ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БОГИНИ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВА
ФОТОГРАФИИ УРАЛЬСКИХ КРАСАВИЦ ПОКОРЯЮТ МИР
Татьяна МАРЬИНА
Фото Олега КАРГАПОЛОВА
Вчера мир отмечал день рождения фотографии. Именно в этот день, 9 января 1839 года, во Французской академии наук было впервые представлено изобретение художника Дагера — дагерротип — то самое неисчезающее изображение. С тех пор чего только не придумано, остановить мгновенье не пытаются разве что младенцы. Но искусство художественной фотографии — по-прежнему удел немногих. В нашем городе есть мастер, чьи фотографии знают во многих странах мира, на всех континентах. Это фотокорреспондент «Вечерки» Сергей Васильев — единственный в мире фотограф, в коллекции которого сразу пять самых престижных фотографических наград «Золотой глаз».
Одна из последних его работ — большой настенный календарь на 2006 год, который издан в Польше. Любопытно, что издательство заказало автору исключительно черно-белые фотографии с изображением обнаженных моделей — то, что он умеет делать как никто другой. Неслучайно, что четыре награды «Золотой глаз» он получил именно за свою влюбленность в женскую красоту.
Издание стильное, элитарное. Здесь нет привычной для западных альбомов яркости, глянцевой нарядности, тем более плейбоевской пошлости и надуманности. Лаконичные по тону фотографии живописны и чувственны. Раздетость не шокирует, а притягивает. Любуешься красотой женского тела, спокойствием и изысканностью поз, «говорящей» глубиной задумчивых глаз. Не женщины — богини! А нашел их фотограф где-то рядом, в наших краях — Челябинске, Чебаркуле, Златоусте…
«Ваши фотографии не забываются, — читаю в письме от издательства, присланном вместе с авторским экземпляром календаря. — Мы сотрудничаем с фотографами всех стран мира, но таких фотографий, как ваши, нигде не нашли». А еще чаще о снимках Васильева говорят так: «Вы снимаете не глазами, а сердцем…»
Казалось бы, все мы так или иначе имеем отношение к Всемирному дню фотографии. Сейчас трудно найти человека, который хотя бы раз не попробовал сделать красивый снимок на память. Все вроде просто — а не получается… О делах «сердечных» и других тонкостях фотографического искусства захотелось расспросить самого автора, известного мастера фотографии Сергея Григорьевича Васильева.
— Чтобы получился хороший кадр, художественный снимок, разве не достаточно выбрать красивую модель?
— Фотомодель может быть любой. Я снимаю не обязательно стройных и молодых. Среди моих натурщиц есть и полные, и пожилые женщины. Каждая из них красива по-своему. Просто нужно увидеть эту красоту и выразить в кадре свое отношение к модели. По-настоящему хороший снимок можно сделать только в состоянии влюбленности.
— Она возникает в процессе? На уровне слов или импульсов?
— Можно работать и без слов. Но взаимные импульсы, доверие нужны обязательно. Иначе съемка просто не идет. Если же внутренняя связь установилась, тогда все получается легко, без напряжения. Я никогда не ограничиваю человека в действиях. Задаю место, обязательно придумываю отдельные сюжеты, иногда и позу. Однако строго следовать моим советам и пожеланиям не заставляю. Просто наблюдаю, как двигается модель, как улыбается, слежу за изгибами тела, поворотом головы, случайно брошенными взглядами. Главное — поймать настроение, свет и движение.
— Это для фотографа. А для обнаженной женщины главное, наверно, — справиться со смущением?
