Меню

Челябинский Камерный театр меняет директора, но не меняет ориентацию

16.05.2014 11:45 36 (11748)


Камерный театр под занавес сезона потрясают события как плановые, так и совсем незапланированные. 13 мая на сборе труппы был представлен новый директор, а уже сегодня, 16 мая, театр представит зрителям последнюю премьеру нынешнего сезона — спектакль «Отцы и сыновья».

— Выбор был непростой. Начинали с девяти кандидатов, к концу наших размышлений осталось двое. Я со всеми кандидатами встречалась, информация о том, что театр остался без директора, разошлась быстро, все-таки город небольшой. Недели две я была в глубокой задумчивости, поскольку задачка с кадрами казалась совсем не простой. Честно говоря, рассчитывала на длительный поиск, а дальше сработал эффект неожиданности: нашлись люди, готовые рискнуть. Ведь, чтобы возглавить театр в сегодняшнее время, нужно определенное мужество, согласитесь, — объясняет свою позицию Виктория Мещанинова.

Без начальства Камерный пробыл месяц. 10 апреля прежний директор Алла Точилкина перешла в Молодежный театр. К слову сказать, у Аллы Сергеевны как раз были в наличии и подходящее образование, и опыт работы с коллективом, и связи в театральной среде, что немаловажно. До нее театр возглавлял Борис Ломовских, человек театру не чуждый: работал и в драме, и в Камерном. Ну, Алексея Николаевича Пелымского представлять не нужно: блестящий директор и, пожалуй, самый успешный менеджер, который сейчас столь же успешно руководит филармонией, как и в свое время Камерным театром.

— Мы остановились на том, у кого, с точки зрения самореализации, самый интересный возраст (Илье Коломейскому 29 лет) и хорошие стартовые возможности. Он юрист по образованию, сейчас занимается культурологией. Такая поисковая жизненная позиция и желание попробовать себя на театральной ниве приветствуются. К тому же молодость — это всегда заряд инициативы, поиск, движение.

Делайте ваши ставки, господа

Ставка на молодежь сейчас во главе угла. Впрочем, это правильно. Мы живем в другой стране, по другим правилам и даже моральным нормам. Людям старшего поколения трудно себя ломать и перекраивать, с веяниями времени бороться бессмысленно. К тому же культура находится сейчас на запасном и уже подзаброшенном пути, и, чтобы вывести ее на торную дорогу, нужна хорошая тягловая сила. А это тоже дело молодых. И все-таки сомнения остались.

— Это все хорошо, прекрасно, но как он вообще попал в поле зрения? И каким образом убедил, что он — лучший?
— Для меня важно, что этот молодой человек воспитывался в театральной семье и не чужд этому искусству. Мы с ним пересекались через маму. По большому счету, не мы его нашли, а он нас, — признается Виктория Николаевна.

— Как будете власть делить, кто главный? — задаю провокационный вопрос.
— Тут нет главных, каждый должен быть на своем месте, а главное — театр, — пожимает плачами собеседница.

Кстати, в верховном ведомстве, минкульте, решение творческого лидера одобрили.

— Мы рассчитываем на опыт Виктории Николаевны в таких делах. Договор с новым директором подписан на год, — прокомментировал министр культуры области Алексей Бетехтин.

Словом, поживем — увидим.

Прежним курсом

И, судя по всему, свою ориентацию в театральном пространстве Камерный менять не собирается.

— Последний сезон театр активно занялся саморекламой, пиар-акции продолжатся?
— Знаете, сейчас такое время — процветания пиара, когда все пытаются любыми способами привлечь к себе внимание. Но если все силы тратить в эту сторону, может случиться так, что на дело не хватит ни времени, ни сил. Понимаете, театр — это пространство смысла, и зритель приходит сюда абсолютно осознанно — либо подумать, либо почувствовать. Степень успешности театра определяется репертуаром, наличием труппы, способной этот репертуар освоить, зрителями, наконец. И я не понимаю, для чего зрителю, купившему билеты, театр должен создавать какие-то развлекалки в фойе, работать, как говорят, «на разогреве». Это немножко другое искусство — шоу-бизнес, вот там — пожалуйста. Но что делать? И в советское время театр был разным, кстати, был частью идеологической машины, но при этом в нем отсутствовала попса. А сейчас в театре попса есть, есть желтый пиар, которым театры, увы, вынуждены заниматься. Хотя реклама, конечно, нужна, но она должна быть достойной.

— Тем не менее результат какой-то есть. Ведь подобные акции привлекают в театр новую публику. Или это не так?
— Это привлекает зрителя, которого я лично бы не хотела видеть в театре. На самом деле это своего рода потеря репутации у зрителя думающего.

Последний аккорд под занавес

Нынешний сезон для Камерного театра оказался весьма результативным: удалось сыграть три премьеры и провести большой фестиваль — «Камерату».

