Меню

На заседании секции критиков при Челябинском отделении СТД подвели итоги сезона

11.07.2014 10:55 51 (11763)


Они оказались неоднозначны. Несмотря на объявленный с помпой Год культуры, даже толика манны с имперских небес не упала на страждущую культурную ниву. Борьба за выживание — по-прежнему главная цель учреждений от культуры. Радует неистребимый оптимизм подвижников и их же энтузиазм, который пока еще не иссяк, несмотря на все старания государственной машины.

Опека для оптимистов

Эти энтузиасты в Челябинском театральном союзе, наконец, сделали-таки то, о чем говорили многие и долго, а именно — создали попечительский совет, провели несколько встреч и даже получили от него первую поддержку.

— В совет вошли бизнесмены, депутаты Заксобрания, работники культуры и искусства. Функция у совета совещательная, а цель — содействовать развитию культурных, просветительских, образовательных программ Челябинского отделения СТД, — поясняет зампредседателя Челябинского отделения СТД Людмила Шитова. — А также разработка предложений по привлечению денежных средств.

— Ну и как, чувствуется опека? Есть какие-то конкретные результаты?

— Конечно. В первую очередь, и это очень важно, нам помогли в проведении юбилейного вечера, посвященного 80-летию нашего отделения. Гендиректор «РК-инжиниринг» Александр Якубовский выделил средства, за счет которых мы материально поощрили членов нашего союза. Очень помогает Илья Мительман — всегда дарит подарки нашим ветеранам на праздники. Директор филармонии Алексей Пелымский выделяет для тех же ветеранов приглашения на концерты. В августе мы получим два новых компьютера, которые нам помог приобрести депутат Госдумы Сергей Вайнштейн.

И все-таки она вертится!

Впрочем, по словам Людмилы Ивановны, им активно помогает и городская администрация, и ЗСО.

— Благодаря Законодательному собранию области осенью фестиваль «Сцена» все-таки состоится! Его хотели перевести на новый режим и проводить раз в два года. В этом году денег на его проведение не выделили, но ЗСО нас поддержало. Теперь в спешном порядке надо готовиться, столько времени было упущено, — волнуется Людмила Ивановна. — В этом году мы отмечаем четвертьвековой юбилей, согласитесь, для фестиваля срок немаленький.

Тем не менее на последнем форуме нашлись отдельные представители, которые считают, что фестиваль изжил себя. А некоторые СМИ эту свежую мысль поддержали: дескать, артисты и режиссеры не ходят на обсуждения, значит, это никому не нужно. Замечание резонное, вывод — встречи с критиками и журналистами отменить — неверный! Как тут не вспомнить Жванецкого: «Может, это в консерватории что-то поправить нужно?»

— Такой фестиваль необходим, — уверена Шитова. — Он нужен в первую очередь самим театрам. Нам очень повезло в том смысле, что нам удалось заполучить в качестве председателя жюри одного из ведущих театральных критиков страны, профессора ГИТИСа Нину Шалимову. Я считаю, что это большая удача. И то, что Шалимова уже третий год подряд, невзирая на все сложности с переездами, приезжает к нам, находит в этом интерес, говорит о многом. Театрам необходим взгляд со стороны, профессиональный разбор, и они это получают: объективное мнение, откровенный разговор, высочайший уровень профессионализма.

Без капусты

Фестивальная нота в партитуре СТД в последнее время звучит все ярче. В афише сентябрьских мероприятий появился конкурс индивидуальных работ имени Милосердова, который прошел уже дважды.

— Я считаю, что у него большие перспективы. Работы становятся интереснее, разнообразнее, актеры раскрываются по-новому, иногда совершенно неожиданно, режиссеры подтягиваются, помогают своим ребятам. Ну и еще один показатель: мы уже получаем заявки на третий конкурс, который также состоится в сентябре.

Вообще здесь поддерживают все фестивальные начинания, помогают, как говорится, чем могут: в организационном плане, предоставляют помещение для обсуждений, пресс-конференций, капустников. В этом году СТД сотрудничал с Камерным театром в проведении «Камераты», с Новым художественным — «CHELоВЕК ТЕАТРА», с театром драмы в организации конкурса имени Шульженко.

— Сотрудничество с театрами очень плотное, — продолжает Людмила Ивановна. — Обязательно участвуем в открытии сезона. Плюс юбилейные мероприятия: в этом сезоне юбилеи отпраздновали Новый художественный театр — 20-летие, и озерский театр «Наш дом» отметил 65 лет, юбилеи артистов — само собой разумеется. День театра, наш профессиональный праздник, прошел очень хорошо, ярко, интересно, весело. Приняли участие все коллективы, подготовили просто замечательный капустник. Только вот капустных пирогов не было, решили устроить модный банкет, — смеется собеседница.

