Меню

Челябинская школа искусств №8 отметила юбилей

22.04.2016 09:36 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Эту встречу пришлось переносить пару раз, все-таки юбилей школы – дело серьезное. Готовиться к нему начали загодя, 10 концертов провели с начала месяца, шутка ли? И без директора  никак нельзя. Рассказать о своих достижениях торопились вокалисты, инструменталисты, хористы, многочисленные  ученики и выпускники. А как раз сегодня, 20 апреля, они соберутся все вместе в концертном зале имени Прокофьева, чтобы спеть оду своей музыкальной альма-матер – детской школе искусств №8, которой исполнилось 45 лет.
Челябинская школа искусств №8 отметила юбилей


Легенда школы
Директора школы Елену Жукову все-таки удалось залучить на часок в наш скромный полуподвальный кабинетик.
- Боже мой! Мне это напоминает нашу историю, - Елена Юрьевна всплеснула руками. – В самом начале наша школа ютилась в обычной трехкомнатной квартире.
- Целая школа в квартире? И как же дети занимались?
- Учеников тогда было совсем мало, а в комнате стояло несколько инструментов, и дети учили ансамбли, вот так школа существовала 10 лет, - рассказывает директор. – И только благодаря авторитету нашего первого директора,

Юрия Георгиевича Суткового, его настойчивости, активности, мы получили новое здание.
Юрий Сутковой – это без преувеличения легенда ДШИ №8. Он добился своего –новое здание было построено. С тех пор «восьмерке» по-хорошему завидуют коллеги – ведь это, пожалуй, единственное в городе здание, которое строилось по проекту именно музыкальной школы, с концертным залом, в котором прекрасная акустика, с классными аудиториями. Юрий Георгиевич не только построил школу, он создал костяк коллектива, который до сих пор боеспособен вот уже около 40 лет. И этот самый коллектив держит планку на высоте, подтверждением тому – победа на всероссийском конкурсе «50 лучших детских школ искусств России».

коллектив.jpg

Ложка к обеду
Конкурс проходил в два этапа – сначала нужно было выдержать конкуренцию на местном уровне, на всероссийский этап попали более 100 учреждений практически из всех регионов, но только лучшие из лучших попали в заветный список.
- Нас поздравил лично министр культуры области Алексей Бетехтин, это случилось на областном совещании и было очень приятно, - признается Елена Юрьевна и поясняет. - Мы готовились к этому событию всю жизнь. Конкурс проводится второй год, сначала мы присматривались, а потом поняли, что по всем параметрам можем откликнуться. У нас очень хорошая программа по развитию, мы гордимся достижениями наших ребят, огромное количество побед – за последний пять лет порядка 230 победителей международных и российских конкурсов.

Такая победа в преддверии юбилея – лучший подарок к юбилею. На круглые даты принято подводить итоги, а высокая оценка на уровне федерации – отличное подтверждение тому, что школа живет, развивается, активно двигается вперед. К тому же не только грамоты презентовали федералы победителям, но и премию в размере 100 тысяч рублей, что по нынешним, кризисным временам, хорошее подспорье в благородном процессе воспитания и обучения.

- Мы организовали большой учебно-методический форум, работа велась в течение трех дней. Пригласили наших композиторов – Николая Малыгина, Татьяну Шкербину, профессоров института культуры, которые проводили мастер-классы, открытые концерты, лекции, семинары. Показывали, рассказывали, делились опытом работы в сфере дополнительного образования. К нам приехали коллеги со всей области – Копейска, Озерска, Магнитки, в общей сложности 14 школ искусств было представлено.

