Меню

Полигон Гаврюшина

13.05.2015 14:47 - автор Наталья Фирсанова
Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник. Во время войны наш земляк Иван Фролович Гаврюшин был разведчиком-десантником.
В Красную армию его призвали в 1942 году. Направили в Астрахань, в военно-пехотное училище. А в 1943 году Иван Гаврюшин добровольцем ушел на фронт. Служить пришлось на Севере, на Карельском фронте.


9.jpgВоспоминания отца об одном из эпизодов фронтового рейда принес в редакцию «Вечерки» его сын, Сергей Гаврюшин.

«Разведчикам поставлена боевая задача — выдвинуться в тыл врага, забрать и доставить стратегические немецкие документы, необходимые командованию перед наступлением, штабного офицера германских войск, раненых из группы ранее заброшенных десантников, оставшихся без связи. Ситуация осложнялась погодными условиями (дожди со снегом, шквалистый ветер) и особенностями рельефа (топи, болота, отсутствие дорог).

Для выполнения задания выбрали самых отважных бойцов — 15 разведчиков обеспечили дополнительным боекомплектом, рацией, питанием. Отработали варианты приземления, марш-броска, возможного отхода, встречи на линии фронта. У каждой пятерки десантников была своя задача: одним — отвлекать врага, принимать на себя бой, другим — заниматься эвакуацией людей, третьим — обеспечивать переправу через реку.

Ночью мы вылетели на самолете, десантировались на вражеской территории. Потерь, травм, отставших от группы не было. Перед рассветом одолели расстояние 10 — 12 километров, с трудом нашли наших бойцов-однополчан, попавших в трудную ситуацию. Нам повезло: погода была плохая, и мы смогли выдвинуться немного раньше, чем большая группа преследования — 60 немецких солдат.

Еще до начала рейда с командованием обсуждалась стратегия возвращения. Вместе с тремя моими товарищами мы стали готовиться к встрече врага, обороне. Обследовали местность, подготовили удобные, скрытые от противника огневые точки. Ребята, которые выдвинулись к линии фронта с ранеными солдатами и пленным офицером, оставили нам гранаты, дополнительные запасные обоймы. Нам нужно было продержаться несколько часов.

Когда рассвело, услышали приближение немецкой колонны — два автомобиля и бронемашину, заполненную солдатами. Не позволив им выйти из лесополосы, приняли бой, дабы выкроить время. Преследователи не догадывались, что на помощь нашим бойцам выслали хорошо вооруженную и подготовленную группу красноармейцев.
Дорогу, по которой двигалась вражеская техника, мы не смогли бы удерживать долго. Поэтому сменили позицию и открыли огонь по пехоте. Стреляли из-за сопки, что позволяло контролировать ситуацию. В первые минуты боя мы не экономили патроны, стреляли очередями, чтобы ввести в заблуждение врагов — пусть думают, что нас много. Задержав противника, сменили позиции.

Но нас было всего четверо, а немцев — несколько десятков. Имея небольшой запас времени, мы отошли через открытые всем ветрам и пулям поля к брошенному разъезду лесника. Здесь на наше счастье обнаружили искореженную пушку-сорокапятку с небольшим комплектом снарядов. Обследовав орудие, определили, что можно произвести точный огонь по врагу. Установили пушку в направлении дороги, приготовили к бою.

Два товарища прикрывали нас с фланга, один солдат помогал мне подносить снаряды. С пушкой мог управляться только я — знания курсанта-пехотинца, бронебойщика-наводчика пригодились в жизни для истребления артиллерией.
 
 

Их всех выпущенных в преследователей снарядов два попали точно в бронемашину и автомобиль, остальные сильно потрепали живую силу немцев. Они прекратили активные действия, видимо, решили вызвать подкрепление. Тем самым дали нам возможность уйти в болотистую лесную местность. Все мы были легко ранены — кто в руку, кто в ногу. Но сил хватило, чтобы выйти к своим в условленном квадрате.

Наши товарищи, выполнив свою часть поставленной задачи, выступили нам навстречу вместе с пехотинцами из фронтового подразделения.
Измотанные, но с чувством выполненного долга по прикрытию своих товарищей от преследования, мы выбрались к реке, где нас должны были ждать друзья-десантники, фронтовые разведчики. Они встретили нас на подходе к обозначенному месту, переправили на плотах в расположение наших войск.
Это я вам поведал об одном эпизоде фронтового рейда, о героизме, смекалке наших солдат, о взаимовыручке в трудных боевых условиях».
За эту операцию Иван Фролович был награжден медалью «За отвагу».

…Гвардии младшему сержанту Гаврюшину довелось воевать на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Он 92 раза десантировался в тыл врага, был дважды ранен. Награжден двумя медалями «За отвагу», за участие в разгроме танковой группы немцев юго-западнее Будапешта получил благодарность Верховного главнокомандующего. Войну закончил в Вене разведчиком 246-го гвардейского стрелкового полка. С 1945 по 1950 год служил на Дальнем Востоке. После демобилизации вернулся на железную дорогу, где до войны был путевым рабочим.
На долгие годы бывший десантник связал свою судьбу с не менее опасной и ответственной мирной профессией. Работал электромонтером пути Сулеинской дистанции контактной сети Бердяушского участка электроснабжения — на одном из самых сложных полигонов дороги. В коллективе Гаврюшин прошел путь от бригадира до начальника дистанции контактной сети. На его участке не случалось ни одного повреждения. Устройства электроснабжения в любую погоду действовали безотказно. Полигон Гаврюшина составлял 30 километров. Почти ежедневно, особенно в плохую погоду, Иван Фролович совершал обход, проверял каждое крепление, подмечал все отклонения. Неисправности устранялись немедленно. За этим стояли бессонные ночи, готовность к подъему в любое время суток. Именно в этот период Гаврюшин сформировался как руководитель, организатор, новатор производства, рационализатор.
В 1973 году Иван Фролович Гаврюшин был назначен начальником дорожной электротехнической лаборатории контактной сети и переведен в Челябинск в распоряжение службы электрификации.

В сентябре 1965 года Гаврюшин удостоен звания «Почетный железнодорожник» — высшей отраслевой награды. В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был единственным в Советском Союзе героем-контактником.
Иван Фролович очень рано ушел из жизни. Ему было всего 56 лет. Именем героя названа одна из улиц поселка Сулея. В Челябинске на улице Свободы, на фасаде жилого дома № 102а, где жил Иван Фролович Гаврюшин, установлена мемориальная доска.