в забавы, хотели женить на сестре Ивана Долгорукова. Цесаревну Елизавету хотели заточить в монастырь. Меншикова — в Сибирь. Но юный Петр внезапно умирает от оспы. И зовут герцогиню Курляндскую на трон российский. Но чтобы не дать воли Анне Иоанновне, составляют «кондиции» — восемь условий царствования. Составлял и утверждал их также Василий Татищев, крестный отец построенного спустя шесть лет Челябинска.
Проклятая бумага, гласившая: «в супружество не вступать, наследников при себе не иметь», «по воле своей войны не начинать, мир не заключать, подати не вводить, в знатные чины не вводить, гвардию не подчинять». И совсем бесстыдно: «А буде чего не исполнено, то лишена будет короны российской». Издевательство неслыханное над идеей мощной центральной государственной власти. Старая боярская аристократия решила: женщиной на троне будет управлять легко.
15 февраля 1730 года Анна торжественно въезжает в Москву. Тревога в сердце. Как править? Знала: могучие потоки дел Петра замерзали. Целых пять лет хозяйством не управляли. Империя рушилась. Грабили, крали. Подати выбивались под штыком армии. Целые деревни убегали кто куда.
Историки искажали облик Анны. Глупая. Невежественная. Принесла с собой засилье немцев. Презрела национальные интересы. Тупая и злобная бабища. Но ведь это говорит графиня Шереметева, супруга того же Ивана Долгорукова. Долгоруковы, которые хотели поиграть российской короной.
А что, например, говорит о царице Анне тот же Татищев, строитель Челябинска? «Персона есть она женская. К трудам неудобна. Паче же того ей и знание законов недостает». Но спустя всего четыре года Анна Иоанновна будет четко, регулярно требовать с того же Татищева подробного отчета, как идет хозяйственное обустройство Урала, особенно у нас. И Татищев будет стараться. А Кирилов (обер-секретарь сената) будет энергично договариваться с ханом Абулхаиром Младшего кайсацкого жуза о строительстве Оренбурга (1735 год). Начальники в Мензелинске договариваются о строительстве Исетской линии, где главной крепостью будет Челябинск. Бушуют башкирские восстания. Феодалы-тарханы поднимают вотчинников отложиться от России. Втягивают в противостояние прежде всего должников и молодежь.
Исетская линия должна была защитить заводы Среднего Урала от набегов. Татищев организует на строительство крестьян неробких «крайних сибирских слобод» Теченской, Багаряка, где «всяк не хуже казака». Семьи у крестьян большие, боевые: женки, дети, внуки, братья, племянники. Пушкари, воротники, драгуны, русские, юртовые татары, даже шведы. Живут, уважая обычаи друг друга. Уже носится в воздухе: Челябинск будет столицей целого громадного региона — Исетской провинции. А Татищев — талантливейший администратор и дипломат — умело притягивает к рудоискательству башкир. Год 1735. На реке Кушве найдена гора из сливного, «одним комком», железняка. С глубоким почтением Татищев пишет требовательной императрице: «Гора такова, что во многие годы до дна не дойдем... Назвали мы оную гору Благодать. Великое сокровище на счастие Вашего Величества». Улавливаете? Имя Анна в переводе «благодать». И подпись Татищев ставит: «Нижайший раб Ваш...» Он уже признает рачительную хозяйку России, смело вставшую в центр русской судьбы.

Анна ПОТЕРПЕЕВА.

Продолжение в следующем номере.

Ведущая проекта Светлана СИМАКОВА.