P1090040.JPG


Классика, вооруженная технологией
Опыт у школы большой, здесь четко придерживаются традиций русской музыкальной школы, но от современных технологий не отказываются, к примеру, взяли на вооружение и вовсю практикуют дистанционное образование.
- Это только кажется, что нереально, - улыбается Елена Юрьевна. - У нас достаточно компьютеров, есть веб-камеры, скайпы, мы можем работать с детьми. И это очень удобно особенно на период карантина, болезни, каникул. У ребенка дома настроена веб-камера, он играет, педагог видит, слышит, корректирует. А некоторые пошли дальше, Римма Сибирякова, наш замечательный педагог по классу виолончели, общается с коллегами по скайпу из Сингапура, Казахстана. С помощью современных технологий есть возможность показать наших детей зарубежным специалистам, получить консультацию, совет.

- А дети как воспринимают такой способ занятий? Насколько он эффективный в сравнении с традиционными уроками?
- Этот способ очень интересен детям, особенно для тех, кто, скажем, поначалу не проявляет большого рвения к инструменту. И это может стать каким-то стимулом для занятий. В любом случае это воспитывает тягу к знаниям и пробуждает интерес у определенной категории детей. Конечно, полностью переходить на дистанционное обучение мы не собираемся, уроков в школе ничто не заменит, но как дополнительная возможность – почему бы нет?

Конек и гордость школы
Своими выпускниками гордится любое учебное заведение, ДШИ №8 тоже имеет свою доску почета. За четыре с половиной десятка лет, которые школа трудится на ниве образования и искусства, более 400 учеников выбрали для себя профессию музыканта, многие добились выдающихся успехов: это Евгений Нефедов – преподаватель Лиссабонской консерватории, лауреат двух международных фортепианных конкурсов; Ольга Сергеева – лауреат трех международных конкурсов эстрадного и джазового вокала. Ольга Рабинович, которая открыла музыкальную школу в Израиле и признана лучшим преподавателем музыки своего города, а Яна Гоцкозик – советник по культуре президента Израиля.

Выпускники школы успешно трудятся в музыкальных студиях, общеобразовательных и музыкальных школах, детских садах, активно занимаются любительским музицированием – несут в жизнь все то прекрасное, что получили в своей школе, делая мир вокруг чище и добрее, – достойная и благородная миссия, которая имеет большую социальную значимость.

А 17 из них связали свою музыкально-педагогическую жизнь с родной школой, продолжают сеять разумное, доброе вечное, в детских сердцах.
- Наша школа ориентирована на традиционное классическое образование. Это связано прежде всего с традициями коллектива, - считает Елена Жукова. -. Наш коллектив - сильные профессионалы, которые стремятся вырастить достойную смену. Я считаю, что каждая школа должна иметь свое лицо. К примеру, в ДШИ №12 активно развивается эстрадное направление, настолько успешно, ярко, образно, что я считаю, что не стоит конкурировать с ними. ДШИ №9 замечательная хоровая капелла «Созвучие», там делают ставку на это направление. Наш конек – классическое образовании – скрипичная, виолончельная, фортепианная школа. В этом отношении мы работаем в одном направлении с ДШИ №1, но только первая работает в Советском районе, а мы обслуживаем северо-запад.

Привить любовь к прекрасному
Сейчас в ДШИ №8 учится 625 детей. Конечно, далеко не все станут профессиональными музыкантами, но любовь к высокому и вечному непременно проявится в любом другом роде деятельности. Школа работает по двум программам, что позволяет ребенку и родителям определиться в своих желаниях и пристрастиях.

- Первая программа – развивающая, дети учатся для себя, для общего развития, она рассчитана на три, четыре года. Это упрощенный вариант обучения музыкальному искусств: то же сольфеджио, но занимательное, объем занятий меньший, дети получают свидетельство и все, - разъясняет директор. - Есть дети мотивированные, которые приходят, которые с прицелом на будущее. Для них существует предпрофессиональные программы. Обучение проходит семь-девять лет, чтобы подготовиться для поступления в колледж или творчески вуз. В предпрофессиональной группе 135 детей, зато мы гарантируем, что эти ребята будут заниматься музыкой серьезно. Есть система перевода с одной программы на другую. Если ребенок вдруг раскрывается в творческом плане, его переводят, и он продолжает учится с прицелом на профессиональное будущее. Это удобно и для родителей – они могут в любой момент поменять.

