В Челябинске стартовал фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА»
Свой интерес
— Обычно на раскрутку фестиваля требуется время, здесь же мы наблюдаем уникальный случай. На второй по счету фестиваль поступило свыше 60 заявок. Это невероятно! — восклицает вице-президент Международного форума монотеатра при МИТ ЮНЕСКО Нина Мазур. Кому-кому, а ей можно доверять в оценках. На челябинском фестивале Нина Зиновьевна уже второй раз в составе жюри и признается:
— Мне интересно работать в этом совете, слушать мнение коллег. Мне интересно работать на этом фестивале.
Впрочем, она в своих интересах не одинока. Театр «Zоопарк» из Нижнего Новгорода отметился на первом форуме и приехал на второй.
— Нам всегда было интереснее смотреть, чем показывать. Мне необходимо присутствовать с первого до последнего дня, присутствовать на обсуждениях, которые очень важны. Всегда нужно корректировать свои ощущения и ощущения коллег, тогда ты находишься в общем потоке и идешь в нужном направлении, — считает руководитель «Zоопарка» Лев Харламов.
Фестивалей разного толка сейчас пруд пруди. Что же такого особого в челябинском, что сюда едут театры со всей страны, а некоторые критики предпочитают столичным форумам южноуральскую провинцию? Секрет прост: здесь каждый найдет то, что ищет. Зрители — новые, неизвестные постановки неизвестных или уже знакомых и любимых коллективов. Театры — умный, тонкий, профессиональный взгляд на их работу. Критики — креативные, смелые творческие эксперименты. Ну и самое главное — та атмосфера, которая объединяет всех, очень разных по профессиям, убеждениям и предубеждениям, в единое сообщество людей театра.
Долгожданная Каллас от Стуруа
История коллектива весьма примечательна — это царский подарок премьер-министра Грузии Роберту Стуруа, ответный шаг на увольнение мэтра из театра Руставели за критику бывшего президента Саакашвили. Хотя на самом деле это те же артисты театра Руставели, который возглавлял, да и сейчас продолжает возглавлять Стуруа. Просто это стало, скорее, дополнительной площадкой с оригинальной конструкцией.
Замысел спектакля появился также еще в театре Руставели. Премьеру сыграли под другой вывеской, но с теми же актерами. Сюжет пьесы незамысловат: Каллас занимается с учениками, одна из них, Шерон, очень похожа на нее.
— Есть одна вещь, которая меня потрясает: актриса, которая играет Марию Калласс, не только подходит физически, она очень на нее похожа, но и умеет показать нам сущность творца. Творца, который пришел к тому периоду своей жизни, когда суета отступила и важна не форма, а то, что ты успеешь сказать. Этот спектакль — настоящий мастер-класс, он учит любого человека перфекционизму,— считает Нина Мазур.
По гамбургскому счету
Обсуждение спектаклей на челябинском форуме — часть не менее важная. Каждый день жюри дает полный, всесторонний, детальный анализ, что, кстати, вызывает не меньший интерес, чем просмотр.
— Спектакль, что называется, не добавить, не убавить. Здесь мы видим две истории: Марии Каллас и Роберта Стуруа. Для такого большого мастера не важны мелочи, даже человек, для него важно воплощение его идеи. Мастер должен создавать, он борется с разумом, сопротивлением материала, со своими демонами, — рассуждает Нина Мазур.
— Эффектно и красиво по-оперному. Но при всех достоинствах спектакль кажется недосказанным. Мне кажется, проблема в пьесе: при всем мастерстве и бродвейских (в хорошем смысле слова) параметрах, пьеса дала импульс спектаклю, но не дала возможности выйти в нечто великое, некие надсферы, — считает эксперт премии «Золотая маска» Александр Вислов.
С коллегой согласен и режиссер из Литвы Саулюс Варнас:
— Было приятно видеть прекрасный актерский ансамбль, высокое режиссерское мастерство, но при всей точности, при всей музыкальности остается открытым вопрос: ради чего?
Словом, разбор идет по высшему, гамбургскому, счету, невзирая на авторитеты. Свое мнение может высказать любой участник, даже поспорить с критиками, что, кстати, с успехом происходило в прошлом году. Ведь, как известно, именно в спорах рождается истина.
Фото Наиля ФАТТАХОВА.