Меню

Поцелуй с третьей попытки

07.08.2015 12:23 - автор Виктория Олиферчук
Ура, свершилось! Джигит, наконец, догнал всадницу и на полном скаку поцеловал девушку. Три года понадобилось, чтобы такое знаменательное событие случилось и мужское самолюбие восторжествовало. Ради такого и целый фестиваль не жалко провести. А случилось это чудо на казахском фестивале «Туган жер», который в этот раз проходил в Карталах.
Поцелуй с третьей попытки
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Гвоздь программы

– Да не видели мы, не видели, – сокрушаются организаторы-устроители. – Очень много было разных площадок, много конкурсов, много народа, приходилось вертеться как белка в колесе, за всем не поспеть.

С учетом того, что в областном Доме дружбы народов в штате сотрудников – раз, два и обчелся, зато по фестивалю в месяц – аккурат по одному на нос.

– Как вы все успеваете? Это же столько народу надо сподвигнуть на подвиг, всех и вся организовать, – пытаю самого дружного директора области Юлию Лапидус.

– И не спрашивайте! – отмахивается та. – Об этом лучше не думать, просто надо делать. И потом, у нас всегда хорошие помощники. В этот раз нас глава района поддержал, Сергей Шулаев, карталинцы самое активное участие приняли.

Казахский праздник «Туган жер» родился вместе с украинским «Радянска Украина», в один год, и с тех пор они так и следуют друг за дружкой в летней сцепке. «Туган жер», что в переводе означает «Родная земля», во многом похож на Сабантуй: скачки, борьба, бараны, песни, пляски, бешбармак и кумыс, но есть и особинки – как раз та самая народная игра «кыз-куу», которая сразу же завоевала зрительскую любовь.

– Ой, первый год просто с боем ее делали, – качает головой худрук Ольга Мохова.

– Почему?! Это же гвоздь программы.

– А боязно было: что, как? Никто же этого уже не проводит, подсмотреть негде. Зато теперь без «кыз-куу» и скачки-то не откроются, даже в положение вписали.

Бабушки в галошах

В этом году на фестивале впервые провели конкурс бабушек. В принципе, Дом дружбы на бабушках, можно сказать, специализируется: уже седьмой год подряд собирают их со всей области и устраивают для них творческие состязания. Всем очень нравится, отбоя от желающих просто нет.

– Это совсем другое, – объясняет худрук дружного дома и всех его конкурсов Ольга Мохова. – Здесь участвовали только казахские бабушки, а внимание сконцентрировано на народных обычаях. А кто главные носители традиций? Люди старшего возраста. Все казахские бабушки прекрасно владеют родным языком, все обычаи знают и точненько соблюдают.

Это в первую очередь и продемонстрировали конкурсантки. Вот, к примеру, на праздник многие пришли в национальной одежде: красивые яркие платки, броские украшения. А бабушки были все в белых платках, потому что именно такой головной убор уместен на празднике. И украшения на головном уборе, бисер, вышивка должны быть тоже белыми или серебряными.

– Как правило, праздничные наряды принято передавать по наследству, – продолжает просвещать Ольга Георгиевна. – Бабушка имеет право свои наряды и украшения передать любимой внучке. А обувь… – она всплеснула руками. – Вы когда-нибудь видели, что носят казахские бабушки? Сапоги из очень мягкой кожи, а сверху – галоши. В прежнее время сапоги были дорогие, и чтобы их меньше пачкать, на них надевали галоши.

– Где же они взяли галоши в степи?

– Специально ездили покупать в город, в ту же Уфу.

За пару часов бабушкам пришлось преодолеть четыре конкурсных тура: продемонстрировать национальный костюм и рассказать о нем, спеть песню на казахском языке в сопровождении домбры, исполнить танец и, наконец, угостить жюри традиционным национальным блюдом.

– Практически все бабушки пришли с внуками, на сцене вместо одной конкурсантки целая группа выступала, по шесть-восемь человек, были совсем малышки – два годика. Они вместе с бабушками танцевали и старинные танцы, и современные. Такая преемственность поколений очень приятна, – восхищается собеседница.

