Меню

Все работали на победу

13.05.2015 12:47 36 (11847)
В газете «Вечерний Челябинск» продолжается акция, посвященная 70-летию Великой Победы
Все работали на победу


Валентина Ивановна Запитецкая хорошо помнит войну. Помнит, как вместе со сверстниками трудилась на колхозном поле, чтобы обеспечить продовольствием Красную армию. Помнит, как пекли черные блины в неурожайный 1943 год. Помнит, как в мороз ходили в школу в соседнюю деревню. Они, дети войны, рано стали взрослыми.
Битва в тылу
С первых дней войны Валентина начала работать в поле. Летом 1941-го убирала чечевицу. Было ей в то время девять с половиной лет.
— До войны наша деревня Носово в Татарстане считалась богатой, — рассказывает Валентина Ивановна. — В колхозном хозяйстве было много скота, лошадей, большое поле, засеянное зерновыми культурами. Местные жители занимались пчеловодством, разводили карпов, построили мельницу.
В начале войны сорок мужчин из нашей деревни ушли на фронт. Среди них и мой отец, Иван Александрович Фадеев. Он погиб в декабре 1941-го под Ленинградом, в городе Пушкино. Ему было всего 32 года. Домой вернулись всего восемь человек, из них три инвалида.

Вся тяжесть деревенского труда легла на плечи женщин, стариков, детей. В колхозе трудились все от мала до велика. Даже 92-летний дед Валентины охранял в лесу пчельник. Основная нагрузка пришлась на долю женщин. Они заменили в колхозе ушедших на фронт мужей и сыновей. Пришлось взвалить на себя все тяготы крестьянского труда и при этом успевать заботиться о детях. Трудились честно и добросовестно, помогая фронту. Работали от рассвета до заката, практически ничего не получая за свой труд.

— Моя мать работала пчеловодом. Пчельник находился в лесу, в нескольких километрах от деревни, — продолжает наша собеседница. — Мама вставала до зари, чтобы успеть растопить печь, приготовить пищу и накормить детей, напоить скот, выгнать его в стадо. Домой она возвращалась поздно, очень усталая. Зимой мама работала на ферме телятницей и одновременно подрабатывала уборщицей в школе. Просыпалась в пять утра, шла в школу, растапливала печь, чтобы к началу уроков в классах было тепло. За работу в школе получала четыре килограмма муки в месяц.

Дети и старики работали в поле, выпалывали сорняки, вручную, без перчаток, очищали посевы от колючего осота и полыни. Особенно тяжелой была работа на обмолоте зерновых, которую тоже выполняли школьники.

— Многие не выдерживали непосильного труда. Моя подруга, с которой мы работали в паре, умерла. Она была на год младше меня, — вспоминает Валентина Ивановна. — Я тоже едва не умерла. Но бабушка Мария Перфирьевна выходила меня народными средствами. Она была целительницей, лечила людей. Летом пекла хлеб для колхоза, сепарировала молоко для всей деревни, а по ночам караулила деревню от пожаров.

Детям приходилось много трудиться и на личном подворье. Подсобное хозяйство спасало от голода. У нас была корова, овцы, свинья, куры, на 25 сотках выращивали картофель — главный продукт в деревне. Корм для скота заготавливали в непогоду, когда не нужно было идти в поле.
Сокращенный учебный год
Валентина Ивановна отчетливо помнит трудный, неурожайный 1943 год. Тогда не успели убрать картофель с поля. Колхозники выживали на молоке и конском щавеле. А весной выкапывали мороженую картошку и пекли блины. Они были черными, но спасали от голода.

— Несмотря на все трудности, в деревне не было воровства, — говорит наша собеседница. — Помню единственный случай. Мальчик-подросток 12 лет принес в кармане горох с колхозного поля для малолетнего брата и сестренки. Семья жила очень бедно, мама постоянно болела. Однако мальчика вскоре арестовали, увезли в район. В деревне его больше не видели.

Во время войны деревенские школьники не только работали. Они продолжали учиться. Только учебный год начинался 1 октября, а заканчивался 1 мая. Школа-семилетка была одна на несколько деревень. Располагалась в бывшем помещичьем доме.