В последние годы в школе отмечают наплыв желающих, и даже конкурс – два человека на место. Охотней всего идут на отделения фортепиано, флейты, хоровое отделение и сольное пение.
- Я связываю это с политикой государства, которое, наконец, повернулось лицом к нашим школам, - считает Жукова. - Нам позволили расправить крылья и работать по разным программам, заработала дорожная карта, педагогам не нужно бегать по разным местам, а можно получать достойную заработную плату. Сейчас многие родители, у которых не было возможности учиться, хотят видеть своих детей образованными людьми и понимают, что без дополнительного образования невозможно достичь заметных успехов. Мне кажется, и общественное мнение повернулось в сторону интеллигентности и образования.

DSC02871r.jpg

Пошел на пенсию – научись играть на балалайке
Сейчас в школе мечтают о расширении поля деятельности. Пока здесь учат музыке, но мечтают открыть театральное отделение и ставить спектакли, оперетты, оперы. Для этого есть все необходимое – прекрасный актовый зал на 250 мест и замечательные, талантливые дети, которые прекрасно играют на инструментах и поют.
- Сейчас пошла мода среди взрослых, многие начинают учиться музыке уже в зрелом возрасте, и мы идем навстречу – у нас порядка 30 взрослых учеников. В основном, это родители, в первую очередь мамы, которые учатся вокалу, но есть и папа – пилот гражданской авиации, который третий год учится на скрипке и делает замечательные успехи, - улыбается директор. – А еще была одна старушка, ей глубоко за 60, так она училась играть на балалайке, целый год занималась и научилась!

Всерьез задумывается и над тем, чтобы привлечь к музыкальному воспитанию особых деток – ребят с инвалидностью.
- Есть такая мысль, другое дело, что детки с ограниченными возможностями не торопятся к нам. В прошлом году пытались привлечь внимание к этой проблеме на форуме, который проходил в «Мегаполисе», даже готовы были предоставить места. Приходили родители с детьми, интересовались, но к нам в школу никто так и не пришел, может, недооценили свои возможности или переключились на спортивные мероприятии, но такого яркого желания прийти мы не увидели.

Тем не менее отказываться от задуманного здесь не собираются, наоборот, начинают активно работать в этом направлении.
- Планируем обучить наших педагогов, чтобы они прошли переподготовку, переквалифицировались на общение с такими детьми. Это должны быть особые отношения, особые приемы педагогической деятельности, педагоги должны владеть всеми тонкостями – не всегда даже здорового ребенка можно научить играть, а уж с такими детьми и методика должна быть особая.

Заряд для подрастающего поколения
Ну, а отмечали юбилей грандиозным концертом, в котором приняли участие и нынешние и бывшие ученики, которые съехались из разных мест ради такого случая.
- Выступали детки, которые отличились в учебе, два оркестра: русских народных инструментов и оркестр баянов и аккордеонов, хоровые коллективы. Мы полдготовили поздравления для заслуженных работников, в том числе наших двух старейших и легендарных женщин – Ларисы Шелягиной и Нины Дейнека, их без преувеличения знают все в нашей школе, и даже нынешний начальник управления культуры Дмитрий Назаров, который тоже начинал у нас, - рассказывает Елена Юрьевна.

Юбиляры встречали гостей, друзей и коллег, дарили подарки, звучали речи. Этот праздник стал ярким и запоминающимся событием для всех.
-. Желаю огромных творческих сил, заряда энергии, который можно передать подрастающему поколению. Главное не только самому играть, более сложно научить и передать свой опыт. Конечно, здоровья, счастья и благополучия. А мы все для этого сделаем, чтобы можно было плодотворно трудиться, - обещает на прощание Елена Жукова.