Меню

Железная дорога – моя жизнь

05.08.2014 16:05 28 (240)


Именно так, с гордостью, могут сказать многие железнодорожники, отметившие в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник. Машинисты локомотивов и диспетчеры, дежурные стрелочных постов и составители поездов, дежурные по станции и проводники. Спектр профессий в этой отрасли очень разнообразен. А сама железная дорога имеет такое же огромное значение для государства, как и кровеносная система для организма. Она проникла везде: и в крупные города, и в малонаселенные пункты, и в морские порты, и на территорию промышленных предприятий.

Железная дорога работает круглосуточно, и в глазах общества, не в последнюю очередь благодаря знаменитому железнодорожному графику, имеет суровое мужское лицо. Мы же предлагаем вам забыть данный стереотип и познакомиться с одной из многих представительниц прекрасной половины человечества, без работы которой трудно представить отлаженный железнодорожный механизм на закрепленной за ней территории. Это Ольга Ткач – начальник службы эксплуатации цеха ЖДТ ОАО «ЧЭМК».

«А на основании чего вы требуете?»
В Ольге Николаевне сочетается удивительная гремучая смесь характерных черт и качеств: профессионализм, дотошность в делах, бойкий характер, неуступчивость и бесстрашие в ведении этих дел – с одной стороны, и обезоруживающие женская красота и обаяние – с другой.
Впрочем, судите сами – начальник цеха, для того чтобы уговорить ее дать нам интервью, послал к ней в кабинет целую делегацию «парламентеров», сказав (в шутку, конечно): «А то я к ней боюсь заходить!» И ничего удивительного в этом нет. Многие в коллективе прекрасно знают, что Ольга Николаевна очень умная и образованная женщина, и если, к примеру, руководство несправедливо относится к ее подчиненным, то она не промолчит, всегда их готова защитить, что называется броситься на амбразуру, основываясь на законодательной базе, в которой прекрасно ориентируется. «В какой бы упряжке я ни была со своими коллегами, если где-то что-то будет несправедливо, то я об этом всегда скажу, не спасую ни перед начальником цеха, ни даже перед гендиректором. Лучше пусть они узнают какие-то важные факты!» - Ольга Ткач считает, что лучше всегда сказать правду, чем изворачиваться и врать. Это правило она распространяет и на подчиненных, и на вышестоящих руководителей. Правда обезоруживает, уверена она.

Знают ее характер и на ЮУЖД. Бывало, что работники электростанции ЮУЖД, предъявив какие-то требования к электрометаллургическому комбинату, слышали в ответ голос этой милой женщины: «А на основании чего вы требуете? Мы с вами подчинены Министерству транспорта. Вы откройте приказ такой-то, почитайте, – там четко написано, что и как мы должны делать. Мы будем работать в соответствии с приказами Минтранса!» Конечно, чтобы так уверено высказывать свою точку зрения, надо
хорошо знать законодательство. И поэтому Ольга Николаевна внимательно следит за всеми изменениями в нем, работает на опережение, чтобы какие-то изъяны в ее хозяйстве находил не ревизорский аппарат, а она сама, и вверенное ей хозяйство шло в ногу со временем.

«Утерла она тебе нос!»
Ольге Ткач нравится разбираться во всем до мелочей, и она испытывает удовольствие от своей работы. Прямо во время интервью к ней в кабинет несколько раз заходили работники, обращаясь за помощью по текущим делам. Также несколько раз звонили служебный и сотовый телефоны. Со всеми людьми Ольга Николаевна решала вопросы быстро, без напряжения и раздражения, по-деловому. Даже с каким-то умеренным азартом вникая в суть темы. Видно было, что все у нее под контролем, и она очень быстро высчитывала, что и как сделать, кого куда поставить, где что и как заполнить в документации.
Многие опытные работники ЖДТ помнят ее еще студенткой, когда она с красным дипломом железнодорожного техникума казахстанского Целинограда (ныне Астаны) отучилась три курса в Алматинском институте инженеров транспорта и перевелась в Челябинский филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС).

 Именно тогда Ольга Ткач начала стажировку на одной из станций ЧЭМК дежурной по станции. Здесь она попала в окружение профессионалов своего дела, ветеранов М.М. Шарафеева и Г.Н. Грибиной. Шарафеев был начальником смены, а Грибина - дежурной на соседней станции. Ветеранам очень нравилась грамотность девушки, и они любили проверять Ольгу на силу знаний и сообразительность. «Дай ей такое-то задание, – заговорщицки советовала Грибина Шарафееву. – Ну-ка посмотрим, что она скажет!» «Да ты что, Михалыч! – отвечала стажерка Ткач после прослушивания задачи по радиосвязи. – Сейчас мы сделаем так-то и так-то, и все!» «Утерла она тебе нос!» – потешалась Грибина. Также большое влияние в становлении профессионализма оказал и еще один ветеран – В.И. Козловцев, на тот момент начальник цеха ЖДТ. Именно его заслугой является то, что в цехе железнодорожного транспорта создана большая дружная команда грамотных специалистов во главе с А.А. Федулиным.

Кстати, окончила университет Ольга Ткач с отличием. Однако на защите дипломной работы аттестационная комиссия ее здорово «покусала». В комиссии были мощные специалисты со Свердловской железной дороги, которые задали множество каверзных вопросов. Из аудитории студентка выходила в полной уверенности, что ее работу «завалили». Когда из той же аудитории вышел профессор и увидел состояние Ольги, подойдя к ней, сказал: «Да вы что! С 1978 года вы первый студент-заочник, который идет на красный диплом! И вы хотите, чтобы вас в покое оставили и дали спокойно защититься?! Такого не может быть! Это все нормально, не переживайте!» И все-таки красный диплом был получен.

Можно в этой жизни успеть буквально все
После окончания университета карьера Ольги Ткач пошла в рост. Некоторое время она была заместителем начальника грузовой службы, после чего ее назначили начальником вновь созданного подразделения – группы учета простоя вагонов. Талантливого специалиста однокашники переманили в филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на ЮУЖД. Железнодорожникам ОАО «ЧЭМК» пришлось приложить немало усилий, чтобы в 2009 году вернуть Ольгу Николаевну на комбинат.

«Можно в этой жизни успеть буквально все, – утверждает Ольга Николаевна. – Просто кто-то хочет чего-то добиться, а кому-то ничего особо и не надо. Кто-то плывет по течению, не натыкается не на какие подводные камни – ну и слава богу! А кто-то может встать и этим течением управлять! В жизни, я считаю, проблем вообще не существует, просто есть задачи, которые нужно решать. А решать задачи нас учат со школы».
Кстати, путь в железнодорожную отрасль Ольга выбрала еще в школе.

Поспособствовал этому отец Николай Николаевич, работавший машинистом тепловоза. Жили они в Целинограде, и однажды, когда ей было 12 лет, и она размышляла, куда пойти учиться, папа взял ее с собой в поездку по Целинной железной дороге в ночную смену. Станция Целиноград большая, и уже в то время (конец 80-х) на ней применялись все передовые технологии. И когда девочка неслась по участку на маневровом локомотиве со скоростью 160 км/час, а вокруг мигали сине-красно-белые огни, она пережила потрясающие ощущения. Зрелище было просто завораживающим! До того момента хотела поступать в финансовый техникум, потому что очень ладила с математикой, но оказалось, что и в железнодорожном техникуме математика – приоритетный предмет. С тех пор и «сроднилась» с железной дорогой.
После третьего курса техникума вышла замуж.

 Родилась старшая дочь Диана, сейчас ей уже 20 лет, она студентка УралГУФК. С детства родители привили любовь к спорту занятиями художественной гимнастикой. В период деятельности на комбинате появилась и младшая дочка Ярослава (сейчас 9 лет). Девочка обучается в балетной и музыкальной школах, одно время даже пробовала свои силы в баскетбольной секции. Мама, как на работе предана своему делу, столько же сил вкладывает в воспитание и развитие детей. У Ольги Николаевны очень крепкая дружная семья, сильный тыл, и большая заслуга в этом как ее мужа Павла, так и ее родителей, и даже бабушек и дедушек.

Идей много…
«Сейчас существует много инновационных технологий, которые можно у нас внедрить на комбинате, – говорит Ольга Николаевна. – Только для начала надо их изучать до мелочей, чтобы понять, что они нам больше принесу, плюсов или минусов. Если недостатков небольшое количество, и их можно доработать, то для нас это применимо. Вот, к примеру, обдумываем, целесообразно ли применять систему ГЛОНАСС? Перспектива заманчивая, но не получится ли так, что тепловоз, заезжая в шихтовый двор, «потеряется» этой системой, и таким образом выпадет из учета? Но у меня есть идеи, как доработать наши существующие программы и без ГЛОНАСС. У меня, если честно, вообще много идей, которые уже внедрены в жизнь и много есть над чем работать.

Кстати, диплом в университете Ольга Ткач защищала по теме «Усовершенствование и организация процесса работы железнодорожного транспорта промышленного узла на примере ОАО «ЧЭМК».