Меню

Храм, который был музеем

08.05.2014 13:25 34 (11746)
Эта церковь приютилась среди высотных зданий в самом центре мегаполиса, недалеко от цирка и оживленных торговых рядов. Путь к Свято-Троицкому храму лежит по одной из главных артерий города — улице Кирова.

История длиною в два с половиной столетия

Перелистаем летопись Свято-Троицкой церкви. Архивные документы отправляют нас в далекий 1768-й. Именно тогда деревянная Свято-Никольская церковь из-за строительства поблизости грандиозного Христорождественского собора переносится с перекрестка улиц Большой (сейчас ул. Цвиллинга) и Сибирской (современная ул. Труда) в заречную часть города. Рядом с деревянным зданием на протяжении 1796 — 1829 годов строится каменное. Три года церковные службы идут в обеих церквях, а после 1832-го старую деревянную церковь сносят.

Известный в то время купец второй гильдии Максим Ахматов внес немалый вклад (став, по сути, меценатом) в строительство каменного храма. В новой церкви сначала был освящен придел во имя Знамения Божией Матери (1830), а спустя два года и сама церковь. Стены храма были окрашены в желтый цвет, а крыша — в зеленый. Здание отапливалось печами.

В начале ХХ века началось масштабное строительство новой церкви, последняя служба в старом храме прошла весной 1911 года, после чего здание разобрали. Архитектором третьего варианта храма стал Петр Сараев.
 

Уже осенью 1914 года церковь была освящена. Помимо настоятеля храма на церковной службе были еще два священника. Весьма вероятно, что Свято-Троицкая церковь входила в состав 300 храмов России, возведенных в честь 300-летия дома Романовых.

То, что храм закрыли в конце 1920-х годов, пожалуй, спасло его от уничтожения. Здание церкви использовали для хозяйственных нужд, а потом в его стенах (вплоть до 1990 года) располагался Челябинский областной краеведческий музей.

Восстановление храма проходило с 1990 по 2000 год. Реставрировал росписи купола московский художник Н.Ф. Костюк. Томские умельцы Уткины (отец и сын) изготовили кедровый иконостас, а иконы святого мученика Трифона и великомученика Пантелеймона написал челябинский художник В.Савочкин.

Осенью 2010 года при храме был открыт Кирилло-Мефодиевский духовно-просветительский центр.

В конце 2011 года Свято-Троицкий храм осветили сотнями лампочек. Теперь в темное время суток благодаря современной подсветке церковь стала еще величественнее, больше она не теряется в ночной темноте. Но люди старшего поколения помнят, что это храм, который был музеем.

Возвращение святынь

В 20-х годах ХХ века новая власть изъяла все церковное имущество, эта же участь постигла и христианские святыни. Частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного, еще в 1881 году привезенных из Афонского монастыря, сейчас возвращены и хранятся в церкви. Ковчег с мощами святого Пантелеймона в музейных кладовых нашел настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, а мощи апостола Андрея раньше хранились в Подмосковье, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Икону святого Серафима Саровского спасли от уничтожения монахини Одигитриевской обители. Сейчас она вернулась в Свято-Троицкий храм, как и икона Божией Матери «Знамение». Последняя святыня особо чтится верующими.

Фото Евгении ВЕРИГО

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»