Казахские таблетки от обжорства

Традиционный обход юрт тоже порадовал и зрителей, и придирчивую комиссию.

В этом году в чистом поле вольготно раскинулись восемь юрт и шесть шатров с подворьями.

– Казахские юрты отличаются от башкирских, – со знанием дела рассказывает Юлия Лапидус. – Они делаются из войлока. Разделение на мужскую и женскую половины сохраняется, а богачи даже отдельные юрты ставят: мужскую, женскую, для гостей. В этот раз юрты были богато украшены национальной атрибутикой: Снежненское поселение отличилось – привезло с собой всевозможные шкуры: лисьи, волчьи, даже рысьи.

В каждой юрте гостей не только встречали, но и потчевали. Угощения – это вообще отдельная глава. Потчевать дорогих гостей – излюбленное занятие казахов.

– Главное угощение праздничного стола – голова барана, приготовленная особым способом, а еще очень уважают курдючный бараний жир, из которого готовят куйрык-баур, – Юлия Александровна морщит лоб, вспоминая изобилие на казахский манер. – В каждой юрте подавали бешбармак, но он везде разный, все-таки многое зависит от умения хозяйки. Все попробовать ну просто невозможно. А, кстати! – восклицает и поднимает палец. – Вот как раз для таких обильных праздничных угощений у казахов есть свои таблетки от обжорства, да-да. Называются они курут. Это соленый сушеный творог из кислого молока, его долго варят, потом отцеживают, скатывают в небольшие шарики – и на солнышко. Говорят, что помогают организму справляться с жирной пищей.

Нет предела совершенству

Пять тысяч зрителей съехалось со всей области – праздник хоть и казахский, а гостем может стать любой, кто пришел с открытым сердцем и душой.

– Фестиваль с самого начала был густонаселенным, а в этот раз к нам сам министр культуры пожаловал, – гордится Юлия Александровна и шутит: – Так что инициатива хоть и наказуема, зато полностью себя оправдала. Праздник ждут, праздник любим, особенно в наше непростое время, когда национальный вопрос обостряется.

– Все прошло без сучка и задоринки? Результатом довольны?

– Прошло все замечательно! Но – нет предела совершенству, – собеседница делает многозначительную паузу. – К сожалению, не все районы приняли участие, особенно обидно за те территории, где проживает достаточно много казахов. К примеру, в Верхнеуральском районе работает казахский центр, а прислали всего одного солиста. Из Троицкого центра «Арман» вообще не было никого, челябинский «Азамат» также не участвовал в фестивале. Хотя справедливости ради стоит отметить, что все-таки областной центр был представлен – благодаря центру «Жаксылык»: он всего второй год работает, однако нашел возможность послать своих представителей.

– И в чем, по-вашему, причина?

– Думаю, что главная причина – в плохой информированности населения, в безынициативности местных властей, которые по какой-либо причине не заинтересованы в этом, а ведь без их помощи вряд ли можно обойтись. Взять хотя бы проблему с транспортом: как коллективам добираться, у них же нет собственных автобусов. И так многое делается, как говорится, за свой счет, но без поддержки не обойтись, – вздыхает Лапидус. – Ну что ж, будем работать.


В рамках праздника «Туган жер» состоялась большая культурная программа, спортивные состязания, всевозможные конкурсы. Самое большое количество призов собрали хозяева фестиваля: Карталинский муниципальный район получил 17 дипломов разной степени. За звание лучшей казахской бабушки боролись девять конкурсанток, первое место заняла жительница поселка Варшавский Жамагол Исханова.

В рамках фестиваля состоялось пять заездов, самая большая скачка – аламан-байга – прошла на шесть километров.

В состязаниях по национальной борьбе курес участвовало около 40 спортсменов. Среди взрослых атлетов не было равных троицким борцам. В юношеской категории наиболее успешно выступали карталинцы