— Перед войной у нас открыли начальную школу. Чтобы продолжать учебу, пришлось ходить в другую деревню, — рассказывает Валентина Ивановна. — И в дождь, и в холод шли пешком, за четыре километра от дома. В здании школы-семилетки разместился детский дом, в котором жили дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. На уроки эти ребята ходили вместе с нами, и мы многому у них научились.

Многие дети, с малых лет закаленные крестьянским трудом, смогли добиться успеха в жизни, вырасти уважаемыми людьми. Одно огорчает ветерана: по закону тружениками тыла считаются только те, кто родился до 31 декабря 1931 года. Участники трудового фронта младшего возраста не имеют официального признания и соответствующих социальных льгот.
«Коммунарский» порох

…Окончив школу-семилетку, Валентина поступила в Казанский химико-технологический техникум.
— Помню, студентов отправили на уборку картошки. А осень выдалась холодная. Поселили нас в телятниках. Такие суровые условия выдержали не все. Некоторые сбежали. Их сразу исключили из техникума, — рассказывает Запитецкая. — А мне с любыми трудностями справляться помогала деревенская закалка.
В техникуме Валентина стала комсоргом, занималась спортом — бегала на лыжах, играла в баскетбол. Успешно окончив учебное заведение, девушка по распределению поехала в Куйбышев (ныне Самара), на оборонный завод «Коммунар», эвакуированный во время войны из Ленинграда. Вскоре Валентина поступила на заочное отделение Московского политехнического института. Училась и работала. Сначала мастером, потом — заместителем начальника цеха, старшим технологом, в дальнейшем четверть века была заместителем директора завода по спецрежиму, главным инспектором по производству. Немало усилий приложила Валентина Ивановна для улучшения условий труда рабочих. Например, портянки с галошами предложила заменить на удобные бурки, внедрила респираторы на производстве пороховых зарядов, была инициатором других мероприятий по охране труда.

Когда вышла на пенсию, стала писать книги. Первую, «Порох дымный», посвятила утерянной технологии производства пороха. За этот труд получила медаль имени Бахирева. Вторую посвятила родному предприятию — рассказала о судьбах людей, работавших на строительстве и реконструкции завода. Валентина Запитецкая — автор книг о здоровом образе жизни. «Восхождение к здоровью», «Возрождение нравственности» — эти сборники издает на свои личные средства.
На пенсии жизнь только начинается
А 15 лет назад Валентина Ивановна вышла замуж за полковника в отставке. С Александром Матвеевичем Игошиным они познакомились в юности в Казани. Она — студентка техникума, он — выпускник летного училища. Но их пути разошлись на несколько десятилетий. Александра направили в Челябинск, потом он поступил в Харьковскую летную академию, женился. Валентина тоже вышла замуж.
После демобилизации из армии в звании полковника Александр Матвеевич вернулся в Челябинск. Долгое время ухаживал за тяжело больной женой. После ее смерти разыскал Валентину и сделал предложение.

— Мы теперь живем на два дома, — улыбается Валентина Ивановна. — Зимой — в Челябинске: здесь у мужа сын, внук и правнук, а летом перебираемся на Волгу, ко мне в Самару, где у меня сын и внук.

…От той деревни, где прошло детство Валентины, не осталось и следа. Такая же участь постигла и многие соседние селения.
— Мальчики вырастали, уходили в армию, а потом ехали на стройки страны — в Тольятти, на Куйбышевскую электростанцию, на освоение Севера. Те, кто заканчивал техникумы и институты, уезжали работать по распределению.

А в деревню пришла новая беда, — хмурится наша собеседница. — Повзрослевшие дети, которые остались на родине, пристрастились к курению, алкоголю. Забыли о хозяйстве. А ведь до войны деревенские жители вредными привычками не страдали. Слабую бражку употребляли один раз в году — в престольный праздник, на Покров. И без дела люди никогда не сидели. Потому и средняя продолжительность жизни в моей деревне была 90 лет. Моя прабабушка, например, прожила 103 года, бабушка и дедушка дожили до 94 лет.