Денис Мацуев: «Давайте держать кулаки, чтобы в мире звучала музыка, а не выстрелы»
Рояль для Магнитки
— Для меня каждый год — год культуры. Это не значит, что я буду играть более культурно или более громко, — шутит музыкант, лучезарно улыбаясь. — На самом деле надеюсь, что многие чиновники поменяют свое отношение к искусству, потому как отношение к культуре как к развлечению — неправильное. У меня огромное количество проектов в этом году. Вот недавно был в Оренбурге, проехал по небольшим центрам — Беляевка, Новосергиевка — там губернатор подарил новые рояли. Публика неизбалованная, с каким нетерпением люди ждали этих концертов, и атмосфера в зале была потрясающая. И у меня появилась идея сделать тур вот по таким небольшим городам. Ведь на самом деле мне абсолютно все равно, где играть: в Карнеги-холл или в Беляевке.
Это, кстати, правда. Мацуев не из тех, для кого все решает «золотой телец». В прошлом году, когда возникли проблемы с финансированием челябинского форума, виртуоз заявил: «Я найду деньги, но в Челябинск приеду», и приехал.
— У меня была встреча с губернатором очень приятная, — рассказал Денис. — Поговорили о Магнитке. Я сказал, что не могу там выступать, поскольку нет инструмента. И губернатор пообещал этот вопрос решить. Так что в следующем году, я, скорее всего, поеду и в Магнитку.
Как бы ни злословили злые языки, но рояль Магнитке не помешает. Как-никак второй по величине город области, имеет оперный театр и даже консерваторию, чего нет даже в областном центре. Так что публика там весьма подготовленная. Чем Магнитка хуже Новосергиевки, где население составляет всего-то 13 тысяч жителей?
Белая рубашка и разбор полетов
— Денис, вы выступали на закрытии Олимпиады. Как впечатления?
— На самом деле я был на шести разных Олимпиадах, поэтому есть, с чем сравнить. Могу сказать, что эта Олимпиада была уникальной, причем по всем параметрам — организация, зрители. Наши конкуренты были поражены тем, как дружно все поддерживали наших спортсменов. На закрытии даже было грустно от того, что все закончилось.
— А вы следили за Играми?
— Конечно, я болел за наших, даже голос сорвал.
Кстати, в Сочи Мацуев играл на том самом инструменте, на котором в свое время выиграл конкурс Чайковского. Об этом рассказал постоянный спутник Дениса и ведущий фестивальных концертов Святослав Бэлза.
— Это такой жест доброй воли концерна «Ямаха». По просьбе Дениса они доставляют инструменты на какие-то знаковые мероприятия, — пояснил Святослав Игоревич.
— Кто сейчас ваш главный критик? Раньше вы ссылались на мнение родителей.
— До сих пор они устраивают разбор полетов регулярно, — машет рукой пианист. — И сейчас в артистической меня ждет папа, который уже отругал меня за то, что я не в белой рубашке, — хохочет музыкант, распахивая пиджак и демонстрируя свитер-водолазку.
— Говорят, что вы и музыку сочиняете, правда?
— Да, я занимался композицией, это необходимо для музыканта, но не думаю, что мои композиторские опусы были выдающимися.
— Как привить музыкальный вкус?
— Непростой вопрос. Все начинается со школы. В советское время у многих дома стояло пианино, хотя по тем временам оно стоило совсем недешево — тысячу рублей, но почему-то инструменты стояли. Музыкальное образование, даже если ребенок не станет большим музыкантом, ничего плохого не принесет. Сейчас происходит филармонический бум. Мы с Гергиевым проехали от Калининграда до Владивостока — залы переполнены, даже на концерты «крещендовцев», молодых музыкантов (кстати, это мой любимый фестиваль). И что самое удивительное — молодежь приходит на концерты. И это здорово! Сейчас такое тревожное время, давайте держать кулаки, чтобы в мире звучала музыка, а не выстрелы.
Климат в филармонии и на Украине
Пока музыкант с охотой раздавал автографы и фотографировался, удалось ввернуть парочку вопросов собственного сочинения.
— Как вы нашли своего «крестника» — челябинский рояль?
— Хмм, — на секунду Денис нахмурился. — Инструмент пока спит. У меня есть три дня, чтобы его разбудить.
— Вам обещали, что специально для инструмента филармония приобретет климат-контроль, который будет обеспечивать необходимую температуру и влажность. Вы видели, это действительно так, режим соблюдается?
— На самом деле, это вечная проблема наших помещений: большие перепады температуры болезненно действуют на инструмент и, безусловно, это все нужно поддерживать. Надеюсь, что так и будет, — несколько уклончиво ответил артист.
— Вы подписали письмо работников культуры в поддержку Крыма…
— Знаете, я прекратил комментировать, потому что начались разные спекуляции на эту тему. Тот поток, который полился на всех тех, кто подписал это письмо, непонятен и необъясним. Идея была совершенно другая. Люди, которые его подписали, — выдающиеся деятели нашего искусства, они обожают эту страну и хотят жить в мире, чтобы не было крови, никаких захватов, чтобы не пострадали не только русские, которые живут там, чтобы не пострадал никто из мирных жителей, вне зависимости от национальности. Когда я приезжаю в любую из стран СНГ, всегда говорю, что это наша родная публика, я не делю ее на евреев, азербайджанцев или украинцев. Когда лилась кровь в Киеве, мне было, безусловно, горестно. Это родина моей мамы, которая прожила там девять лет. Это место моего детского, юношеского конкурса, который, кстати, опять проходил сравнительно недавно, в ноябре. Киев для меня, как и для многих россиян, является большим культурным центром. Украина дала миру великие имена: Ойстрах, Рихтер, Гилельс, великий Горовиц, конкурс которого также проходит в Киеве. Моя позиция абсолютно добрая, никоим образом не подразумевает никакой агрессии и провокаций.
— Собираетесь с концертами в Крым?
— В Крыму я выступал раз десять минимум: и в Симферополе, и в Ялте, там фестиваль знаменитый, и в Ливадийском дворце, и в Севастополе. И буду туда приезжать, очень надеюсь, что и в Киев тоже, ведь там у меня огромное количество друзей и моей родной публики.