Храм, который был музеем
История длиною в два с половиной столетия
Перелистаем летопись Свято-Троицкой церкви. Архивные документы отправляют нас в далекий 1768-й. Именно тогда деревянная Свято-Никольская церковь из-за строительства поблизости грандиозного Христорождественского собора переносится с перекрестка улиц Большой (сейчас ул. Цвиллинга) и Сибирской (современная ул. Труда) в заречную часть города. Рядом с деревянным зданием на протяжении 1796 — 1829 годов строится каменное. Три года церковные службы идут в обеих церквях, а после 1832-го старую деревянную церковь сносят.
Известный в то время купец второй гильдии Максим Ахматов внес немалый вклад (став, по сути, меценатом) в строительство каменного храма. В новой церкви сначала был освящен придел во имя Знамения Божией Матери (1830), а спустя два года и сама церковь. Стены храма были окрашены в желтый цвет, а крыша — в зеленый. Здание отапливалось печами.
Уже осенью 1914 года церковь была освящена. Помимо настоятеля храма на церковной службе были еще два священника. Весьма вероятно, что Свято-Троицкая церковь входила в состав 300 храмов России, возведенных в честь 300-летия дома Романовых.
То, что храм закрыли в конце 1920-х годов, пожалуй, спасло его от уничтожения. Здание церкви использовали для хозяйственных нужд, а потом в его стенах (вплоть до 1990 года) располагался Челябинский областной краеведческий музей.
Восстановление храма проходило с 1990 по 2000 год. Реставрировал росписи купола московский художник Н.Ф. Костюк. Томские умельцы Уткины (отец и сын) изготовили кедровый иконостас, а иконы святого мученика Трифона и великомученика Пантелеймона написал челябинский художник В.Савочкин.
Осенью 2010 года при храме был открыт Кирилло-Мефодиевский духовно-просветительский центр.
В конце 2011 года Свято-Троицкий храм осветили сотнями лампочек. Теперь в темное время суток благодаря современной подсветке церковь стала еще величественнее, больше она не теряется в ночной темноте. Но люди старшего поколения помнят, что это храм, который был музеем.
Возвращение святынь
В 20-х годах ХХ века новая власть изъяла все церковное имущество, эта же участь постигла и христианские святыни. Частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного, еще в 1881 году привезенных из Афонского монастыря, сейчас возвращены и хранятся в церкви. Ковчег с мощами святого Пантелеймона в музейных кладовых нашел настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, а мощи апостола Андрея раньше хранились в Подмосковье, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Икону святого Серафима Саровского спасли от уничтожения монахини Одигитриевской обители. Сейчас она вернулась в Свято-Троицкий храм, как и икона Божией Матери «Знамение». Последняя святыня особо чтится верующими.
Фото Евгении ВЕРИГО