Честь и достоинство

Новая награда появилась в области. 20 февраля в театре драмы отметили 90-летие со дня рождения Наума Орлова, бывшего режиссера этого театра. В честь этой даты театр совместно с СТД учредили медаль «За честь и достоинство», первыми тремя медалистами стали Лилия Бокарева, старейшая актриса театра драмы; художник Татьяна Сельвинская, с которой Наум Юрьевич много работал; и журналист Людмила Федорова, которая в свое время много лет писала о театре, ездила с ним на гастроли, словом, была его летописцем (и работала, кстати, в «Вечернем Челябинске»!).

— Медали будут вручаться ежегодно, правда, получить такую медаль можно будет только один раз. Кандидатов выбирает худсовет театра и СТД, — дополняет Шитова.

В этом сезоне, благодаря содействию челябинского СТД в репертуаре Нового художественного театра появился новый спектакль — «Малахитовая сказка».

— Новый художественный подал заявку, а мы ее поддержали и отправили в Москву, в результате ребята получили небольшую сумму денег и сделали очень приличный спектакль. Мне понравилось их бережное отношение к авторскому тексту, их искренность, с которой они работают, своеобразное сочетание бажовского языка, стиля и современной подачи — словом, работа удалась.

Спектакль сыграли в рамках проекта «Театр по понедельникам» и планируют показывать еще; регулярно проходят «Поэтические посиделки», творческие мастерские.

— В этом сезоне прошли обменные гастроли между НХТ и Златоустом. Наши ребята поехали со спектаклем в Златоуст, а «Омнибус» показывал свою работу на их площадке. Этот проект затеяли и провели сами, не потратив ни копейки бюджетных денег.

Еще одно направление работы связано с ветеранами. Встречи проходят регулярно четыре раза в год. Ветераны активно посещают подобные мероприятия и всегда их с нетерпением ждут.

А судьи кто?

Проблем и забот у челябинского СТД хватает. Одна из них обсуждалась на последней встрече. Уже давно в Доме актера существует секция критиков, в которую входят театроведы, журналисты, завлиты местных театров. Задача объединения вполне понятна — по возможности объективная оценка театрального процесса, происходящего в городе. К сожалению, на сегодняшний день ситуация с театральной критикой, равно как и с театральной журналистикой, плачевна: в таком крупном регионе, в городе-миллионнике нет ни одной профильной телепрограммы, ни одного журнала и даже газетки, посвященной культурному пространству. Критические статьи о культуре газеты и сайты берут неохотно (неформат!), а телесюжеты сводятся к констатации факта: прошло, состоялось, случилось. Уповать на бурное обсуждение в социальных сетях не приходится: ну нет у нас ни Безруковых, ни Виктюков, ни даже Серебренниковых. А заодно и подготовленных зрителей, которые могут что-то вразумительное сообщить о собственных впечатлениях от спектакля, нет, а все отнюдь немногочисленные блогерские высказывания сводятся к подобному: «Мне больше всего в спектакле понравилась корова!»

Как следствие, нет культурных СМИ, нет и культурных журналистов. Словом, писать об искусстве некуда, да и некому. А ведь так было не всегда. В свое время все это имелось в наличие и активно функционировало: при СТД существовала еще и секция молодых критиков. Сейчас старожилы вспоминают об этом со вздохом.

Провинциальность или профессионализм?

В результате театры вынуждены вариться в собственном соку, а это хорошо лишь до определенного момента. Впрочем, многих такая ситуация вполне устраивает: их уши не тревожит беззлобная критика, значит, все хорошо.

На удивление более продвинутыми в этом смысле выступают областные театры.

— Они постоянно зовут и просят, чтобы приехали, посмотрели их работу, высказали замечания, пожелания, — говорит Людмила Ивановна. — В области гораздо чаще готовы не только слушать, но и слышать, в отличие от челябинских театров. И что еще хочется отметить — чисто профессиональный подход: нет никакого непонимания, а тем более обид на какое-то критическое мнение, а это показатель профессионализма.

В областном центре же последнее время становится модно не пускать журналистов в театры, потому что они не обливаются слезами умиления от увиденного на сцене, а позволяют себе высказать мнение, отличное от установки театрального руководства. При этом жесткой критики, разносящей в пух и прах даже каменную мостовую, которая повсеместно содержится в московских СМИ, у нас никогда в помине не было. Так, парочка замечаний по поводу. Столь бурная реакция — типичный показатель провинциальности. Впрочем, ну если не хотят слышать, так, может, и оставить все как есть? В СТД надеются, что все-таки профессионализм и разумный подход когда-нибудь одержат верх.

Именно поэтому на заседании целый час обсуждали планы работы критической секции. Решили курс продолжать, объединиться с клубом интеллектуального общения «Кредо», тем самым пополнив поредевшие ряды, и создать координационный совет, в который вошли представители клуба и секции. Совет будет заниматься совместными проектами и решать спорные вопросы.

 


Радостная весть: в этом году стипендии от СТД получат четверо челябинских артистов — это Степан Арефьев и Марина Аничкова из театра драмы, солистка оперного театра Елена Родкина и актриса театра кукол Анастасия Ушакова. Актеры получат премии по 72 тысячи рублей.

 

 


КРИТИКА (от греч. kritike — искусство суждения) — оценка, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок…