Меню

Петр Храмцов: Мы смотрели смерти в лицо

08.05.2015 12:13 35 (11846)
Уже сегодня воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны — на вес золота. И с каждым годом эти встречи, рассказы из первых уст становятся все ценнее, ведь поколение победителей уходит. Остаются только их имена, память о их подвигах, их героизм.
Петр Храмцов: Мы смотрели смерти в лицо


Уже сегодня воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны — на вес золота. И с каждым годом эти встречи, рассказы из первых уст становятся все ценнее, ведь поколение победителей уходит. Остаются только их имена, память о их подвигах, их героизм.

 
 
 
 
Только вот сами участники Великой Отечественной войны героями себя не считают. Все как один утверждают: делали то, что должны были. Ведь кому, если не им, защищать страну, семьи. Они сражались не просто за Родину — они бились и гибли за свободу, за будущее своих детей, за мир.

И многие из них не любят вспоминать те страшные года — уж слишком это больно, но память все-таки бережно хранит имена погибших друзей, пропавших без вести сослуживцев, искалеченные судьбы. И всякий раз рассказы ветеранов Великой Отечественной войны стирают все временные и пространственные границы. Их воспоминания стоят того, чтобы слушать, делать выводы, учиться жизни.

— Уходили мы на войну юношами, а те, кому повезло выжить, вернулись возмужавшими, сильными духом, не раз смотревшими в лицо смерти мужчинами, — заметил ветеран Великой Отечественной войны Петр Васильевич Храмцов.
Когда началась война, ему был всего 17 лет. Как и все, мечтал учиться, работать, но судьба вчерашних школьников распорядилась иначе: кто-то сразу со школьной скамьи ушел на фронт, а кто-то встал к заводским станкам.

Юный Петр Храмцов в годы войны сначала трудился на Копейском оборонном заводе, который выпускал снаряды и бомбы для фронта. А в октябре 1942 года получил повестку в армию.
— Меня направили в запасной артиллерийский полк под Чебаркулем, — вспоминает Петр Васильевич. — Там проходила подготовка корректировщиков стрельбы с закрытых позиций. А в 1943 году меня направили на фронт. В составе 396-й отдельной артиллерийской бригады 39-й гвардейской дивизии 1-го Белорусского фронта принимал участие в боях по освобождению городов и сел Советского Союза, Белоруссии, Польши.

Петр Храмцов прошел нелегкий боевой путь. Пришлось освоить станковый крупнокалиберный пулемет ДШК, был топографом, наводчиком, командиром отделения автоматчиков, командиром пулеметного расчета, помощником командира взвода.
Ветеран вспоминает, как участвовал в боях под Минском, близ города Орш.

— К тому времени Красная армия уже была вооружена новейшей боевой техникой, мощными танками, артиллерией, реактивными минометами, новыми боевыми самолетами, — рассказал Петр Васильевич. — Мы уже научились уничтожать врага и на земле, и в небе, и в тех боях превосходство нашей армии над фашистами было очевидным. Бои хоть и были ожесточенными, кровопролитными, но мы справились. Позже за освобождение столицы Белоруссии, города Минска, я и мои однополчане получили благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина.

После разгрома фашисткой армии в Белоруссии дивизию Петра Храмцова перебросили на территорию Польши. Здесь пришлось участвовать в сражениях за Варшаву, Радом, Познань, Лодзь. Когда советские войска прорвали оборону и вошли в Восточную Пруссию, Петру Васильевичу Храмцову и его однополчанам пришлось форсировать реки Неман, Варту, Вислу, участвовать в боях за освобождение Франкфурта-на-Одере.

— В апреле 1945 года началось генеральное наступление на Берлин, — вспоминает ветеран. — На всю жизнь запомнил кровопролитные бои на его улицах. Как никогда жестокие тогда сражения были. Но когда Знамя Победы было водружено на крышу Рейхстага, наши солдаты стали салютовать прямо у его стен. Никогда, наверное, мы так не радовались, как в тот день, когда поняли: мы победили.

На Родину Петру Храмцову удалось вернуться лишь в 1947 году. Все это время продолжал службу в Германии: вместе с сослуживцами отвечал за охрану правопорядка, участвовал в ликвидации разрозненных фашистских группировок.
После возвращения домой Петр Васильевич был принят на службу в органы госбезопасности, а в 1962 году перевелся в правоохранительные органы, где и проработал до ухода на пенсию.

— С 1965 года работал начальником организационно-штатного отдела управления вневедомственной охраны, — рассказал Петр Храмцов. — Всякое бывало: и ночные дежурства, и спецоперации, и перестрелки с преступниками. Так уж вышло, что и профессия моя была сопряжена с риском для жизни. Наверное, просто по-другому не умею, ведь кто-то должен защищать страну, обеспечивать безопасность. В отставку ушел в 1980 году в звании полковника милиции.
Казалось бы, не один десяток лет уже прошел со дня окончания Великой Отечественной войны, а ветераны до сих пор помнят каждый бой и радость от Победы. И то, что для нас уже история, для них — часть жизни. Они тоже мечтали, любили, строили планы на будущее, но за будущее пришлось сражаться. И ценою собственных жизней они отвоевали мир — для себя, для своих детей и внуков.
 

Ветеран Великой Отечественной войны Петр Васильевич Храмцов награжден орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями им. Жукова, «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и еще 23 медалями.