— Когда соглашаешься позировать, знаешь, на что идешь. Многие из тех, кого я снимал, сами очень хотели запечатлеть себя в обнаженном виде на память. Некоторым сейчас под пятьдесят. Фотография — лучший способ сохранить красоту и молодость. На самом деле работа с обнаженной натурой особенно деликатна. Она требует особой концентрации сил, внимания, нравственного и творческого такта. А еще это очень помогает в повседневной работе: воспитывает автора, учит, как надо относиться к объекту съемки. В творческой фотографии главное — умение видеть. Оно либо есть в человеке, либо его нет. К официальным, событийным съемкам у меня другой подход. Не обязательно отснять все, что происходит. Ищу детали (на первый взгляд, второстепенные), которые могли бы подчеркнуть суть происходящего, атмосферу. К примеру, состоялась встреча губернатора области с послом Америки. Документальный момент, для газеты подходящий, я отснял. Но чувствовал, что нет кадра, который бы привлек внимание читателя, притянул к себе взгляд. В самый последний момент встречи, когда Петр Иванович уже прощался с послом, я дождался своего кадра.
— Деревья, природу фотографировать проще?
— Не совсем так. Красоту момента надо тоже увидеть. Я вырос на природе и чувствую ее, быть может, несколько иначе, чем горожанин. Бывает, люди едва выберутся за пределы города, увидят первые деревья, травку — уже начинают восхищаться. Конечно, это тоже красиво, но из всего многообразия надо что-то отобрать, чтобы на фотографии понравившийся сюжет смотрелся живописно, картинно, привлекательно.
— Вы всю жизнь занимаетесь фотографией. Не устали?
— В своем творчестве я никогда не испытывал усталости. Наоборот. Если чувствую себя неуютно, устаю физически или просто хочу отвлечься от будничных, тягостных моментов жизни, беру в руки фотоаппарат и иду искать сюжеты. Не обязательно на природе, даже просто гуляя по городу. Мысли направляются в другое русло, расслабляешься. В этом отрешенном состоянии отдыхаю. Мне очень интересно наблюдать за людьми. У нас в городе много красивой молодежи, детей. Очень красивые старики. Недавно я даже сделал подборку для нового альбома — «Лица». Не знаю, как к этому отнесется составитель, но мне идея нравится.
…За 45 лет занятий фотографией у Сергея Григорьевича скопился огромный фотоархив. Это — история Челябинска, его люди, знаменитости, которые бывали в нашем городе. Снимки Васильева, однажды увиденные, действительно не забываются. В свое время его приглашали работать в «Известия», как театральному фотохудожнику обещали двойные оклады в Петербурге. Даже невесту с квартирой нашли… Так и не поехал никуда. И, как показывает жизнь, оказался прав: челябинские фотографии востребованы всюду. В портфолио Васильева — около 300 зарубежных изданий, не говоря о публикациях в прессе. Его находят самым невероятным образом, по неведомым ему самому каналам. Звонят, шлют факсы, делают неожиданные заказы. Сейчас в Лондоне, например, готовится к выходу новый красочный альбом, включающий 100 фотографий челябинского мастера.
У мэтра Васильева есть все: любимое дело, известность, огромное количество творческих планов, от которых дух захватывает. И уж точно нет одного — звездности. Он каждый день, без опозданий, приходит на работу в «Вечерку», выполняет редакционные задания, встречается с людьми. И как настоящий Мастер понимает, что работа в ежедневной газете помогает сохранить творческую форму и особый дар — «останавливать» самые потрясающие моменты жизни.
КСТАТИ
45 лет тому назад
На днях свой день рождения отметил Челябинский фотоклуб. Он был основан в самом конце 1959 года. Активной же деятельностью клуб стал заниматься с начала 1969 года.
Первым председателем стал журналист Евгений Ткаченко — ныне собкор ИТАР-ТАСС. Фотоклуб создавался при редакции «Челябинского рабочего», а среди первых его участников были Владимир Белковский, Юрий Теуш, Аркадий Ходов, Юрий Рожков, Георгий Шнякин, Ефим Мондрусов, Игорь Викторов. Долгое время они собирались в старинном особняке на улице Коммуны (сейчас это Дом ученых), там тогда находилась редакция. Потом, уже в Доме печати, встречи проводились в лаборатории Михаила Петрова. А когда была создана газета «Вечерний Челябинск», в фотоклуб пришел и наш корреспондент Сергей Васильев.
Практически сразу после своего создания клуб стал принимать участие в различных выставках и получать самые престижные премии.
Ольга ВОЛКОВА.