— Как оцениваете работу? — пытаю творческого лидера.
— Не могу сказать, что сезон получился гармоничным. Тем не менее мы сделали три работы: «Школу для дураков», «Марьино поле», «Коварство и любовь». Судьбы у них разные, но ни одна не осталась без зрителя, а значит, диалог театра с публикой продолжается, это самое главное. Как раз сегодня мы сдаем невероятно сложную работу — спектакль «Отцы и сыновья», даже не рискну делать предположения, что мы обретем в результате.

— Нынешний год особенный, как-то отразился на вас Год культуры?
— Нет, на нас никак не отра-зился. Намерения на словах, декларации — все это замечательно, но на деле ничего. Возможно, потому что театр — это всего лишь часть, сегмент культурного пространства. Может, даже и не на первом месте стоит.

Сказочный сезон

— Тем не менее планы на будущее есть?
— На будущий сезон планы есть, и они сказочные, несмотря на наше прозаичное время. На самом деле еще с прежним директором мы хотели поставить сказки, которые, кстати, у нас в репертуаре есть и надолго в нем задерживаются всегда. Поскольку мы изначально работали с детской публикой, занимаемся этим вполне сознательно — подготовкой и воспитанием будущего зрителя. Так что мы с Олегом Хаповым в четыре руки работаем над сказками. Репетиции начнутся уже в мае, 6 июня коллектив отправится на каникулы, а премьера откроет будущий сезон. Это будет спектакль по английским народным сказкам, очень красивый, со старинными замками, лордами и прочим. А в декабре намечена премьера еще одной сказки — английского автора Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Две такие забавы — это неплохо разгрузит головы. Давно собираемся заняться просветительством для школьников, первый школьный урок хотим сделать по творчеству Лермонтова, у нас уже был поэтический вечер, который прошел, кстати, вполне успешно, теперь хотим поработать с детьми. А дальше, после Нового года, будут и серьезные работы.

— Последний вопрос: что с «Камератой»?
— «Камерата» планируется раз в два года. Это мощная кровеносная артерия для театра, и дай бог, чтобы она не затухала, хватало сил и средств.

Что ж, остается пожелать коллективу удачи. Несмотря ни на какие перипетии, Камерному театру удается сохранять своего зрителя, свою самость и заниматься тем, для чего, собственно, предназначен театр, — искусством.



Четвертая попытка

— На моей памяти это уже четвертый директор, — признается художественный руководитель Камерного театра Виктория Мещанинова.

Добавим, четвертый за последний десяток лет, второй за три года. Впрочем, несмотря на подобные рокировки, как раз в Камерном театре ситуация критической (как в драме, оперном или ТЮЗе) никогда не была. Театр уверенно и устойчиво держит курс, несмотря на все непогоды.

— Возможно, считают, что у нас ситуация более благополучная, чем в других театрах, — разводит руками Виктория Николаевна. — Хотя она тоже непростая.

Тем не менее эта непростая ситуация не ставится во главу угла и не выносится на всеобщее обозрение с привлечением сочувствующих СМИ.

В минувший вторник новый руководитель был представлен коллективу. Труппа весьма индифферентно отнеслась к назначению нового чиновника, тем более в театральных кругах ранее не замеченного. Журналистам назначенец в большей степени известен благодаря маме — Ирине Коломейской, тележурналистке и редактору челябинской редакции канала «Культура». Илья Анатольевич по образованию юрист, преподавал в ЮУрГУ, а также был заместителем руководителя аппарата Общественной палаты области. Пробовал себя в разных сферах — бизнесе (завел автомойку) и даже на культурном поприще (был гендиректором творческого объединения «Д`Артаньян»). Тем не менее умудрился обойти восьмерых соперников и занять директорское кресло.

Определяющим в вопросе, брать или не брать, стало мнение худрука театра, ему и вопросы.



16, 17 мая в Камерном театре премьера спектакля по пьесе Брайена Фрила «Отцы и сыновья». В основе пьесы — роман Тургенева «Отцы и дети». Брайен Фрил — ирландский драматург, автор более двадцати пьес, по его же признанию, всегда питал особую любовь к русской литературе, прежде всего к творчеству А.П. Чехова и И.С. Тургенева. Его перу принадлежат не только переводы, но и адаптации их произведений. Фрил называет собственные адаптации русской классики вольными интерпретациями, что не исключает верности оригиналу. К «Отцам и сыновьям» это относится в полной мере. В некоторых сценах Фрил изменяет место действия, вводит новых персонажей, придает неожиданные оттенки облику главных героев. В «Отцах и сыновьях» известные со школьной скамьи Евгений Базаров, его друг Аркадий Кирсанов все так же проповедуют нигилизм, подпадают под власть женского и человеческого обаяния помещицы Анны Сергеевны. Но более явственно, чем в романе-первоисточнике, симпатии драматурга на стороне Базарова, человека-созидателя, с его внутренней силой и обаянием, что не исключает внутренних противоречий. Режиссер-постановщик Алексей Янковский (Санкт-Петербург), его предыдущие работы в Камерном театре — «Парадоксы преступления» и «Чайка».